Во многом это эффект развивающейся в городе системы управления корпоративной информацией как совокупности стратегий, методик и инструментов, которые используются в столице для поиска, хранения, защиты, доставки актуальной информации и документов в цифровом формате.
Практически все отраслевые бизнес-процессы регламентированы, структурированы и переведены в электронный вид.
С одной стороны, это обеспечивает предоставление жителям столицы государственных услуг в электронном виде - от записи в дошкольное отделение или кружок дополнительного образования до получения сведений о результатах государственной итоговой аттестации. С другой - обеспечивает единство данных без необходимости их дублировать, многократно повторно проверять и подтверждать. Это обеспечивает рост доверия к цифровым сервисам, что в свою очередь приводит к росту их ценности и надежности: на их основе рассчитываются экономические показатели эффективности, плановые значения ключевых индексов городских программ развития, объемы государственных заданий, осуществляются привычные для каждого москвича электронные платежи, прием показаний приборов учета, проверка и оплата штрафов ГИБДД, то есть наиболее востребованные москвичами электронные услуги (по данным информационного агентства «Госновости»).
Почти 800000 учащихся используют электронные карты, в общегородском электронном журнале выставлено более 150 миллионов оценок за год, в столице размещено более 900 точек бесплатного доступа wi-fi, за год в системе здравоохранения Москвы формируется 10,5 миллиона рецептов - такова цифровая мозаика направлений проникновения IT в жизнь москвичей.
В столице обеспечен подход к циклическому развитию информационного общества: социальные запросы актуализируют электронные сервисы, которые постоянно совершенствуются под их воздействием. Так, еще пять лет назад сервис «Электронный дневник» вызывал широкие общественные дискуссии.
В настоящее время этот электронный сервис является одним из самых востребованных. Каждую неделю к «Электронному журналу и дневнику» обращаются более 500000 уникальных пользователей, в то время как год назад этот показатель составлял 350000, а два года назад - не более 150000.
Строгие требования к электронным сервисам в образовании предъявляет родительская и педагогическая общественность. Именно конечные потребители являются настоящими авторами при развитии функциональных возможностей наиболее востребованных современных электронных систем.
Развитие сервисов на основе информационных технологий в области образования, науки и культуры - одна из задач государственной программы «Информационное общество» (2011-2020 годы). Портал городских услуг Москвы pgu.mos.ru предоставляет 15 электронных сервисов, обслуживающих все организационные направления системы образования города.
Сегодня российские дети проводят во Всемирной паутине значительно больше времени, чем их сверстники во многих странах Европы и США. К такому неожиданному заключению пришли эксперты «Лаборатории Касперского». В отчете на сайте компании указано, что более половины всех опрошенных несовершеннолетних пользователей в России (56 процентов) находятся в Сети практически постоянно, тогда как в США и Европе эти показатели ниже - 51 процент и 40 процентов соответственно.
Это означает, что учащиеся столицы и их семьи предъявляют максимально высокие требования не только к организационным аспектам обучения, но и к содержанию образования, технологиям обучения, взаимосвязанным педагогическим и цифровым решениям.
Современная школа - это еще и электронная образовательная площадка. Учебные материалы, новости и анонсы мероприятий, системы независимого тестирования, информирование о теме каждого урока и видах деятельности ребенка, которые были оценены, цифровые домашние задания и электронные тренажеры, электронные учебные пособия и оптимальное содержимое школьного портфеля, результативное использование учебного оборудования, распределенные учебные проекты, максимально эффективное распределение учебного времени учащихся - всю эту совокупность возможностей каждая управленческая команда может обеспечить каждому ученику, используя современные электронные инструменты и ресурсы - типовые сайты школ, личные кабинеты родителей и учащихся, средства оперативного информирования.
Для современной системы методического обеспечения столичного образования вызовом времени является представление образовательных проектов с технологической позиции. Созданный методический материал тем ценнее, чем чаще востребован, а значит, использован в работе учителя, члена управленческой команды, учащегося. Ценность материала определяется не автором или голосованием, а востребованностью разработки на основе объективных показателей, которые используются в отчетах поисковых систем. На портале Городского методического центра все проекты, которые в настоящее время реализуются в школах Москвы, представлены в полном объеме - от нормативных актов и текущих событий проекта до результатов, фотоотчетов и поддержки проектов в социальных медиа.
Как мы используем возможности
«Есть такое твердое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету» (Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»).
Удивительный проект, превративший формальный «Паспорт учетного участка озеленения» в большой конвергентный педагогический проект по биологии, математике, геометрии, географии, компьютерной графике и моделированию, ландшафтному дизайну. В нем есть место для интересов и знаний каждого учащегося, когда учебные навыки наиболее полно применяются для решения практических задач - как определить высоту дерева, растущего на школьном участке, измерить площадь клумб, нанести на план целое здание, определить состояние дерева или вид кустарника, перенести данные из таблиц на компьютерную модель школьного участка. Самая большая школьная команда, которая приняла участие в проекте в 2015 году, - 32 учащихся с 5-го по 10-й класс. Обращает на себя внимание состав организаторов: это и методисты по биологии, математике, географии, информатике, и программисты, и специалисты по информационной безопасности - всего 10 экспертов, разрабатывающих программное обеспечение проекта, каталоги растений, методические рекомендации по работе с различными 3D-программами и геоподложками, рекомендации по способам измерения, вычисления площадей сложных геометрических фигур, использованию ультрасовременных и подручных измерительных приборов.

Какие поисковые запросы приводят пользователей на портал Городского методического центра? (См. табл. 1.)
Поисковые запросы, приводящие пользователей на портал Городского методического центра, разнятся в зависимости от времени года: от подготовки локальных актов образовательных организаций, старта общегородских проектов для учащихся и учителей до событий федерального и регионального масштаба. Однако темы федеральных образовательных стандартов, актуальных версий нормативных актов, содержательных методических разработок пользуются стабильным спросом.
Пиковые запросы формируются актуальными событиями («Урок 1 сентября», «Юбилейный урок», «Час кода», «Я узнаю Москву» и другими), но основная масса запросов, распределенная по всему году и не отражаемая в пиковой нагрузке, приходится на системные методические запросы, например, «Модельные локальные акты образовательных организаций», «Изменения в СанПиН, комментарии», «Эффективный учебный план». (См. табл. 2.)
При этом поисковые запросы специфичны для конкретных регионов России. В таблице представлены наиболее популярные запросы по регионам. Лидером по количеству типовых запросов является Республика Крым.
Вместе с тем страны-лидеры
выглядят следующим образом:
Региональный портал ориентирован на обеспечение ведомственных интересов своего региона, в этом заключается содержание государственной работы «Организационно-методическое и информационное сопровождение деятельности организаций и их работников», однако по некоторым поисковым позициям региональные порталы наиболее привлекательны с точки зрения пользователей.
Так, со стороны региональных пользователей наблюдается тренд, который отмечают специалисты компании «Яндекс»: «Цели запросов показывают, для чего люди используют поиск: чтобы найти нужный сайт и перейти на него (навигационная цель), узнать что-нибудь (информационная цель) или получить готовый контент (транзакционная цель). Если на навигационные и транзакционные запросы приходится примерно по 25% всего поискового потока, то на информационные - около 30%».
Несмотря на то что навигационные цели формируют высокий показатель отказов портала, это неотъемлемая функция любого сетевого ресурса центральных городских учреждений. Портал выполняет свою непосредственную функцию - маршрутизирует пользователей на необходимый ресурс, формирует единое ведомственное информационное федеральное поле. Яркими примерами таких функций являются проекты «Сетевичок.рф» (более 70000 запросов), «Час кода» (более 125000 запросов), «Семья и Отечество в моей жизни» (более 30000 запросов).
Вместе с тем в психологии А.Н.Леонтьев описал феномен сдвига мотива на цель, при котором вспомогательные цели приобретают первостепенную значимость. Аналогично Городской методический центр предоставляет дополнительные материалы по различным проектам, преобразуя навигационные цели в транзакционные: пользователи не только имеют возможность перейти на ресурс, но часто остаются на портале, добавляют ресурс в «Избранное», используют представленные методические материалы в дальнейшей работе. Такой подход обеспечивает устойчивый рост целевой аудитории.

Как мы используем возможности
В соответствии с решением парламентского слушания Совета Федерации на протяжении последних трех лет во всех школах страны проходит единый урок безопасности в сети Интернет. В результатах поисковой выдачи Яндекса по соответствующему запросу первую строку занимает страница портала Городского методического центра, где находятся все материалы для проведения урока (информационная цель), а также присутствует ссылка на основной сайт проекта (навигационная цель). Обеспечение достижения транзакционной цели выглядит следующим образом: на той же странице размещена ссылка на портал «Безопасность в Интернете» - security.mosmetod.ru, работа которого реализуется Городским методическим центром в рамках единого урока безопасности в Сети. На данном портале размещены сотни материалов, предоставляющих исчерпывающую информацию по вопросу информационной безопасности.
Таким образом, портал Городского методического центра предоставляет возможность полного погружения в тематику проводимых мероприятий, предлагая как информацию ознакомительного характера, так и специализированный контент. Данная информация может быть использована в рамках реализации проекта, в урочной и внеурочной деятельности, в процессе самообразования, реализации уроков с помощью технологий электронного и дистанционного обучения. Материалами, размещенными в рамках данного проекта, активно пользуются жители всех регионов Российской Федерации.
«Сад, часто пересаживаемый, плода не приносит» (Лао-цзы)
Пользователи портала демонстрируют сформированные ожидания от содержания разделов портала - год от года наблюдается рост посещений каждой рубрики. Часть посещений формируется за счет «профилактических» визитов, в ходе которых пользователи просматривают привычные рубрики на предмет размещения новых материалов.

Постоянная аудитория возвращается на портал приблизительно 1 раз в неделю (>80%), большая же часть посетителей обращается к своим профессионально-специфическим разделам 1 раз в 2-3 дня (>60%). Разделы портала (как размещенные на основном, так и на дочерних доменах) собирают свою постоянную аудиторию. В ряде случаев сплоченная интернет-аудитория формирует стратегию развития некоторых проектов.

Как мы используем возможности

Уникальный проект, который реализуется в столичном регионе, - общегородской «Электронный журнал и дневник» - стал поистине народным проектом.
В 2014 году на общегородском видеоселекторе учителями школ Москвы была поставлена задача по разработке программного обеспечения, которое, с одной стороны, отвечало бы всем требованиям современного законодательства в области образования (способствовало формированию организационной культуры, предотвращало возникновение ошибок), а с другой - позволяло бы сохранить все многообразие логистических возможностей, которыми обладают современные образовательные комплексы для достижения высоких образовательных результатов, начиная от выбора календарных учебных графиков для разных зданий и параллелей школ, заканчивая распределением учителей в расписании в зависимости от технологии организации урока по предмету.
Для решения этой задачи был открыт специальный раздел на портале Городского методического центра dnevnik.mosmetod.ru:

- 576 зарегистрированных пользователей;
- 73 активных пользователя;
- от 250 до 450 посетителей в сутки;
- 10480 постов в 343 темах.
Сведения по использованию ресурсов dnevnik.mosmetod.ru
Благодаря совместному труду десятков пользователей создана система оперативной разработки улучшенной версии программного обеспечения, которое лежит в основе единой общегородской электронной платформы. Ход обсуждения, программно-технические, организационные, системные архитектурные решения привлекают внимание не только профессиональной общественности, но и гостей из регионов России и других стран. Например, образовательные организации столицы неоднократно принимали гостей из Казахстана, которые узнали о новых возможностях столичного образования из обсуждений на форуме проекта.
В целом можно говорить о том, что профессиональная аудитория (педагогическое сообщество) склонна к эксплуатации собственных региональных или федеральных ресурсов. Однако мы внедрили в практику работы несколько принципов, которые позволяют успешно использовать свободный контент в регионах России. Ряд этих принципов звучит в Манифесте о цифровой образовательной среде в виде следующих лозунгов (приводим несколько):
1. Нужно перестать мыслить в терминах курсов. Будущее - за гранулированными форматами.
2. За ключевую единицу обучения нужно принимать активность (учащихся).
3. Межпредметные связи важны так же, как отдельные области знаний.
4. От единых учебников - к персонализированным траекториям.
5. От формальных экзаменов - к мгновенной обратной связи.
6. От автономности - к технологической экосистеме.
Хранение образовательного контента в атомарном, гранулированном виде позволяет учителям использовать его в качестве элемента конструктора, из которого можно сложить урок, целый курс, учебное пособие или задание. Готовые материалы (учебники, пособия, сценарии уроков) - только варианты, шаблоны, типовые сборки атомарных учебных материалов. Библиотека атомарных, гранулированных учебных материалов, конструкторы, позволяющие собрать из материалов комплексный продукт и предоставить его в общий доступ, и типовые шаблоны - современный тренд в области электронных образовательных платформ.

Городской методический центр обеспечивает несколько проектов, направленных на стимулирование разработки полезных содержательных учебных материалов, которые можно использовать в качестве фрагментов уроков или электронных пособий:
- «Больше, чем урок» - 15-25-минутные лекции ученых, исследователей, врачей, ведущих специалистов в своей области о своем предмете за границами того, что обычно можно узнать на уроке;
- «Просто о сложном» - коллекция коротких видеообъяснений сложных явлений, изучаемых в школе, с использованием наглядных средств;
- «Контент-марафон» - конкурс для учителей по представлению авторских учебных материалов в общегородскую электронную образовательную платформу.
Как мы используем возможности

Отдельный класс результатов в современных рабочих программах направлен на описание того, как предметный результат связан с решением задач, которые возникают в повседневной жизни. Такие результаты описаны для математики, физики, биологии, химии, ОБЖ, географии. В программах старшей школы этот класс результатов станет обязательным для всех предметов.
Проект «Школьные знания для реальной жизни» направлен на приобретение учащимися знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них умений и навыков посредством практико-ориентированного обучения. Как правильно себя вести в условиях массового скопления людей, как помочь собаке при отравлении на прогулке, как быстро сориентироваться в незнакомом городе или в лондонском метро, как работать с типовыми документами и что необходимо знать при устройстве на работу несовершеннолетнему? Сформированность предметных и метапредметных компетенций ярко проявляет себя при решении, казалось бы, простых жизненных задач.
Статистика проекта
Самые популярные у пользователей материалы: «Что приготовить для мамы на завтрак 8 Марта», «Особенности заключения трудового договора с несовершеннолетним», «Расчет расхода воды», «Что делать при пожаре», «Экономия электроэнергии».
Более 78 процентов посетителей проекта приходится на регионы Российской Федерации: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород и другие. Более 3500 посетителей обратились к материалам из Украины, Беларуси и Казахстана. Проект востребован в наибольшей степени у подростковой аудитории.
Кроме проектов, ориентированных на подготовку фрагментированных учебных материалов, Городским методическим центром организуются и проводятся различные конкурсы, мероприятия, олимпиады, акции, направленные на популяризацию высокого качества столичного образования.

«Писать грамотно - модно» - под таким девизом в течение пяти лет проходит Всероссийская акция «Тотальный диктант» (108200 участников в 2015 году). Родственный проект, действующий в течение всего года на портале ГМЦ, - «Интерактивный диктант», в рамках которого за 2015 год было проведено 71620 диктантов. Он привлек внимание не только региональных пользователей (44600 - общее число посетителей, 38000 - пользователей из регионов РФ, 17300 - Москва и Московская область, за 2015 год было проведено 71620 диктантов), но и стал темой отдельного обсуждения в рамках программы «Парламентский час». В Год литературы у учащихся появилась возможность отметить юбилей любимого писателя или поэта, приняв участие в проекте «Интерактивный диктант». Каждый месяц к юбилею какого-либо писателя или поэта на сайте dict.mosmetod.ru появляется новый диктант, основанный на текстах юбиляра, и любой посетитель сайта может в онлайн-режиме оценить уровень своей грамотности. Этот качественный и доступный сервис вызвал интерес также у жителей Украины, Беларуси, Казахстана. В настоящее время в проекте можно пройти испытание на основе 19 текстов О.Э.Мандельштама, А.П.Чехова, Н.С.Лескова, Б.Л.Пастернака, Н.С.Гумилева, М.А.Булгакова, М.А.Шолохова и других классиков.

Профессиональные и ученические конкурсы на портале Городского методического центра
Залог успеха - максимально разнообразные предложения для учительской аудитории, интересные и привлекательные проекты для учащихся, тесное взаимодействие с партнерами. Наиболее популярные партнерские проекты - см. табл. 3.
Самый главный и востребованный ресурс Городского методического центра - электронное методическое пространство, которое включает в себя разделы, отражающие практически все содержательное наполнение современной образовательной организации: дошкольное и начальное образование, 20 предметов основного и среднего уровней образования, среднее профессиональное и дополнительное образование, раздел по профилактике детского травматизма и негативных проявлений, воспитательной работе и музейной педагогике, профориентации, робототехнике, информатизации школ. В каждом разделе методического пространства размещены сведения о методистах, курирующих направление, планы работы, нормативно-правовая база направления, сведения о предстоящих и прошедших конкурсах, соревнованиях, конференциях, вебинарах и других мероприятиях для учителей и учащихся.
Как мы используем возможности
Практически любое мероприятие представлено в системе регистрации reg.mosmetod.ru. В связи с тем что все очные мероприятия предполагают достаточно сложную логистику распределения потоков участников, высокие требования предъявляются и к системе регистрации. Например, курсы повышения квалификации по «Электронному журналу и дневнику» представлены в следующих формах: актовые лекции (группы по 60 слушателей), практические занятия (группы по 20 слушателей), консультационные группы (от 3 до 5 слушателей), вебинары (до 400 слушателей). Каждый слушатель не только должен точно знать время и место каждой встречи, но и иметь возможность выбрать наиболее удобные варианты. При этом система должна обеспечить закрытие занятых мест и предложить возможные альтернативы. Все мероприятия, внесенные в систему, генерируются в общий календарь событий.
Более 3000 мероприятий сохранено в системе с 2014 года - встречи учителей-предметников, конференции и круглые столы, профориентационные акции, мастер-классы и коуч-сеты, спортивные соревнования, технические и творческие конкурсы, сессии, клубы, квесты, вебинары - более сотни самых разнообразных форм профессионального взаимодействия.
Главный результат этой работы - формирование профессионального сообщества столицы, объединенного задачей достижения высоких образовательных результатов на основе единых технологических моделей.
Учитель-предметник, воспитатель, педагог дополнительного образования, заместитель директора - вся педагогическая и управленческая команда современной образовательной организации обеспечена актуальными методическими материалами, разработками, типовыми сборками или сценариями тематических уроков, классных часов, посвященных важным датам, событиям в истории нашей страны.

Как мы используем возможности
Более
75 авторских уроков с фотографиями, видео- и аудиофрагментами, рабочими листами для учащихся, ссылками на тематические ресурсы, интерактивными материалами представлено в проекте «Юбилейный урок». Каждая тематическая разработка является уникальным произведением педагогического мастерства в современном технологическом обрамлении.
«Юбилейный урок» - проект-лидер по ссылающимся на него сайтам: более 1500 пользователей еженедельно переходят на него из социальных сетей, с сайтов образовательных организаций и профессиональных сообществ, личных страниц учителей.
Материалы проекта можно использовать в качестве элементов урока, при самостоятельной подготовке к занятию; взрослым проект поможет вспомнить забытые факты из жизни выдающихся людей, еще раз обратиться к историческим событиям.
Форум «Перспективы глобального образования» (Global Education Futures, edu2035.org/ru) предлагает свое видение взаимодействия образовательных платформ, людей и задач в недалеком будущем. Среди ближайших педагогических фьючерсов: развитие технологий смешанного обучения, использование BigData для адаптации предметных программ к реальным потребностям учащихся, дальнейшее развитие массовых открытых онлайн-ресурсов (MOOC Platforms), повышение ценности прикладных навыков для жизни в современном мегаполисе и навыков государственно-общественного управления.
Москва стала первым регионом, который создал уникальную электронную образовательную платформу, основанную на принципах совместной разработки атомарных учебных материалов профессиональным сообществом, новых подходов к сборке и распространению учебного контента, полной доступности комплексных решений для учащихся столицы. Москва - город, который по шагам собрал электронную образовательную экосистему, компоненты которой тесно взаимосвязаны друг с другом. В недалеком будущем это позволит проводить многомерный анализ массивов различных данных с целью разработки четких и точных индивидуальных образовательных маршрутов с абсолютно произвольным выбором учебного содержания и способов его организации, начиная от всех форм смешанного обучения до возможности выбора учебных материалов от понятных и эффективных учителей. Новый подход к организации учебного контента позволит по-другому взглянуть на организацию учебного процесса, роль учебников и рабочих программ, деятельность учителя, требования к инфраструктуре современной образовательной среды.
«Надо очень быстро бежать вперед, чтобы оставаться на месте…» Все решения, которые представлены в настоящей статье, - только малые формы того будущего, на пороге которого мы стоим, будущего, которым мы готовы делиться со всеми.

Максим ЧЕРЕНКОВ,
заместитель директора Городского методического центра Департамента образования Москвы