Всем, и в том числе студентам из довольно обеспеченных семей, приходится подрабатывать, чтобы как можно меньше зависеть от родителей. Нужно же иметь деньги на питание, на обувь-одежду, на карманные расходы. Работа эта, как правило, неквалифицированная, малооплачиваемая: погрузить-разгрузить, разложить товары по витринам, расхаживать у метро или супермаркета в качестве ходячей рекламы или же пахать посудомойками в кафе и ресторанах. Кто-то скажет: «Ну и что же, не графья, вон Сергей Довлатов и лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский работали истопниками, дворниками...»
Дело не в том, где работаешь, а в том, что мы при этом не получаем навыков в нашей профессии, которую постигаем. Студенту нужен гибкий график работы, а работодателю это невыгодно, и он требует, чтобы студент трудился от звонка до звонка. Студент совершенно бесправен перед работодателем: он еще может и не заплатить ничего за месяц работы, сказав: «Вы мне не подходите» или «Вы работали из рук вон плохо». К тому же времени на учебу у работающего полный день студента не остается. Где уж тут думать о полноценной учебе. Необходимых знаний мы не получаем.
С практикой тоже есть трудности. Чаще всего за нее денег не платят, вот будущий специалист и работает спустя рукава, хотя на самом деле нужно трудиться засучив рукава. В итоге не получаем ни практических навыков, ни знаний. Какие же специалисты из нас получатся? Можете представить, что будет, когда лет через десять-пятнадцать сегодняшние специалисты уйдут на пенсию и  в основном будут работать те, кто получил профессиональное образование начиная с 90-х и во все последующие годы. Сколько среди них будет недоучек-инженеров, учителей, строителей, врачей, других специалистов. Не надо иметь богатую фантазию, чтобы представить, что станет с нашей экономикой.
У тех студентов, кто учится в платных вузах, своя проблема в получении знаний и профессии. Многие из них поддаются соблазну легкой жизни, когда можно вообще не учиться, не держать в руках учебник, не ходить на лекции, если есть чем заплатить за зачет, экзамен, за дипломную работу. Такая ситуация развращает всех, а главное - лишает студентов возможности получить реальное образование и реальную профессию. Многие спохватываются, когда уже поздно что-либо изменить, и остаются с голым дипломом на руках, который им в жизни едва ли пригодится.
Сегодня нашей стране, как, впрочем, и во все времена, нужны высококлассные специалисты, знатоки своего дела. Мы, студенты, часто спорим об этом, высказываем свои соображения, выражаем беспокойство. Но от наших словесных баталий немного пользы. Мало пользы и от бесконечного реформирования институтов и университетов. Я думаю, что необходим кодекс чести в каждой конкретной профессии. В том числе и у профессорско-преподавательского состава вузов.

​Анастасия ВАРЛАМОВА, студентка, Московская область