К началу XXI века на Западе информатизация основных сфер человеческой деятельности достигла таких масштабов, что ученые заговорили о переходе в постиндустриальную (информационную) эру. Не за горами этот переход и в России. Какие же технологии будут работать в производстве в новую эпоху, где, по определению, основным продуктом производства будут знания, а не товар? Билл Гейтс в своих теоретических работах приходит к выводу, что основой интеллектуального производства знаний в информационном обществе будут «подвижные» интеллектуальные предприятия («agile» intelligence enterprise), состоящие из мобильных интеллектуальных групп (mobile savvy groups). «Подвижность» интеллектуального предприятия проявляется в двух аспектах: во-первых, в открытости его для инноваций, а во-вторых, в территориальной распределенности и мобильности составляющих его членов.

Конечно, в России информатизация еще не набрала такого темпа, как на Западе, однако понятно, что переход к информационному обществу - дело вполне обозримого будущего. И уже сейчас ясно, что система российского образования все более и более становится неадекватной. Академизм, абсолютный приоритет традиционных образовательных технологий говорят о том, что большинство образовательных программ рассчитано на то, чтобы дать обучаемому знания, которых ему «хватит» на всю жизнь. Да, дистанционное обучение внедряется в российское образование. Но далеко не все педагогические технологии на данный момент реализованы дистанционно. Одной из них, практически не реализованных с помощью новых информационных технологий, стала технология обучения в сотрудничестве. А именно она, по нашему мнению, будет призвана подготовить человека к профессиональной деятельности нового тысячелетия - вышеописанному производству знаний, которым будут заниматься «подвижные» интеллектуальные предприятия, состоящие из мобильных интеллектуальных групп. Результатом работы коллектива авторов в этом направлении стала теория, практическая реализация которой предполагает создание интернет-учебника для обучения в дистанционно распределенных группах гибридного интеллекта.

При проектировании креативной информационно-образовательной среды перед нами встала проблема формирования таких групп. Чтобы представить всю сложность алгоритма формирования дистанционно распределенных учебных групп, поподробнее остановимся на понятии «малая группа».

В классической психолого-педагогической литературе малая группа рассматривается как небольшое объединение людей (от 2-3 до 20-30 человек), занятых каким-либо общим делом и находящихся в прямых взаимоотношениях друг с другом. Она представляет собой элементарную ячейку общества, причем психология и поведение отдельного человека как личности напрямую зависит от отношений, существующих в малых группах.

Попробуем классифицировать малую группу, и исходя из этого определить дистанционно распределенную учебную группу. Поделим группы на условные (номинальные) и реальные, констатируем, что рассматриваемая нами группа, безусловно, относится к реальным, так как это действительно существующее объединение людей, пусть и существует оно в виртуальном пространстве. Реальные группы делятся на естественные и лабораторные. Первые - это такие группы, которые складываются сами по себе, независимо от желания экспериментатора. Они возникают и существуют, исходя из потребностей включенных в эти группы людей. В отличие от них лабораторные группы создаются экспериментатором с определенной целью. На этапе формирования дистанционно распределенная учебная группа является лабораторной, так как уже при идентификации нового пользователя встроенная в интернет-учебник интеллектуальная система при входном тестировании должна диагностировать социально-психологические особенности личности, необходимые для формирования групповой композиции, но в процессе саморазвития при грамотном алгоритме управления группа должна стать естественной. Естественные группы делятся на формальные и неформальные. Первые отличает то, что они создаются и существуют лишь в рамках официально признанных организаций, вторые возникают и действуют как бы вне таковых. Цели, преследуемые формальными группами, как известно, задаются извне и определяются тем классом задач, стоящих перед организацией, в которую данная группа включена. Цели же неформальных групп обычно возникают и существуют на базе личных интересов их участников. Ясно, что в виртуальном пространстве интеллектуального интернет-учебника (ИИУ) не только могут, но и должны существовать оба данных вида групп. Так, в самом начале учебного процесса, поскольку все цели приходят извне, да и группа только сформирована (причем искусственно), она является формальной. Но поскольку ИИУ является не только средой обучения, но и средой профессиональной творческой деятельности, средой накопления нематериальных культурных ценностей, то в процессе выполнения исследовательских задач, а также по мере увеличения базы знаний неизбежно будут возникать и неформальные группы. Дистанционно распределенная учебная группа является референтной, так как ее цели и ценности, мнения по тем или иным вопросам должны быть значимыми для каждого ее члена. В противном случае группа просто не сможет нормально функционировать и распадется. С делением на высокоразвитые и слаборазвитые ситуация та же, что и с градацией на естественные и лабораторные, то есть по мере налаживания личных взаимоотношений, распределения обязанностей, определения структуры взаимодействия, а также в процессе саморазвития (возможно, в неформальной деятельности) группа априори превращается из слаборазвитой в высокоразвитую и может, например, пополняться новыми членами уже исходя из собственных потребностей. Среди высокоразвитых малых групп особо выделяются коллективы. Психология развитого коллектива характеризуется тем, что деятельность, ради которой он создан и которой на практике занимается, имеет положительное значение не только для членов данного коллектива, но и для других людей. Приведем здесь ряд требований, которым должна отвечать малая группа, чтобы ее можно было назвать коллективом. Итак, она должна:

успешно справляться с возложенными на нее задачами;

иметь хорошие человеческие взаимоотношения;

создавать для каждого своего члена возможность развиваться как личности;

быть способной к творчеству.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что коллектив может дать людям больше, чем сумма того же количества индивидов, работающих по отдельности.

Мы вплотную подошли к основной задаче алгоритма управления образовательным процессом дистанционно распределенной учебной группы гибридного интеллекта - сделать вышеозначенную не просто высокоразвитой группой, а полноценным коллективом.

Итак, мы имеем две латеральные задачи. Чтобы наблюдать в виртуальном пространстве интернет-учебника деятельность полноценных коллективов, необходимо разработать: а) алгоритм формирования дистанционно распределенной учебной группы и б) алгоритм управления ее образовательным процессом. Причем первая задача целиком возлагается на искусственный интеллект, поскольку имеется типичная ситуация: «данные на входе» (новый пользователь с определенным уровнем знаний в данной предметной области, интеллектуальными способностями, социально-психологическими особенностями, присущей ему областью интересов) - «данные на выходе» (член дистанционно распределенной учебной группы).

За управление образовательным процессом отвечает система гибридного интеллекта, где на искусственный интеллект возлагается контроль знаний, диагностика интегральных характеристик, развития группы, психологического климата в ней и так далее. Естественный интеллект отвечает за корректировку процесса обучения и постановку творческих задач.

Таким образом, используя возможности гибридного интеллекта при управлении образовательным процессом дистанционно распределенной учебной группы, в виртуальном пространстве ИИУ удастся достичь преобразования слаборазвитой малой группы в полноценный коллектив.

Алексей ГОРБАЧЕВ, учитель информатики Донской средней образовательной школы, Тамбов