На сегодняшний день среди 7 млрд населения земного шара примерно 7 млн занимаются профессиональным творчеством, то есть каждый тысячный человек. Но среди всех творческих профессий важнейшее место в культурном процессе занимают представители изобразительного искусства. Именно художник в течение всей своей творческой жизни создает те материальные и духовные ценности, которые на протяжении многих последующих веков будут выполнять важнейшую миссию в эстетическом и культурном воспитании. Профессию художника можно считать редкой, так как он присутствует сразу при двух рождениях. Если мы расшифруем слово «природа», то оно означает «присутствовать при родах», и каждый раз художник, выходя на пленэр, запечатлевает на холсте то мгновение природы, которое рождается на его глазах. Вторую субстанцию автор произведения уже рождает сам. И не случайно самых талантливых представителей других творческих профессий всегда называют большими художниками, будь то писатель, артист, музыкант...
В современном мире изобразительное искусство занимает важное место во всем культурном процессе. Со дня его возникновения были накоплены огромные духовные и материальные ценности, выполненные руками талантливых художников. Ежедневно десятки миллионов зрителей заполняют картинные галереи, художественные музеи и выставочные залы, а если к этому еще добавить церкви, храмы и соборы, которые также являются своего рода выставочными залами (хотя об этом вряд ли кто задумывается), то это еще десятки миллионов прихожан. И все это огромное количество зрителей при знакомстве с произведениями искусства имеют возможность окунуться в мир красоты, духовности и гармонии.
Наша великая Россия не является исключением. В 1703 году выдающийся император Петр I начал строительство новой столицы - Санкт-Петербурга. В те годы вряд ли нашелся бы какой-либо другой город, в котором спустя всего полвека со дня его основания была создана Академия художеств. К этому времени Петр I уже успел собрать большую коллекцию высокохудожественных произведений западноевропейских мастеров. Первый президент российской Академии художеств И.И.Шувалов сразу же повел целенаправленную политику по воспитанию отечественных художественных кадров. И еще до Октябрьской революции академия подготовила многие десятки выдающихся художников во всех видах и жанрах изобразительного искусства. Особенно важно отметить, что наиболее талантливые художники после окончания академии, получив золотую медаль, становились так называемыми пенсионерами. И на полном академическом обеспечении они отправлялись на три года в различные страны для ознакомления с западноевропейским искусством (Италия, Франция, Испания, Германия, Голландия, Бельгия). Некоторым из них удавалось становиться пенсионерами по 2-3 раза. К великому сожалению, после Октябрьской революции тогдашние руководители нового государства ликвидировали академию, и вновь она была воссоздана лишь в конце второй половины ХХ века. Положительным моментом во всей этой истории было то, что на базе закрывшейся академии был образован Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
В выставочном зале всероссийской творческой общественной организации - Союза художников России (Покровка, 37) открылась интересная художественная выставка бывших выпускников этого института. Символично, что имя этого выдающегося русского художника постоянно присутствует в художественной жизни нашей страны. В 1884 году И.Е.Репин организовал на пути между Санкт-Петербургом и Москвой под Вышним Волочком так называемый Дом творчества, который в настоящее время носит название Академическая дача им. И.Е.Репина. А апофеозом его имени является высшая награда страны, которая присуждается наиболее талантливым художникам, внесшим большой вклад в российское изобразительное искусство, - Государственная премия им. И.Е.Репина.
В выставке на Покровке приняли участие пять художников. Это был тот редкий случай, когда после осмотра экспозиции не хотелось бы особо выделить кого-либо из них. Все они уже состоявшиеся мастера, имеющие высокие награды СХ России, Академии художеств и различных международных конкурсов. Эти питерские художники являются продолжателями знаменитой российской школы живописи, но при этом каждый из них привносит некоторые свои новаторские черты. Большинство работ в экспозиции наполнены глубоким философским смыслом. Безусловно, содержание и манера исполнения художественных произведений отличаются от мастеров Академии художеств, работавших в предыдущих столетиях. Данная выставка, несомненно, вызовет большой интерес у зрителей, особенно у ценителей и специалистов от искусства. В наше непростое время художники предоставлены самим себе и не имеют никаких государственных заказов, что является отрицательным моментом и не дает возможности тому или иному автору выполнять масштабные произведения искусства, так как именно госзаказ предоставляет художнику возможность «кормить» картину, которую он будет выполнять в течение продолжительного времени.
Первыми на стенах выставочного зала предстают работы семейного дуэта Грачевых - Екатерины и Константина. Константин Грачев - ученик известного художника и преподавателя А.А.Мыльникова - в начале своего творческого пути много и вдохновенно работал над пейзажными мотивами, тщательно изучая стилистику художественного восприятия мастеров 10-20-х годов прошлого века. На данной же выставке Константин представлен произведениями, выполненными в жанре натюрморта. Обращает на себя внимание редкий натюрморт в виде триптиха под названием «Рассказы о войне». Натюрморт в изобразительном искусстве всегда представлял собой один из сложнейших видов. Здесь автор расположил на холстах большое количество различных атрибутов, отражающих суть задуманного сюжета: солдатскую гимнастерку, медную кружку, гильзу от патрона, буханку черного хлеба, треугольник письма, шлем летчика, медаль «За отвагу» и др.
Екатерина Грачева в своем искусстве отталкивается от предыдущих поколений мастеров Академии художеств. Она увлечена искусством Италии, особенно эпохой Возрождения. В представленных ею работах, в первую очередь «Разговор на Римском форуме» и «Благовещение», явно прослеживается связь с мастерами прошлого и современностью, с присутствием собственного видения. В картине «Благовещение» художница представила прекрасную мадонну, которая в ближайшем будущем станет матерью. Автор изобразила на полотне целый ряд атрибутов, еще больше подчеркивающих содержание картины.
Еще одна представительница прекрасного пола, Александра Недзвецкая, как и Екатерина Грачева, влюблена в искусство Италии, но особенно во французский ренессанс. Представленная ею в экспозицию картина «Гамлет и Офелия» выполнена в традициях классического искусства. Другое полотно - «Первый шаг» - тесно перекликается с традициями объединения «Мир искусства», возникшего на рубеже XIX-XX столетий. Здесь автор гармонично и с некой кинематографичностью представляет зрителю красоту обнаженных тел Адама и Евы. Интересны также работы, посвященные изображению таинственной венецианской архитектуры.
Несомненный интерес вызовут у зрителя работы еще одной художницы - Елены Прудниковой. Она одинаково уверенно чувствует себя в различных жанрах изобразительного искусства. Несомненно, зритель обратит внимание на картину «Ретро», где возникает эффект ирреального пространства ателье костюмера со старинными атрибутами. Еще одна картина, «Зимний день», посвящена дочери художницы. Ребенок, сидящий в комнате с кошкой на коленях, олицетворяет собой определенный внутренний мир юной особы. Взгляд ребенка устремлен в окно, где изображен прекрасный зимний петербургский пейзаж. Чистые краски еще больше подчеркивают трепетное ощущение детства и романтическую мечтательность.
Еще один представитель питерских художников Илья Пьянков работает в основном в монументальном искусстве. Бесконечно влюбленный в архитектуру Северной столицы, он представил в экспозицию целый ряд работ, посвященных известным памятникам архитектуры этой культурной столицы России. Художник много путешествует по родной стране, размышляя о месте человека в этом мире, предназначении художника, о тайнах мироздания. Зрителя, безусловно, заинтересует картина под названием «Бессоница» с чертами автопортретности. Илья пишет также пейзажи. Особенно его волнует безответственное отношение к истории и культуре прошлых веков. Так, например, ряд картин художник посвятил безнравственному уничтожению и затоплению памятников архитектуры при сооружении ряда водохранилищ.
Первым на открытии выставки выступил секретарь правления ВТО СХ России, член-корреспондент российской АХ, главный редактор газеты и журнала «Художник России» А.Греков. Затем выступили: первый секретарь правления ВТО СХ России, член президиума АХ России, народный художник РФ Н. Боровской; секретарь правления ВТО СХ России, член-корреспондент АХ России, народный художник РФ, секретарь правления по выставочной деятельности, профессор А.Суховецкий и другие гости. Все они поздравили участников выставки с большим заслуженным успехом и отметили большие заслуги всех художников Санкт-Петербурга перед творческим коллективом всего Союза художников России. Следует отметить уникальный преподавательский состав, у которого обучались все участники данной выставки. Среди них - А.Мыльников, В.Соколов, В.Загонек, С.Кичко, С.Репин, А.Быстров, Н.Фомин, Е.Моисеенко. Все они входят в золотой фонд не только российского, но и мирового искусства. В заключение от имени всех участников выставки Елена Прудникова поблагодарила руководство СХ за предоставленную возможность и оказанную высокую честь продемонстрировать искусство петербургских художников в известном выставочном пространстве столицы. Покидая выставку, зритель сумеет по достоинству оценить цельность данной экспозиции, где он познакомился с известной группой художников, представляющих знаменитую санкт-петербургскую школу живописи.

Лев МИЛОВИДОВ, лауреат премии Императорской Российской академии художеств, председатель секции критики и искусствоведения МООСХ