ак вот, грядущий век наступил, дворцу на Воробьевых горах 29 июня 2016 года исполнилось восемьдесят лет. В далеком уже 1936 году в переулке Стопани (Огородный п.) был открыт городской Дом пионеров и октябрят, от которого и ведет современный дворец свое летоисчисление вот уже восемьдесят лет. С первых дней своего рождения Дворец детства стал любимым и родным для многих юных москвичей, создавая атмосферу творчества для всех детей, которые потом уходили в большую жизнь, унося с собой багаж новых знаний и умений в различных областях искусства, спорта, науки, культуры, досуговой и социальной деятельности и международного сотрудничества.
С момента своего возникновения дворец был верен проблеме развития детской одаренности и прежде всего социальной и творческой одаренности своих воспитанников. Всей своей историей дворец побуждал своих воспитанников к созиданию, к творчеству, к открытию себя в этом мире. Это подтверждают воспоминания бывших кружковцев, питомцев Дворца, разлетевшихся по стране. Среди сотен тысяч выпускников, прошедших творческую школу дворца, такие известные люди, как Наталья Бессмертнова, Сергей Баруздин, Людмила Касаткина, Игорь Кваша, Сергей Никоненко, Станислав Ростоцкий, Наталья Гундарева, Тамара Синявская, и многие другие.
Воспитанников дворца, всех, кто прошел внешкольную академию детского творчества, можно опознать по чрезвычайной эффективности их поведения. Каковы же характерные черты, присущие воспитанникам дворца? Физическая привлекательность и аккуратность во внешнем облике; их принимает подавляющее большинство тех людей, которые их знают, это одинаково относится как к сверстникам, так и к старшим людям; обычно они заняты в различных общественных мероприятиях и вносят в них положительный заряд; часто их воспринимают как арбитров или как «определителей политики» в группе; они относятся к сверстникам и к старшим как к равным, сопротивляясь неискренним, искусственным или покровительственным отношениям; их поведение носит открытый и искренний характер; они не боятся выражать свои чувства, но делают это к месту и тактично; они поддерживают длительные взаимоотношения с людьми и не меняют свои дружеские симпатии; они стимулируют продуктивное поведение других; они энергичны и как бы воплощают необычную способность справляться с любыми ситуациями, причем делают это с тактом, юмором, самоиронией, проникновением в суть дела.
Конечно, многое в становлении и развитии дворца на Воробьевых горах зависело от руководства, от директоров дворца непосредственно. Замечу, что мне повезло знать всех директоров дворца начиная с 1962 года, истинных лоцманов детства, замечательных энтузиастов внешкольного образования (воспитания), дополнительного образования детей, таких как Ирина Ивановна Митина, Ольга Игоревна Грекова, Антонина Ивановна Ляшенко, Юрий Иванович Кобзев, Наталья Ивановна Клятова, Дмитрий Львович Монахов.
Каждый из них внес неоценимый вклад в становление и развитие города детства на Воробьевых горах. О каждом из них можно рассказать, каждому из них есть за что сказать спасибо и искренне поблагодарить. Именно они вместе с коллективом педагогов и детей создавали Дворец пионеров как Город детства на Воробьевых горах, искали, изобретали новые формы работы, увлекали юных москвичей в страну истины, добра, красоты, поиска, открытий, исследования, творчества. Благодаря их усилиям и управленческой мудрости дворец многие годы являлся флагманом внешкольного воспитания, дополнительного образования детей не только в Москве, но и за ее пределами. Они были настоящими управленцами, тогда еще не было моды на менеджмент. Не случайно впоследствии Ирина Ивановна Митина возглавила факультет повышения квалификации руководителей образовательных учреждений при Московском государственном педагогическом институте им. В.И.Ленина. Главное их достоинство как руководителей заключалось в том, что они обеспечивали формирование отношений содружества между всеми участниками образовательного процесса - и взрослыми, и детьми. Именно такие отношения являлись важнейшим стимулом творческой активности как для педагогов, так и для воспитанников, обязательным условием эффективного воспитательного влияния на личность. Они всей своей деятельностью доказали, что творческая активность педагогов мало зависит от «лобового» давления извне и успешно протекает лишь при наличии у педагогического коллектива внутренних побуждений, искреннего стремления добиться высоких результатов в работе.
Но что сегодня происходит с дворцом и во дворце, когда к руководству московским образованием пришли другие люди, не хуже, не лучше, но другие? И во главе дворца встали их представители, не всегда четко представляющие свою управленческую миссию, являющиеся фактически исполнителями чужого заказа, не учитывающие необходимость соотношения традиций и инноваций. Естественно, возникает вопрос, а остался ли дворец социально-педагогическим трамплином для юных москвичей, сохранил ли, не потерял ли свою уникальную творческую атмосферу?
Дворец имел богатые традиции и много десятилетий являлся «законодателем моды» в сфере внешкольного дополнительного образования детей не только Москвы, но и России. Дворец был уникальной визитной карточкой Советского Союза, России в области детства. Дворец объективно был всесоюзным, республиканским организационным, координационным и методическим центром внешкольной работы, популяризатором интересного опыта работы с детьми и молодежью, а также их наставником.
Так вот на новом качественном витке было бы правильно принять нормативный документ об особом статусе Московского и Санкт-Петербургского дворцов творчества детей и юношества. Причем эти учреждения должны реализовывать комплексный подход к детству, то есть быть не только образовательными организациями, но и учреждениями культуры, спорта, социальной защиты. Непосредственно координирует их правительство региона в лице заместителя главы региона по социальной сфере. Дворец должен являть собой социально-педагогический, социокультурный образовательный комплекс. Благодаря этому Москва могла бы реализовать идею «Город детства на Воробьевых горах».
В свое время эта идея была выдвинута коллективом дворца, но, к сожалению, застыла только на уровне ежегодно проводимого городского праздника в рамках Дня города.
Для такого мегаполиса, как Москва, важно реализовать пространственно-территориальный принцип развития сферы дополнительного образования детей, ведь по сути дополнительное образование детей и выступает пространством взаимодействия детей и взрослых, пространством персонального образования для самореализации личности. Пространство детства всегда результат совместной интегративной деятельности.
Основным механизмом создания пространства детства является взаимодействие педагогических коллективов, объединенных единым пониманием социально-педагогических задач, принципами и подходами к воспитанию ребенка в сложном многополярном мире.
Учреждения дополнительного образования детей как учреждения социальной сферы выступают системообразующим фактором в создании пространства детства.
Именно в вопросах социально-позитивного индивидуального развития личности; формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту; поиска и обретения человеком самого себя дополнительное образование выступает настоящим кладезем позитивного опыта и непревзойденным генератором идей.
Территория дворца имеет удобные пути подъезда - проспекты Вернадского, Ленинский, Комсомольский, Университетский - и расположена между станциями метро «Университет», «Воробьевы горы» и «Парк культуры». Рядом с дворцом расположены театр, цирк, МГУ, парк, спортивные сооружения и другие объекты социальной сферы.
В основе идеи Город детства на Воробьевых горах лежат принципы максимального обеспечения реализма развития, фиксации организационно-координирующих функций и обеспечение содержательного единства разных групп (работающих с содержательным, финансово-правовым, архитектурно-градостроительным, собственно управленческим направлениями проектной деятельности) разработчиков.
Ключевыми для Города детства на Воробьевых горах как современного развивающегося мира детства являются понятия: свободное время - досуг - образование - культура - развитие - мировоззрение. Основной концептуальной установкой является соединение образовательных, воспитательных, празднично-игровых, культурно-досуговых и развлекательных функций, реализующихся в повседневном и празднично-игровом общении (цирк, театр, дворец - как сфера культурно-досуговой и социально-педагогической активности) с функциями образования и культурного самоопределения, имеющих общую мировоззренческую перспективу и призванных помогать ребенку выработать, освоить реальное и многостороннее знание о себе и мире. Отсюда требование наличия диапазона возможностей для самовыявления возможностей личности и перспектив (осознаваемых самим ребенком, его семьей и окружающими) ее потенциального развития; научить ребенка производительно и ответственно вырабатывать взгляды на мир, ответственно и самостоятельно жить в мире и для мира (мировоззренческая составляющая).
Нельзя не отметить и рекреационную составляющую Города детства на Воробьевых горах, которая определяется рядом факторов.
Историко-культурный. Воробьевы горы - традиционное место гуляний и отдыха уже не менее полутора столетий, Юго-Западный округ Москвы традиционно считается образовательным, интеллектуальным (множество учебных и научных учреждений).
Ландшафтный. Данная территория включает в себя уже созданные «зеленые» парки, близость к станциям метро, удобные подъездные транспортные пути, а также находящийся рядом крупнейший в России центр образования и жизнедеятельности студенческой молодежи - Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова.
Инфраструктурный. На территории имеются уже действующие цирк, музыкальный театр и Дворец детского творчества, спортивные сооружения, стадион, бассейн, удобные подъездные пути, развитая сеть городского транспорта.
Дворец является системообразующим элементом пространства - времени Города детства на Воробьевых горах. Дворец - крупнейшее учреждение дополнительного образования детей в России, не имеющее аналогов в стране по количеству детей, образовательных услуг и влиянию на образовательную ситуацию в стране, городе, муниципалитете. Все это определяет перспективу направленных культурно-образовательных проектов на рассматриваемой территории. Дворец - центр целенаправленной активности в сфере образования и культурно-досуговой деятельности и поэтому должен определять зону ближайшего перспективного развития в целом. Город детства на Воробьевых горах - это целый мир возможностей для личностного развития; это полисферное социокультурное и образовательное пространство - время свободы выбора и организации, деятельности и занятий детей и детских сообществ города; это мир «самости» - самоопределения, самовыражения, самодеятельности, самоорганизации, восхождения к творчеству; это мир, где взрослые, педагоги живут интересами детей, здесь на деле осуществляется разумный педоцентризм и снят извечный конфликт «родители - дети»; это мир для детей и мир самих детей, создаваемый с участием самих детей заботливыми взрослыми и педагогами и заботящимися о них федеральными и региональными (городскими) властями.
Это принципиально открытая для дополнений и форм конкретной реализации проектов программа развития основных направлений содержательной деятельности, уже осуществляемой учреждениями дополнительного образования детей страны, города и округа, отделами и структурными подразделениями дворца, и предполагаемых направлений развития, решаемых в логике создания образовательного детского парка на территории дворца, включая всю необходимую инфраструктуру жизнеобеспечения страны детей. Дворец творчества может выполнять функцию головного учреждения по организации и обеспечению образовательных программ всего комплекса.
Учитывая комплексность, полифункциональность, многоуровневость и масштабность деятельности дворца, необходимо законодательное закрепление на федеральном и региональном уровнях особого статуса дворца как полисферной организации, выполняющей ведущую образовательную, социокультурную, научно-методическую, координационную функции, повышение квалификации педагогических кадров; реализующей функции интеграции образовательной деятельности различных ведомственных структур, мониторинга и экспертизы программно-методического обеспечения сферы дополнительного образования детей - возможно, в виде принятия отдельного федерального и регионального законов об особом статусе дворца (по примеру федерального закона №259-ФЗ об особом статусе МГУ им. М.В.Ломоносова и СПбГУ) и введения ряда дополнительных положений в законодательные акты города Москвы в сфере образования, культуры и спорта.
80-летие дворца говорит о том, что сегодня педагогика находится между состоявшимся прошлым и возможным будущим.
Состоявшееся прошлое - это определенная идеология, баланс, равновесие, стабильность, статичность, неизменность, неподвижность, предсказуемость и как следствие рекомендации на все случаи жизни.
Возможное будущее - это неопределенная идеология, дисбаланс, отсутствие равновесия, стабильности и статичности, изменчивость, подвижность, непредсказуемость, одним словом - движение.
В чем я вижу движение Дворца детства на Воробьевых горах? Прежде всего в разработке концепции и программы развития на ближайшие пять лет. В данных документах желательно было бы отразить ключевые моменты развития дворца.
Дворец может объединить всю городскую сферу дополнительного образования детей. На уровне Правительства Москвы необходимо координировать создание педагогически целесообразного пространства организации занятости детей в свободное время. Необходимо создание социокультурной инфраструктуры детства в Москве. Одновременно дворец мог бы стать федеральным экспертно-консультативным центром развития сферы дополнительного образования детей при Правительстве Российской Федерации.
Внутри дворца необходимы структурные изменения. В приоритете должно быть дополнительное образование. Все уровни образования должны при организации образовательного процесса исходить именно из этого, рассматривая дополнительное образование как открытое образование. Комплекс неформально должен объединять образовательные структуры, а опираться на потенциал дополнительного образования детей, выстраивая личное образовательное пространство детства.
Дворец фактически создает новый образовательный ресурс, может реально способствовать повышению качества образования за счет субъектной позиции обучающихся, предоставления им свободы в выборе форм его получения. Образование призвано выполнять функции ресурса, обеспечивающего жизнеспособность человека, последовательное развитие его способности к самосовершенствованию и самоорганизации. Приоритет за дополнительным образованием, располагающим интеллектуально-творческим потенциалом. Этот потенциал заключается прежде всего в отработанных технологиях организации образовательного процесса на субъектно-деятельностной основе и может быть использован в целях обновления содержания основного (базового) образования, внесения новых системных оснований. По сути создается образовательное пространство на новых основаниях. Полисферный, сферно-интегративный подход позволит продуктивно использовать возможности образовательных организаций разных типов. Возникающее при этом многообразие форм коммуникативных связей и отношений способствует решению задач воспитания обучающихся, наполняя новыми ценностно-смысловыми характеристиками процессы формирования их нового социального опыта.
Использование потенциала дополнительного образования может при определенных условиях способствовать разрешению многих проблем, например, реально содействовать сокращению учебной нагрузки за счет изменения методик освоения программных моделей в условиях организованной на основе самоопределения обучающихся творческой проблемно-исследовательской поисковой познавательной деятельности.
По-иному должен функционировать и развиваться концертный зал дворца, который может стать центральной детско-юношеской концертно-зрелищной площадкой не только города Москвы, но и России в целом. Здесь с детьми и их родителями встречались бы лучшие исполнители не только России, но и мира. Необходимо тщательно продумать и реализовать эту идею совместно с учреждениями культуры и досуга.
Педагогические и гуманитарные вузы страны могли бы открыть кафедры педагогики дополнительного образования детей, практически готовили бы педагогов и руководителей дополнительного образования, осуществляли бы переподготовку и повышение квалификации педагогических работников сферы дополнительного образования. А студенты на практике знакомились бы с методикой и технологией современного дополнительного образования. К сожалению, в Московском институте открытого образования кто-то принял бездумное решение, переименовав кафедру педагогики дополнительного образования детей в кафедру педагогики внеурочной деятельности. Это большая и преступная ошибка нового ректора МИОО. Обидно, что среди советников ректора - Лариса Евгеньевна Курнешова, профессионал, специалист, мудрый руководитель.
Дворец можно рассматривать и как своеобразную площадку для семейных, детско-взрослых форм дополнительного образования детей. А таким потенциалом дворец всегда обладал.

Виктор ГОЛОВАНОВ, заслуженный учитель РФ