рофсоюзная деятельность - фактор, способствующий повышению результативности работы образовательной организации. Профсоюз, работая в новых условиях развития системы образования, определяет новые приоритеты. Невозможно работать в профсоюзе, если не понимаешь людей, не вникаешь в их проблемы, не заботишься о психологическом комфорте в организации.
Создание образовательных комплексов влечет за собой формирование социальной среды, способствующей воспитанию единого педагогического коллектива - коллектива профессионалов, в котором межличностные отношения основаны на взаимном доверии людей, открытости, честности, порядочности, взаимном уважении. К числу характеристик, определяющих уровень развития коллектива, можно отнести совместимость, сплоченность, направленность, самоорганизованность. Как достичь такого уровня? Как пройти путь объединения, минимизируя потери и конфликты?
Прошедший учебный год Территориальная профсоюзная организация ВАО (далее - ТПО) особое внимание уделяла социально-психологическому сопровождению деятельности председателей первичных профсоюзных организаций (далее - ППО), предлагая свои программы и работая по запросам первичных профсоюзных организаций.
Ежемесячно проходили тематические занятия с использованием интерактивных форм по вопросам коммуникативной культуры, конфликтологии, мотивации вступления в профсоюзную организацию, формирования единой профсоюзной организации образовательных комплексов.
Старт групповым формам работы с коллективами образовательных организаций был дан 17 ноября 2015 года на занятиях с профсоюзным активом по теме «Общение как ресурс эффективной деятельности председателей ППО». Формой проведения занятия была избрана деловая игра с использованием метода «мозговой штурм».
В процессе групповой работы обсуждались темы: «Мы разные: как понять и принять друг друга», «Образовательный комплекс: решение профсоюзных проблем», «Личностные качества лидера профсоюзной организации», «Конфликты в профсоюзной организации, их причины и пути их преодоления».
По итогам работы в группах состоялась презентация творческих мини-проектов. Результатом деловой игры стала заинтересованность председателей в проведении подобных форм работы непосредственно с коллективами образовательных организаций. По инициативе ТПО комплексам были предложены темы педагогических советов.
В декабре 2015 года организован педагогический совет в лицее №1502 по теме «Психологический климат в коллективе в условиях объединения: проблемы, перспективы». Активность аудитории проявилась во время проведения игровых форм педсовета, в количестве и качестве заданных вопросов, в желании продолжить работу по созданию единого коллектива.
В феврале 2016 года по инициативе руководителя и председателя ППО гимназии №2200 был организован и проведен с участием территориальной профсоюзной организации педагогический совет «Психологический климат в педагогическом коллективе как условие развития творческого потенциала педагогов», целью которого явилось сплочение педагогического коллектива образовательного комплекса.
Участники педсовета определяли факторы, влияющие на климат в коллективе, и пути формирования благоприятного психологического климата в педагогическом коллективе образовательного комплекса.
Разговор состоялся предметный, так как педсовету предшествовало исследование с использованием модифицированной методики по изучению психологического климата в коллективе О.С.Михайлюка и А.Ю.Шалыто.
Обсуждались проблемы:
- «Мы разные: как понять и принять друг друга. Характеристики позитивного психологического климата»;
- «Образовательный комплекс: формы работы, способствующие формированию позитивного психологического климата»;
- «Образовательный комплекс: что мешает конструктивно решать проблемы. Черты негативного психологического климата»;
- «Образовательный комплекс: условия для профессионального роста»;
- «Роль педагога образовательного комплекса в формировании позитивного психологического климата».
2015-2016 учебный год явился для коллектива гимназии №2200 результативным с точки зрения командного участия во всех мероприятиях ТПО округа. Несомненным успехом в работе профсоюзной организации гимназии является тесное сотрудничество с администрацией. Коллектив педагогов предложил внедрять активные формы проведения педагогических советов. Удивительное настроение царило в актовом зале по окончании работы - улыбки, вопросы, обсуждения, недоумение, споры, которые, как стало известно, длились несколько дней.
Динамика времени, задачи, стоящие перед педагогом, и вместе с этим большие перегрузки требуют от него постоянной активности, готовности к новому, в связи с чем руководителей образовательных учреждений не может не волновать такое явление, как профессиональное и психологическое выгорание педагога. Следующий педсовет состоялся в апреле 2016 года. Целью педсовета было привлечение внимания педагогов к своему психофизиологическому здоровью, профессиональной активности. Темы обсуждения:
- «Стресс на рабочем месте: коллективный вызов. Стресс и его сущность, причины, проявления»;
- «Сущностные характеристики и стадии профессионального выгорания»;
- «Проявления профессионального выгорания педагога»;
- «Типы профессионального выгорания педагога»;
- «Причины выгорания педагогов, связанные с взаимодействием с обучающимися и их родителями».
После работы педагогического совета многие педагоги рассуждали о причинах конфликтов в коллективе, о путях их преодоления.
Формы тренинга (деловые игры, мозговой штурм, творческие задания, анализ ситуаций) зависят от того, каких целей хотим достичь, а также от индивидуальных особенностей коллектива.
Все педагогические советы и проведенные занятия с активом ТПО округа проходили в группах переменного состава, что расширяло возможности построения новых отношений.
Важным ориентиром для нас является участие председателя и профсоюзного комитета в вопросах управления образовательным комплексом. Профсоюзные комитеты взаимодействуют с руководителем организации на официальной основе и по всем установленным принципам. Если профком выбрал общий курс, учитывающий профессиональные интересы, то вклад в развитие комплекса будет весомым.
Мы вышли с инициативой проводить совместные совещания с директорами межрайонных советов по вопросам трудовых договоров, коллективно-договорной кампании, социальному партнерству, охраны труда, патентной системы налогообложения. Прошло несколько таких совещаний с руководителями образовательных организаций, в результате которых используются в работе комплекса методические рекомендации по вопросам заключения коллективного договора, локальных актов.
Несомненным условием эффективной работы профсоюзной организации образовательного комплекса является тесное сотрудничество руководителя и председателя ППО. Это еще один из приоритетов в деятельности ТПО, продиктованный временем.
Постоянные встречи на совещаниях, индивидуальные встречи с вновь назначенными руководителями, выступления перед администрацией и профсоюзным активом дают ожидаемые результаты: отмечается рост членства в профсоюзе в первичных профсоюзных организациях образовательных учреждений №2200, 1591, 319, 2036, 2072, 30 (интернат).
Добиваясь социальной активности коллективов комплексов через участие их в окружных и городских программах, мы делаем ставку не только на опытных педагогов, но и на молодежь. В каждом учреждении создан молодежный совет, его работа напрямую координируется молодежным центром.
29 февраля 2016 года прошел выездной двухдневный семинар с руководителями образовательных организаций, организованный ТПО округа. Тема семинара - «Формирование единого педагогического коллектива образовательного комплекса - ресурс успеха и эффективности его деятельности». В работе семинара приняли участие более 70 руководителей образовательных организаций. Формой проведения была деловая игра с использованием метода «мозговой штурм». Обсуждались темы:
- «Работа руководителя ОО по сплочению педагогического коллектива (формы работы, направления деятельности)»;
- «Личная эффективность руководителя современного образовательного комплекса, его значимые личностные качества»;
- «Роль руководителя образовательной организации в управлении педагогическими конфликтами»;
- «Роль руководителя в формировании культуры корпоративной коммуникации в педагогическом коллективе» (4-я и 8-я группы).
Презентация мини-проектов, разработанных творческими группами, проведенный опрос, целью которого было изучение степени удовлетворенности работой в творческой группе, показали актуальность выбранной нами темы обсуждения, желание углубиться в проблему. Более 90 процентов участников деловой игры отметили полную удовлетворенность формой проведения учебы и степенью своего участия в коллективной деятельности.
Сплочение коллектива образовательного комплекса - это возможность стать единым целым для достижения поставленных целей и задач. Только в слаженном коллективе возможно установление необходимой рабочей атмосферы, позволяющей эффективно взаимодействовать и максимально реализовать потенциал каждого. Сплоченность выражается в эмоциональной притягательности и взаимопривязанности членов коллектива, в единстве ценностей и целей, своей идентификации с коллегами.

Ольга ТРИШИНА, кандидат экономических наук, председатель Территориальной профсоюзной организации Восточного административного округа;
Елена ФАДЕЕВА,кандидат педагогических наук, профессор Российской медицинской академии последипломного образования