Между тем  дошкольное воспитание (так по привычке его многие называют) официально признано первым уровнем образования. Если раньше считалось, что детсад должен готовить детей к школе, то теперь его задача шире и многограннее - наряду со школой, средними и высшими специальными учебными заведениями детский сад готовит детей к жизни. То есть закладывает основы социализации, коллективизма, здорового образа жизни, развивает нравственно, интеллектуально и эстетически, выявляет склонности и способности - то есть отчасти уже формирует жизненную траекторию маленького человека.
Требования времени изменились, и в первую очередь на них отреагировали специалисты, теоретики и практики дошкольной педагогики. Со временем, хотя и не сразу, должно измениться отношение общества к периоду, предшествующему школе. А вот у работников дошкольных образовательных организаций  нет времени на раскачку, они должны уже сегодня работать по-новому, в соответствии с требованиями принятого ФГОС.
Далеко не всем детским садам удается безболезненно «сменить формат», многие опытные воспитатели сетуют, что привычка быть  беспрекословным авторитетом и наставником для детей и их родителей, дает о себе знать. А ФГОС настойчиво рекомендует осваивать новый тип взаимоотношений с воспитанниками. В его основе лежит приоритет личности ребенка, его познавательных потребностей и наклонностей.
Так должно быть в идеале. В реальности же идеал бывает недостижим по объективным, чаще всего материальным, причинам.
Разве может физически воспитатель группы, состоящей из более чем 30 воспитанников, прислушаться к каждому ребенку, следовать за его потребностями? Нет, это из области фантастики. Но в больших городах власть вынуждена любой ценой решать проблему очередности в дошкольные учреждения. Там, где рождаемость высока, наполняемость групп превышает все допустимые нормы. Конечно, группа в полном составе собирается раз или два в году, но даже 25 детей на одного воспитателя - это очень много. Такова жизнь, и муниципалитетам приходится выбирать: либо требовать от дошкольных организаций соответствия ФГОС, либо обеспечивать очередников местами.
Тем не менее положительный опыт в регионах, несмотря ни на что, накапливается, и сегодня мы расскажем о том, какие изменения произошли за минувшие пять лет в одном конкретном дошкольном образовательном учреждении, расположенном в самой что ни на есть провинции, в одном из райцентров Нижегородской области.

Лес в миниатюре
Павловский детский сад «Колокольчик» недавно отметил 45-летие. В марте 1971 года он принял детей работников завода «Восход», выпускающего продукцию для авиации. Дети заводчан и сегодня составляют большинство контингета, хотя садик давно уже перешел в ведение муниципалитета. Но память о том, что работники завода долгое время шефствовали над «Колокольчиком», жива по сей день. Пожалуй, мало где найдешь такую комфортную, по-настоящему курортную территорию. Вокруг садика за сорок с лишним лет выросли могучие лиственницы и сосны. Они делают воздух  целебным, а высокие ясени, березы и рябины дают тень и прохладу.
- Да, здесь у нас благодать, как на берегу лесного озера, - подтверждает мои слова Ирина Константиновна, старший воспитатель, любезно согласившаяся провести для меня экскурсию по территории. - Мне есть с чем сравнить.
Ирина Константиновна работает в «Колокольчике» пять лет, ее педагогический стаж 11 лет. Но именно здесь она смогла реализовать многие свои идеи. Конечно, большую роль сыграло и то, что коллектив «Колокольчика» очень активный и творческий, готовый осваивать все новое и прогрессивное. Но и пространство тоже стало одним из вдохновляющих факторов.
- Было несколько площадок, которые считались общими, они не были закреплены ни за одной группой. Хотелось их задействовать с наибольшей пользой. Поскольку перед нами была поставлена задача создания развивающей и мотивирующей среды, появилась идея организовать на одном из пустующих участков уголок живой природы, лесополосу в миниатюре. Чтобы дети знакомились с обитателями леса, видели, как организованы их жизнь и взаимодействие. Не все мы сделали в один день - замысел развивался и совершенствовался по мере того, как мы начали его воплощать. Все воспитатели приняли участие в ее создании, подключились и активные родители. Сначала мы посадили лесные растения, сделали узнаваемые модели муравейника, норы зайца и лисы, медвежьей берлоги. Затем появилась идея экологического маршрута. Воспитатели, проводящие здесь занятия, не только рассказывают детям о каждом живом и искусственно созданном экспонате, но и знакомят детей с основными правилами поведения в лесу, объясняют, что нужно делать, если заблудился, с помощью каких примет можно сориентироваться на местности, какие ягоды и плоды можно есть, а какие нельзя. Здесь дети узнают, как можно обезопасить себя при встрече с дикими животными или змеями (в павловских лесах встречаются не только ужи, но и гадюки).
Лесной уголок действительно производит большое впечатление. «А как часто бывают здесь дети?» - не могла не поинтересоваться я.
- Поначалу ходили едва ли не каждый день. Сейчас занятия проводятся здесь раз в неделю, ведь у нас появилось еще много чего нового и интересного.

Прогноз на завтра
На самом деле идея создания развивающей среды настолько увлекла весь педагогический коллектив, что очень скоро на территории «Колокольчика» появилась настоящая детская метеостанция со всей необходимой атрибутикой. Есть здесь не только рукотворные приборы для измерения уровня осадков, снежного покрова и направления ветра. Главное внимание при составлении прогнозов (этим занимаются ребята старшей и подготовительной групп при помощи воспитателей) уделяется природным барометрам. Они растут здесь же, на метеоплощадке: это папоротники, реагирующие на уровень влажности окружающего воздуха. Есть даже реконструкция старинного, самого первого барометра, которым пользовались наши предки земледельцы для определения лучших дней для начала сенокоса и жатвы.
- Конечно, нам пришлось самим углубиться в тему, но это было очень интересно, тем более результаты превзошли все наши ожидания.
- Детям нравится определять метеоусловия, записывать показания?
- Конечно, не всех это одинаково интересует. Есть те, кто легко загорается и так же быстро остывает. Но у нас сформировались активисты, дети, которым интересно вести наблюдения, - это первые попытки собственного исследования. Видели бы вы, как дети радуются, когда сбываются их прогнозы. Для нас важно, чтобы каждый ребенок мог найти в садике  интересное занятие, проявить свои склонности, испытать радость от достигнутого результата.
В «Колокольчике» есть условия для расцвета всех талантов. После лесного уголка и метеостанции, футбольной площадки и спортивного уголка со множеством турников и лесенок (ее создание - мера отчасти вынужденная, так как в здании садика нет спортивного зала) на территории появились настоящая сцена и летний театр. Воспитатели с детьми и раньше делали небольшие театральные постановки, так сказать, для внутреннего пользования, чтобы занять детей, склонных к игре.
- А потом музыкальный руководитель Татьяна Михайловна Харитонова предложила сделать настоящий летний театр, чтобы приглашать на спектакли родителей и детей из других групп, - продолжает рассказ Ирина Константиновна. - Проект был реализован тоже с помощью родителей. И, к нашей радости, сцена стала востребована. Согласитесь, это совсем не то, что приглашать взрослых людей в маленький актовый зал. Совсем другое настроение у зрителей и юных актеров.
Я еще раз хочу уточнить, что «Колокольчик» - обычный, а не элитный садик. Здесь детей приучают и к труду тоже - это составная часть социализации. Каждый ребенок знает, что нужно убирать за собой, беречь природу - так воспитывается ответственность. Родители воспитанников - обычные трудящиеся, не отличающиеся сверхдоходами. Тем не менее все, что появилось здесь в последнее время, есть результат не огромных материальных вложений, а совместного творчества родителей и коллектива, их поиска и инициативы. И отмечу, что все это работает, потому что создано талантливо, с душой и любовью к детям.
Мне осталось только добавить, что в успехах и достижениях коллектива многое зависит от личности руководителя. Если бы заведующая «Колокольчиком» Аза Викторовна Харитонова не поддерживала своих воспитателей и сама первой не бралась за осуществление новых проектов своих подчиненных, результаты точно были бы намного скромнее.

Павловский район, Нижегородская область