- В настоящий момент большинство бюджетных образовательных учреждений строятся КП «УГС» г. Москвы, - говорит Илья Валентинович. - В среднем мы возводим и сдаем в эксплуатацию 20-30 социальных объектов в год. Конечно, эти показатели могут варьироваться - к примеру, в этом году, скорее всего, мы введем немного больше объектов за счет проекта, строительство которого опережает план. Стоит заметить, что мы строим все социальные объекты на средства из бюджета города. Часть социальных объектов в городе строят частные инвесторы. Как правило, это социальная нагрузка за земельный участок для строительства жилых комплексов. Подчеркиваю, это уже коммерческое жилье, а не государственное. В соответствии с условиями инвестконтрактов с городом школы всегда передаются городу (в ведение Департамента образования), детские сады иногда могут остаться в коммерческом ведении инвестора.
Согласно официальным данным, полученным в КП «УГС», с начала 2016 года в эксплуатацию введено 7 социальных объектов. Среди них школа в САО города Москвы, расположенная по адресу: Хорошевское шоссе, дом 21 (на 550 мест), а также два дошкольных образовательных учреждения - на Синявинской улице (на 300 мест) и первый корпус на Хорошевском шоссе, дом 38 (на 250 мест). Последний, как отметил Илья Валентинович, сдан в эксплуатацию раньше планового ввода. В середине июня в ЗАО было открыто дошкольное образовательное учреждение, которое находится на Тучковской улице и рассчитано на 200 мест. В ЮЗАО столицы, в районе Захарьино, открыт детский сад на 350 мест. В ЮАО к приему воспитанников готов блок начальных классов на 300 мест для школы №550 в районе Чертаново Северное. Также на востоке Москвы в эксплуатацию сдан детский сад на объединенной территории владений 6А и 6Б по Новогиреевской улице с расчетом на 220 мест.
- Москва не снизила социальной нагрузки на городской бюджет и продолжает, не снижая темпов, строить школы, детские сады и поликлиники. Столичный бюджет уже спланирован на 3 года вперед, а Адресная инвестиционная программа города Москвы, в соответствии с которой осуществляется деятельность нашей организации, была рассчитана сразу на 4 года (в период с 2015 по 2018 год). Поэтому мы точно знаем, что будет построено вплоть до 2019 года, хотя сейчас только середина 2016-го. Уже сейчас частично выделяются средства на проектирование объектов, которые будут построены в ближайшие годы, - отметил Бартенев.
Также мы поговорили о том, как проходит строительство новых образовательных учреждений в современных условиях.
- Илья Валентинович, какие тенденции прослеживаются сейчас при строительстве?
- Во-первых, в Москве сейчас действует принцип объединения школ, пристроек и детских садов в образовательные комплексы, и детские садики теперь являются дошкольными отделениями отдельно взятой школы. В один образовательный комплекс может входить до 15 детских садов и до 10 школ, что позволяет детям получать комплексное образование. Во-вторых, как мы знаем, потребность в детских садах и школах растет соответственно приросту населения Москвы, и ни для кого не секрет, что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок ходил в хороший детский садик, да еще и рядом с домом, его практически сразу нужно записывать на очередь в детский сад. Однако в московских дошкольных учреждениях очередность практически ликвидирована, поскольку за 5 лет мы построили достаточно детских садов, чем в принципе удовлетворили спрос москвичей. Единственное, с чем могут столкнуться родители, - им могут предложить детский садик не совсем рядом с домом, а немного дальше. Тем не менее сейчас мы выходим на следующий этап - малыши, ради которых мы ранее строили сады, подросли, и им нужно идти в школы. Поэтому сейчас массово строятся блоки начальных классов, дополнительные учебные корпуса и школы, чтобы подросшие дети дальше могли продолжать свое образование. И, естественно, такой востребованности социальных объектов способствовала федеральная программа поддержки материнства. Сейчас наблюдается всплеск рождаемости, поэтому мы строим опережающими темпами.
- Как проходит процесс подготовки к строительству того или иного объекта?
- Департамент образования владеет всей информацией, поступающей со всех районов и префектур города, о потребностях мест в дошкольных учреждениях и школах. На основании этого они формируют свою заявку: что и в каком районе нужно построить. Также Департамент образования учитывает особенности образовательной программы нового объекта в рамках потребностей образовательного комплекса, в который он будет входить. Указанный в заявке объект рассматривается Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы и Департаментом городского имущества с точки зрения подбора конкретного земельного участка. В Москве уже застроены огромные территории, и, чтобы построить тот или иной объект, для начала нужно найти для него участок земли, что сейчас не так-то просто сделать. После этого проводится официальный государственный конкурс на проектирование и строительство объекта и определяется победитель. И только в особых случаях мы проводим отдельно конкурсы на проектирование и на строительство. Как правило, и то и другое выполняет одна компания, что позволяет ускорить сроки строительства и ввода объектов в эксплуатацию.
- Возникают ли какие-либо внештатные ситуации и как вы справляетесь с ними?
- В основном все идет по плану, но иногда могут возникнуть сложности. К примеру, строительная компания разместила свои счета в банке, который вскоре «прогорел». Естественно, в таком случае и строительная компания несет серьезные убытки. Тогда приходится оперативно искать решение проблемы. Если мы видим, что компания продолжает строить объект и сможет устоять, мы стараемся поддержать ее. В противном случае мы вынуждены расторгнуть договор. КП «УГС» работает и строит на бюджетные деньги и старается избегать подобных ситуаций. Активно используется механизм банковских гарантий. Если же что-то подобное произошло, оперативно проводится конкурс на выбор другого подрядчика, который и достраивает объект. Да, это влияет на сроки строительства и ввода объекта в эксплуатацию. И если мы должны по плану сдать 15 школ и 15 садов, мы обязательно должны сдать другой объект, который идет впереди плана. Помешать планируемым срокам ввода могут и особенности выделенных под строительство земельных участков, связанные с выносом большого объема подземных инженерных коммуникаций: газо- и теплоснабжения.
- В чем отличительная черта современного школьного строительства?
- Если раньше школы строились в основном однотипные, то сейчас социальные объекты действительно современные, с разнообразными архитектурными решениями, насыщенные отличным оборудованием и компьютерами, поэтому нам и городу есть чем гордиться. За последние 3-4 года нам удалось наработать опыт и запас различных проектов, которые отвечают требованиям Департамента образования и современным нормативам.
- Чему в первую очередь уделяется внимание с технической точки зрения при планировании строительства учебных зданий?
- Администрация будущей школы очень конкретно ставит задачу, что по завершении строительства необходимо: начальная школа, старшая, общеобразовательная или же это будет школа с конкретным образовательным уклоном и так далее. Для каждого объекта разрабатывается задание на проектирование, технологическое задание, прописывается набор необходимых помещений, оборудования и прочее. Проектировщики на основании задания прикладывают свои знания и опыт, и в итоге получается красивое современное здание, гармонично вписывающееся и украшающее своей архитектурой район, не говоря про современное внутреннее оснащение, оборудование для кабинетов химии, физики и лаборатории. Есть даже лекционные аудитории, как в высших учебных заведениях, которые вмещают сразу несколько классов. Актовые залы своим оснащением не отстают от городских кинотеатров.
- Уделяется ли внимание детям с ограниченными возможностями?
- Безусловно. Если раньше далеко не каждую школу или садик обустраивали с учетом того, что туда может ходить ребенок-инвалид, то сейчас в Москве ни один социально значимый объект нельзя построить без специальных мероприятий, обеспечивающих мобильность граждан с ограниченными возможностями. К тому же ограничения могут быть разные. Например, это проблемы с опорно-двигательным аппаратом, слухом или зрением. Все объекты должны в обязательном порядке удовлетворять требования этих групп населения, даже если такой ребенок появится один раз в пять лет. Тем не менее все объекты оснащены необходимым оборудованием - это и пандусы, и светозвуковые приспособления, тактильная плитка и прочее. Например, даже если ребенку-инвалиду не создали условий для того, чтобы он мог подняться на сцену в актовом зале для вручения аттестата, мы не можем сдать этот объект в эксплуатацию. Нужно установить либо небольшой подъемник, либо пандус. Поэтому все объекты рассчитаны на то, чтобы любое образовательное учреждение могло принять ребенка-инвалида и обеспечить всем необходимым. Изначальная наша задача - проектировать и строить объекты для приема любых детей, поэтому и здесь, на мой взгляд, Москва шагнула далеко вперед. Мы стараемся, чтобы дети с ограниченными возможностями не чувствовали себя оторванными от жизни.
- Учитывая растущий спрос на места в столичных образовательных учреждениях, расскажите о перспективных проектах, которые будут реализованы в ближайшее время.
- На этот год у нас много планов. Например, мы приступили к строительству, на мой взгляд, самой большой школы в России, которая будет вмещать 2100 учащихся. Она расположена в районе Некрасовка. Это новый, динамично развивающийся микрорайон, где построено много жилья, а строительство социальных объектов, к сожалению, пока отстает. Школу в Некрасовке мы планируем сдать к 1 сентября 2017 года. Следующим этапом реализации масштабного проекта будет школа на 2500 мест в новом районе на территории бывшего завода имени Лихачева. Эта школа будет построена ориентировочно в 2018-2019 годах.
Что касается новых учебных заведений, которые будут введены в эксплуатацию до конца 2016 года, в период с июля по декабрь планируется сдать еще не менее 15 объектов.
В июле к вводу готовится 5 объектов: школы в Южном Бутове (на 550 учеников) и в Обручевском районе (на 1000 мест). Также открытия в этом месяце ожидают детские сады в САО и ЗАО г. Москвы - на Петрозаводской улице и в районе Кунцево. На юге столицы на Востряковском проезде откроется блок начальных классов, рассчитанный на 350 мест.
В августе КП «УГС» планирует сдать 3 детских сада: второй корпус детского сада на Хорошевском шоссе, дом 38 (на 250 мест), на Дмитровском шоссе (на 350 мест) и по адресу Васильцовский стан, владение 8 (на 200 мест).
Осенью продолжится строительство новых учебных корпусов. В начале учебного года в эксплуатацию будут сданы 2 объекта. В ЗАО на улице Барклая на месте сноса здания старой школы откроют новую школу на 550 мест. В Южном Бутове, на улице Маршала Савицкого, - детский сад для 300 воспитанников. В СВАО в октябре откроются сразу два детских сада: на Дмитровском шоссе (на 200 человек) и на Челобитьевском шоссе с расчетом на 225 мест. В ноябре в центре столицы, недалеко от Московского зоопарка, откроется дошкольное образовательное учреждение вместимостью не менее 125 мест.
К концу календарного года планируется ввести в эксплуатацию сразу 7 объектов. Среди них - детский сад, рассчитанный на 200 мест и расположенный в районе Марьина Роща на месте сноса жилого здания. В северной части города будет открыта школа на 700 мест на Ленинградском проспекте, а также дошкольное учреждение на 125 мест в Тимирязевском районе по улице Дубки. В ЮВАО откроется дошкольное отделение на улице Верхние Поля на 300 воспитанников. На северо-западе будут открыты сразу две крупные школы. Одна из них расположена по улице Юровской и сможет вместить 825 учащихся. Школа на Митинской улице, которая заработает в этом районе в декабре, рассчитана на 550 мест. На западе столицы, в районе Солнцево, на пересечении улиц Волынская и Авиаторов введут в эксплуатацию детский сад, рассчитанный на 300 мест.
По словам Ильи Валентиновича, в следующем году в том же районе будет открыта школа на 550 мест.
- Микрорайон еще до конца даже не заселен, но жители уже будут обеспечены всем необходимым для своих детей, - подмечает он. - Как мы видим, процесс возведения новых учебных зданий в Москве не стоит на месте. Каждый год в столице появляется в среднем до 30 образовательных учреждений, что в ближайшем будущем вполне может решить вопрос нехватки мест.