Одной из основных задач дошкольного воспитания является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе. Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника наиболее сложным является овладение навыком письма. Письмо служит одним из базовых навыков, то есть на нем практически строится все дальнейшее обучение. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников. Подготовка к письму - один из самых сложных этапов подготовки ребенка к школьному обучению. Это связано с психофизиологическими особенностями 5-7-летнего ребенка, с одной стороны, и с самим процессом письма, с другой стороны. У детей данного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений.
Процесс письма требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий, непрерывного контроля и напряжения. А всякого рода перегрузки и переутомления негативно сказываются на развитии детского организма.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, то есть по возможности надо развить механизмы, необходимые для его осуществления, создать условия для развития у ребенка «ручной умелости», без которой невозможно быстро и успешно освоить навык письма.
В своей работе по подготовке детей к письму я включала в себя следующие моменты:
Развитие «ручной умелости», мелкой моторики рук. Формируются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность. Виды деятельности: рисование, аппликации, застегивание пуговиц, завязывание шнурков, работа с конструкторами разного типа, пластилином, тестом для лепки, мозаикой, бусинами, мелкими камешками, орехами, игры с крупой, резание ножницами, различные виды плетения из бумаги, тесьмы, макраме, оригами. Замечательно развивают мелкую моторику пальчиковые игры.
Развитие пространственной ориентации детей, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад). В обращении к детям нужно употреблять точные пространственные термины.
Виды деятельности: работа по ознакомлению детей с тетрадью (со страницей в тетради, расположением строк, с тетрадным листом в клетку, в линейку, уточнять значения выражений «верхний (правый, левый) угол», «нижний (правый, левый) угол», «верхняя строка», «нижняя строка», «середина страницы», «первая, вторая строка»).
Игровое упражнение на магнитной доске «Куда ускакал зайчик?» (перемещать фигурку зайчика по задаваемым направлениям).
Графические задания, диктанты.
Развитие согласованности темпа и ритма движений, слова и жеста.
Виды деятельности: логоритмические упражнения, пальчиковые и подвижные игры, выкладывание модулей, схем, рисование повторяющихся элементов.
Формирование базовых графических навыков.
Виды деятельности: формирование правильного навыка обращения с пишущими предметами (карандашом, фломастером, ручкой):
- правильное положение пальцев;
- правильное положение пальцев относительно пишущего предмета;
- правильное положение руки;
- умеренный нажим, свободное ненапряженное сжимание карандаша;
- правильная поза;
- штриховка, обводка по шаблону или трафарету;
- печатание букв, слогов, слов, цифр;
- раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.
Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, необходимо соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Это поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.

Татьяна КАДИЕВА, воспитатель лицея №138 (дошкольное отделение №8)