Проведение специальной оценки условий труда в образовательных организациях - процесс, который не должен проходить без должной подготовки и контроля со стороны профсоюзной организации, так как результаты ее напрямую затрагивают интересы всего коллектива.
Как оценка рабочих мест, так и план по улучшению мероприятий по охране труда по результатам спецоценки требует определенных знаний в области охраны труда. Поэтому представитель от профсоюзной организации, а это уполномоченный по охране труда или член комитата (комиссии) по охране труда, должен быть обучен на специальных курсах по программе специалистов, осуществляющих независимую экспертизу результатов проведения специальной оценки труда.
Профсоюзный контроль за соблюдением требований по организации и проведению специальной оценки условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда») осуществляется инспекциями труда соответствующих профессиональных союзов в порядке, установленном трудовым законодательством и законодательством Российской Федерации о профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности (Федеральный закон от 12.01.1996 №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»).
Далее в процессе рассмотрения порядка проведения спецоценки конкретные действия представителей профсоюза на различных этапах нами будут рассмотрены применительно к наиболее важным моментам выполнения этого мероприятия.


Порядок проведения специальной оценки условий труда
С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда. В соответствии со статьей 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда (СОУТ) в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда. Организация и порядок проведения специальной оценки условий труда определены Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».


Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах осуществляется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда. Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией.
Надеюсь, здесь всем все понятно - идентификация осуществляется экспертом, а результаты ее утверждает комиссия. Очень современно. Что это значит? А значит это то, что члены комиссии должны понимать, какие результаты они утверждают. А понимать и разбираться они смогут лишь тогда, когда будут обучены, то есть пройдут обучение в соответствующих учреждениях по программам организации и проведения СОУТ.
Под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Процедура осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов устанавливается методикой (Министерство труда и социальной защиты РФ, приказ от 24 января 2014 года №33н «Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению») проведения специальной оценки условий труда.
В случае если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, условия труда на данном рабочем месте признаются комиссией допустимыми, а исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов не проводятся.
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.
В чем тут особенность? Из определения мы знаем, что под идентификацией потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов понимаются сопоставление и установление совпадения имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами производственной среды и трудового процесса, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, а исследования проводятся только по результатам идентификации. Так вот чтобы подтвердить или опровергнуть наличие вредного фактора, нужно проводить исследования (то есть должна быть идентификация), или придется подавать декларацию соответствия условий труда, про которую речь пойдет дальше.
Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется, а сразу готовим документы к проведению исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении:
1) рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости. В чем особенность для образовательных организаций? В законе о страховых пенсиях есть категория работников, которым назначается или которые имеют право на досрочную пенсию только при наличии вредного производственного фактора, подтвержденного результатами спецоценки. Нас это не касается. Далее это обоснование будет вам представлено;
2) рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Опять же гарантии и компенсации только за работу с вредными и (или) опасными условиями труда. Те гарантии и компенсации, которые нам предоставлены законодательно (сокращенная продолжительность рабочей недели, основной удлиненный отпуск), к этим гарантиям не имеют отношения;
3) рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда. Вот на это надо обратить внимание. Если по результатам аттестации рабочих мест установлены вредные факторы производственной среды и трудового процесса, лишнюю работу по идентификации этих факторов не проводим. Сразу их вносим в разряд идентифицированных и готовим их к исследованиям (испытаниям) по тем показателям, на основании которых был присвоен класс вредности.
Для чего? Для правильного принятия решения по процедуре оценки условий труда (Федеральный закон от 28. 12. 2013 г. №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Федеральный закон №421 от 28 декабря 2013 года статьей 15, пунктом 3 определил, что при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
О чем это говорит? Это говорит о том, что при сохранении условий труда на рабочих местах (ничего не менялось), при наличии вредного производственного фактора на рабочем месте (по результатам прошлой аттестации рабочих мест по условиям труда), явившегося основанием для предоставления компенсаций, после проведения СОУТ компенсации остаются.
Возникает вопрос: что делать, если из методики эти факторы (явившиеся основанием для начисления льгот) исключены?
На что надо ориентироваться? А вот если они исключены, то руководитель организации обязан подтвердить улучшения условий труда соответствующими протоколами измерений. Что это такое? По результатам аттестации рабочих мест был составлен план улучшения условий и охраны труда. Результатом выполнения этого плана должно быть устранение причины наличия вредного фактора (замена осветительных приборов, снижение шума). Для подтверждения выполнения этой работы должна приглашаться организация, которая своими измерениями подтвердит протокольно улучшение условий труда. А если условия труда не изменились, как можно сразу от результатов АРМ по УТ выходить на допустимые условия труда при СОУТ при наличии (неустранении) действующего вредного фактора? Следовательно, между АРМ по УТ и мероприятиями по СОУТ должна быть проведена работа по улучшению условий труда. В противном случае вредность остается, только надо ее подтвердить результатами проведения СОУТ.


Декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам осуществления идентификации не выявлены, работодателем подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, по месту своего нахождения декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.
Почему-то многие руководители считают необходимым как можно больше задекларировать мест и забыть про них. Давайте внимательнее прочитаем название документа и рассмотрим возможные последствия такого декларирования.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.


Что в себя включают государственные нормативные требования охраны труда?
Ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации. Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, а также требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Статья 211 Трудового кодекса Российской Федерации: государственные нормативные требования охраны труда. Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при организации производства и труда.
Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. №1160 (Правительство РФ, постановление от 27 декабря 2010 г. №1160 «Об утверждении положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда») к нормативным правовым актам, содержащим государственные нормативные требования охраны труда, отнесены:
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (санитарные правила и нормы, санитарные нормы, санитарные правила и гигиенические нормативы, устанавливающие требования к факторам производственной среды и трудового процесса) (далее - акты, содержащие требования охраны труда).
А теперь вопрос: кто из руководителей образовательной организации с уверенностью может заявить о соответствии требованиям СанПиНов, гигиеническим нормативам тех или иных рабочих мест, на которых проводится спецоценка? Поэтому прежде, чем оформлять декларацию соответствия условиям труда, надо тщательно проанализировать готовность отстаивать заявленные результаты.
Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда действительна в течение пяти лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.
В случае если в период действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда с работником, занятым на рабочем месте, в отношении которого принята данная декларация, произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается, и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.
По истечении срока действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда и в случае отсутствия в период ее действия обстоятельств, указанных выше, срок действия данной декларации считается продленным на следующие пять лет.
СОУТ рабочих мест работников образовательных организаций - достаточно объемный и трудоемкий процесс, так как соблазн связать имеющиеся на сегодняшний день определенные льготы и компенсации в законодательном порядке с результатами проведения СОУТ приводит к некачественному и порой недобросовестному выполнению работы. Роль профсоюзной организации заключается в оказании помощи по организации широкой подготовительной работы (то, о чем говорилось на протяжении всей статьи) к проведению СОУТ, изучению данных об организации, проводящей СОУТ, ее состава (экспертов), их уровня профессиональной подготовки, максимально прозрачному выполнению работ по идентификации вредных производственных факторов, их исследованию (измерения), составлению отчета и ознакомлению работников с полученными результатами. А следующим этапом контроля со стороны профсоюзной организации является этап выполнения плана мероприятий по улучшению условий и охраны труда в образовательной организации.

Валерий ТЕЛЬНЫЙ,
технический инспектор труда Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ