Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»:
- В соответствии со ст. 334 Трудового кодекса РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Конкретная продолжительность отпуска для определенных категорий работников определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.05.2015 №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках». При этом необходимо учитывать тип образовательного учреждения в соответствии с уставом - является ли оно общеобразовательной организацией или дошкольной образовательной организацией.
Продолжительность отпуска для работников общеобразовательных организаций регулируется разделом I постановления. В соответствии с п. 1 указанного раздела педагогическим работникам, должности которых указаны в подразделе 2 раздела I номенклатуры должностей, работающим с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и (или) лицами, нуждающимися в длительном лечении, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. При этом основанием предоставления отпуска будет сам факт работы с указанной категорией обучающихся.
Продолжительность отпуска для работников общеобразовательных организаций регулируется разделом III постановления. Согласно п. 1 указанного раздела педагогическим работникам, должности которых указаны в разделе I номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013 г. №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций», предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней. Исключение составляют воспитатели и музыкальные руководители, работающие в общеразвивающих группах для детей дошкольного возраста. Поскольку должность «старший воспитатель» входит в номенклатуру должностей педагогических работников, работникам, занимающим указанную должность, предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней.

Татьяна, год вступления в профсоюз - 2009-й:
- Я работаю воспитателем в детском саду, ко мне ходила девочка-инвалид с ОВЗ (часто пропускала по болезни), сколько дней мне полагается отпуск?

Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»:
- Статья 334 ТК РФ устанавливает, что педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.
Пунктом 4 раздела III приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» установлено, что воспитателям, работающим в группах для обучающихся дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и (или) нуждающихся в длительном лечении, устанавливается удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней.
Пунктом 5 раздела III приложения №1 к постановлению Правительства РФ от 14.05.2015 №466 «О ежегодных основных удлиненных оплачиваемых отпусках» установлено, что иным воспитателям, работающим в группах для детей дошкольного возраста, устанавливается удлиненный отпуск продолжительностью 42 календарных дня.
В соответствии с п. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Таким образом, при наличии заключения психолого-медико-педагогической комиссии о наличии у детей недостатков в физическом и (или) психологическом развитии воспитателю группы, в которую включены такие дети, предоставляется ежегодный основной удлиненный отпуск продолжительностью 56 календарных дней; при отсутствии - 42 календарных дня.

Вера, год вступления в профсоюз - 2013-й:
- Необходимо ли мне проходить переподготовку, как того требует руководство, на должность «музыкальный руководитель», если у меня среднее и высшее музыкальное образование? Отработала в должности три года. Среднее образование по специальности «инструментальное исполнительство». Квалификация - «артист оркестра, ансамбля; концертмейстер; преподаватель игры на инструменте». Высшее - по специальности «музыкальное искусство эстрады». Квалификация - «концертный певец, солист ансамбля, преподаватель».

Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»:
- В соответствии с п. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года.
При этом согласно письму Минобрнауки России №08-415, Общероссийского профсоюза образования №124 от 23.03.2015 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование» (далее - ДПО) право работников, в том числе педагогических работников, работников из числа учебно-вспомогательного персонала, на ДПО реализуется путем заключения договора между работником и работодателем (часть 2 статьи 197 ТК РФ).
В договоре, в том числе трудовом договоре, к примеру, могут содержаться:
- обязанности работодателей по обеспечению реализации требований федеральных государственных образовательных стандартов к уровню квалификации педагогических работников, к непрерывности их профессионального развития путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ, по предоставлению в соответствии со статьей 187 ТК РФ гарантий и компенсаций работникам, направляемым на ДПО;
- обязанности педагогических работников по освоению ДПО при условии направления их работодателями для прохождения ДПО с обеспечением гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством.
При выполнении работодателем условий договора, связанного с ДПО, включая предоставление гарантий, работник не вправе без уважительных причин отказаться от получения ДПО, в том числе в случаях, когда ДПО осуществляется с применением формы организации образовательной деятельности, основанной на модульном принципе, в течение учебного года без отрыва от основной работы.
Отказ педагогического работника от прохождения ДПО в таких случаях будет являться дисциплинарным проступком, то есть неисполнением работником по его вине возложенных на него в соответствии с трудовым договором трудовых обязанностей. За совершение указанного проступка работодатель имеет право применить соответствующее дисциплинарное взыскание, предусмотренное статьей 192 ТК РФ.
Таким образом, если обязанность по прохождению ДПО закреплена в вашем трудовом договоре, то пройти данное ДПО вы обязаны, при условии что работодателем созданы необходимые условия и предоставлены соответствующие гарантии.

Виктория, год вступления в профсоюз - 2007-й:
- Могут ли объявить выговор или предупреждение с занесением в личное дело, если я не присутствовала на педсовете, проходившем в 19.00 (была занята личными делами своих детей)? Письменного уведомления о прохождении педсовета не было. Рабочее время 20 часов в неделю, учитель-логопед. Заранее благодарна.

Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»:
- В соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 27.03.2006 №69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» рабочее время педагога представляет собой совокупность нормируемой и ненормируемой частей. Так, в соответствии с п. 2.2 приказа нормируемая часть вашего рабочего времени составляет 20 часов в неделю. Тогда как на основании п. 2.3 данного акта выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогического совета, включено в ненормируемую часть вашего рабочего времени. Таким образом, участие в педагогическом совете не зависит от количества часов учебных занятий, проводимых вами.
Порядок уведомления работников о предстоящем педсовете устанавливается локальными актами образовательной организации. Законодательство не содержит прямого указания осуществлять такое уведомление исключительно в письменном виде. В случае обжалования вами вынесенного дисциплинарного взыскания образовательная организация будет нести бремя доказывания факта должного уведомления работников о предстоящем педагогическом совете.
В то же время назначение времени педагогического совета на 19.00 возможно только в том случае, если на основании правил внутреннего трудового распорядка вашей образовательной организации данное время включено в рабочий день. В противном случае привлечение работников к выполнению трудовых обязанностей за пределами их рабочего времени осуществляется в порядке и на основаниях, установленных ст. 99 ТК РФ. Право работодателя на привлечение к сверхурочной работе работника без его согласия может быть реализовано только в указанных данной статьей случаях, а именно:
1) при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;
2) при производстве общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;
3) при производстве работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.
В других случаях привлечение к сверхурочной работе допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Таким образом, в случае если указанный педагогический совет осуществлял свою деятельность за переделами рабочего времени вашей организации и согласие на осуществление вами ваших трудовых обязанностей сверхурочно работодателем получено не было, а также если вы не были уведомлены о проведении педагогического совета, вынесение дисциплинарного взыскания будет являться неправомерным.
В случае же если режим работы организации включает указанное время проведения педсовета, локальные акты организации не закрепляют обязанности исключительно письменного уведомления педагогов о педсовете, и вы были уведомлены о месте и времени проведения совета, но не явились по неуважительной причине, дисциплинарное взыскание будет считаться правомерным.

Надежда, год вступления в профсоюз - 1972-й:
- Кто избирает председателя профсоюза: собрание или профком? Можно ли провести отчетно-перевыборное собрание без согласия председателя, который не хочет 2,6 года отчитываться о своей работе и переизбираться?

Наталья ДАВЫДОВА, главный специалист МГО Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
- Председателя первичной профсоюзной организации выбирает собрание (конференция) первичной профсоюзной организации школы. В соответствии со ст. 20 (п. 4) Устава профессионального союза работников народного образования и науки РФ решение по вопросам досрочного прекращения полномочий председателя считается принятым, если за него проголосовали не менее двух третей членов профсоюза, участвующих в собрании, делегатов конференции при наличии кворума. В соответствии со ст. 20 (п. 6) Устава внеочередное собрание (конференция) может проводиться по решению профсоюзного комитета, принятому:
- по его инициативе;
- по требованию не менее одной трети членов профсоюза, состоящих на учете в первичной профсоюзной организации;
- по требованию соответствующего вышестоящего органа.
Относительно присутствия председателя на отчетно-выборном собрании (конференции) Устав пояснений не дает, так как это предполагается априори. В вашей ситуации решающую роль должен взять на себя профсоюзный комитет. В соответствии с п. 7 ст. 20 профсоюзный комитет в срок не позднее десяти календарных дней со дня предъявления требования обязан принять решение о проведении собрания (конференции) и установить дату.

Анна, год вступления в профсоюз - 2008-й:
- Я работаю воспитателем в детском саду с 2008 года, у меня высшее педагогическое образование в квалификации «учитель начальных классов», второе высшее образование - «учитель-логопед», имею стаж работы 8 лет, первая квалификационная категория. Мне заведующая сообщила, что надо за свой счет проходить переподготовку по квалификации «воспитатель», правомерно ли это?

Сергей КАНДРИКОВ, руководитель АНО «Центр правовой поддержки «Профзащита»:
- Согласно п. 2 раздела I Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (утверждена постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 №678) должность воспитателя отнесена к должностям педагогических работников.
Как следует из части 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Закон об образовании).
В свою очередь ч. 1 ст. 46 Закона об образовании предусмотрено, что право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
Согласно положениям раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, в отношении воспитателя установлены требования к квалификации: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
Следовательно, вы полностью соответствуете квалификационным требованиям и в прохождении переподготовки по квалификации «воспитатель» не нуждаетесь.

Марина, год вступления в профсоюз - 1976-й:
- Я председатель ПК и выступаю в интересах коллег-педагогов. В коллективном договоре (зарегистрирован №3-223 от 26.11.2015 г.) в пункте 4.2.1 указано, что работодатель по письменному заявлению предоставляет дополнительный оплачиваемый отпуск в случае похорон близких родственников - 3 календарных дня. Может ли этот пункт оспорить бухгалтерия?

Жанна ОСИПЦОВА, заведующий экономико-аналитическим отделом аппарата МГО Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
- Согласно статье 41 Трудового кодекса РФ содержание и структура коллективного договора определяются сторонами при ведении коллективных переговоров по его подготовке и заключению. Коллективный договор заключается на согласованных сторонами условиях, то есть в него включаются только те позиции, по которым стороны пришли к соглашению, то есть полностью договорились. Это означает, что по всем этим позициям стороны принимают на себя обязательства по их выполнению.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя по таким вопросам, как: системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; занятость, переобучение, условия высвобождения работников; рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков; другие обязательства сторон.
В этой связи предусмотренная в коллективном договоре вашего образовательного учреждения дополнительная гарантия работникам в виде положения о том, что работодатель по письменному заявлению работника предоставляет ему дополнительный оплачиваемый отпуск в случае похорон близких родственников продолжительностью три календарных дня, должна, безусловно, выполняться работодателем.
Несогласие представителей бухгалтерии, которая является структурой управленческого аппарата учреждения, не имеет под собой правовых оснований, поскольку работодатель в лице его представителя - директора принял на себя это обязательство, выполнение которого должно обеспечиваться всеми управленческими структурами учреждения.
За невыполнение условий коллективного договора работодатель и его представители могут быть привлечены к юридической ответственности (руководитель - к дисциплинарной ответственности в порядке статьи 195 Трудового кодекса РФ или статьи 5.31 Кодекса РФ об административных правонарушениях). В этой связи рекомендуем обратиться с письменным запросом по этому вопросу непосредственно к директору.

Алла, год вступления в профсоюз - 2007-й:
- Я работаю в системе образования города Москвы с 2005 года. Сейчас у нас с мужем очень остро стоит вопрос приобретения собственного жилья. Подскажите, пожалуйста, есть ли сейчас какие-то льготные жилищные программы с участием профсоюзной организации?

Ольга МАРТЫНОВА, главный специалист по жилищным вопросам организационного отдела МГО Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
- В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и законом города Москвы №29 от 14 июня 2006 года «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» постановка граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы не предусмотрена.
Вопрос обеспечения жильем находится в компетенции Департамента городского имущества города Москвы. (http://dgi.mos.ru/housing/regcitizensinfo/kalkulyator_vozmozhnostey/)
Дополнительно информируем, вы можете подать заявление о постановке на жилищный учет в многофункциональный центр предоставления государственных услуг или в службу «одного окна» управы района по месту жительства.

Ольга, год вступления в профсоюз - 1989-й:
- Мне хотелось бы уточнить правильность понимания документов.

В соответствии с п. 1.14 приказа ДОгМ №2055 от 28.08.2015 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 12 февраля 2015 г. №40» пункт 7.1 приложения к приказу №40 изложить в следующей редакции: «7.1. С целью стимулирования к качественному результату труда и поощрения работников за выполненную работу в образовательных организациях устанавливаются следующие виды стимулирующих выплат:
- стимулирующая выплата за результативность работы в предыдущем учебном году;
- премии (по результатам работы в текущем учебном году, разовые премии);
- иные выплаты стимулирующего характера, установленные коллективными договорами, соглашениями, локальными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права».
В связи с этим возникает вопрос: могут ли эти иные выплаты быть установлены Положением о стимулирующей части фонда оплаты труда работников образовательной организации на основании критериев, не связанных непосредственно с вхождением в рейтинг образовательных организаций Москвы? Например, возможно ли начисление баллов за повышение квалификации, работу в нескольких зданиях комплекса, работу в две смены, работу с учащимися, требующими особой педагогической поддержки, и др.?

Татьяна ФИЛЬЧАГИНА, заместитель заведующего экономико-аналитическим отделом МГО Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
- Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на период 2012-2018 годов (далее - Программа).
Разделом III «Цели и задачи» программы предусматривается комплекс организационных, методических и контрольных мероприятий, направленных на сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).
Достижение целей программы требует решения следующих основных задач:
- совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, ориентированной на достижение конкретных показателей качества и количества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ);
- создание прозрачного механизма оплаты труда руководителей учреждений;
- развитие кадрового потенциала работников учреждений;
- создание организационных и правовых условий для достижения целевых показателей уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597) и Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» (далее - Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. №761).
Системы оплаты труда работников учреждений должны обеспечивать: дифференциацию оплаты труда работников, выполняющих работы различной сложности; установление оплаты труда в зависимости от качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг (выполняемых работ) и эффективности деятельности работников по заданным критериям и показателям.
Рекомендуем вам также ознакомиться с разделом II программы «Анализ текущей ситуации по формированию системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений».
Предлагаемые вами критерии (за повышение квалификации, работу в нескольких зданиях комплекса, работа в две смены) должны входить в должностные обязанности, за которые устанавливается должностной оклад.

Александр:
- С сентября 2015-го у меня сняты все доплаты по трем позициям: заслуженный учитель РФ, почетный работник общего образования РФ, кандидат психологических наук. Правомерно ли это? Существует ли официальный запрет на осуществление доплат, если да, где он прописан?

Татьяна ФИЛЬЧАГИНА, заместитель заведующего экономико-аналитическим отделом МГО Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации:
- При разработке Положения о системе оплаты труда образовательная организация самостоятельно определяет виды, размеры и порядок установления доплат и надбавок в пределах имеющихся средств по согласованию с представительным органом работников и в соответствии с отраслевыми рекомендациями по введению новых систем оплаты труда, утвержденных Департаментом образования города Москвы.
Согласно пункту 2.1 приложения к приказу ДОгМ от 12 февраля 2015 г. №40 «Об утверждении Рекомендаций по разработке системы оплаты труда работников государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, подведомственных Департаменту образования города Москвы» (с изм. приказом ДОгМ от 28.08.2015 г. №2055) фонд оплаты труда образовательной организации состоит из базовой части (фонда оплаты труда по «ученико-часу», должностным окладам, ставкам заработной платы), компенсационной части (раздел 6 - за работу с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда и за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) и стимулирующей части (раздел 7 - за результативность работы на основе анализа его трудовой деятельности в соответствии с показателями премирования).
Таким образом, было бы логичным предусмотреть выплаты за звания и награды из стимулирующей части ФОТ при условии выполнения показателей результативности труда.