Центр эстетического воспитания детей функционирует с 1998 года в самом сердце Москвы, на Покровском бульваре. Занимаются в центре более 1500 детей в 70 различных творческих объединениях. Педагоги ведут работу по 37 дополнительным общеразвивающим программам. Миссия учреждения состоит в создании условий для качественного и эффективного образования детей с разными способностями, воспитания человека высокой духовной нравственности и патриотизма, умеющего сопереживать, социально активного, интеллектуального и стремящегося к самосовершенствованию.
Доступность качественного дополнительного образования в учреждении обеспечивается через:
- обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность;
- обучение на учебно-материальной базе с использованием современного оборудования;
- обеспечение равных возможностей для реализации способностей детей, создание условий для их творческого развития на основе свободного выбора объединений и направлений дополнительного образования;
- оказание социально-педагогической помощи семье, ранняя диагностика резервов развития ребенка;
- расширение спектра дополнительных образовательных услуг на бюджетной и внебюджетной основе.
Одной из поставленных задач, связанных с улучшением качества личностно ориентированной образовательной среды и удовлетворением запросов населения и родителей, является расширение спектра образовательных услуг путем предоставления дополнительных платных образовательных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих образовательных программ ознакомительного, базового, углубленного уровней.
Возможность платных дополнительных образовательных услуг предусматривается уставом учреждения, лицензией и положением о предоставлении этих услуг.
Следует заметить, что для руководителя учреждения организация платных дополнительных образовательных услуг вызывает определенные сложности: недостаточное наличие правового и методического обеспечения, контроль со стороны вышестоящих организаций, слабая культура населения по данному вопросу и др. Однако, как показал практический опыт рассматриваемой проблемы в нашем центре (с 2013 года) в течение трехлетнего периода, именно система организации платных образовательных услуг позволяет всесторонне удовлетворить образовательные потребности граждан и повысить имидж учреждения в социуме. Выделим положительные моменты в этой сфере деятельности: появляется возможность привлечения дополнительного финансирования педагогов; повышается рейтинг педагогов; осуществляется подбор новых, более профессиональных кадров; появляются дополнительные рычаги стимулирования, улучшаются условия для работы. Руководитель получает финансовые средства, позволяющие ему улучшать материальную базу учреждения, приобретать основные средства, осуществлять ремонтные работы. Но главным результатом мы считаем успешность детей в системе платных услуг, высокий уровень посещаемости, ответственность детей и их родителей за конкретные достижения.
Работа по формированию системы дополнительных платных услуг в нашем центре имеет следующий алгоритм:
1. Рекламная деятельность: проводится изучение спроса на дополнительные платные образовательные услуги для предполагаемого контингента обучающихся через сайт учреждения, организацию дней открытых дверей, обсуждения на родительских собраниях (анкетирование родителей), информирование населения на специальных стендах. Полученный материал изучается и обобщается методистом центра и предоставляется директору в виде конкретных предложений об открытии групп платных дополнительных образовательных услуг.
2. Организационная работа включает в себя: учет реальных материальных и кадровых возможностей, наличие свободных помещений, разработку локальных актов (Положение об оказании дополнительных платных образовательных услуг, Положение о порядке оплаты труда работников, задействованных на договорной основе в выполнении работ по предоставлению платных образовательных услуг), проведение собрания работников центра, где принимается решение о формировании системы платных образовательных услуг на очередной учебный год, утверждение штатного расписания директором центра. На основании личного заявления педагога и договора, заключенного с администрацией учреждения, издается приказ руководителя о назначении на соответствующую должность временно, на период функционирования системы платных услуг - с 1 сентября по 31 мая (по необходимости возможны занятия в летний период). Формирование групп платных дополнительных образовательных услуг обязательно оформляется приказом директора центра на основании заявления родителей, анкеты и договора между родителями или лицами, их заменяющими, и директором учреждения. Договор заключается на добровольной основе, сумма и порядок оплаты определяются на основании сметы расходов и фиксируются в договоре. Все обучающиеся заносятся в электронную базу Департамента образования города Москвы.
3. Образовательный процесс в группах платных дополнительных услуг осуществляется в соответствии с требованиями охраны труда, санитарных норм и правил, на основании учебных планов, образовательных программ, графиков работы и расписания, утвержденных директором центра.
4. Финансовая деятельность центра по предоставлению платных дополнительных образовательных услуг основывается на смете доходов и расходов, разработанной экономистом, утвержденной директором, реализацию которой осуществляет главный бухгалтер. Оплата за предоставляемые услуги производится родителями или лицами, их заменяющими, только через Сбербанк.
В учреждении проводится мониторинг, то есть отслеживание процесса и результатов системы организации платных дополнительных образовательных услуг. Составляются аналитические материалы, создается электронная база данных.
Индикаторами мониторинга выступают:
- количество обучающихся в платных группах;
- количество детей - победителей олимпиад, фестивалей и конкурсов городского, всероссийского, международного уровней;
- количество выпускников, поступивших в престижные вузы и в другие образовательные учреждения города и страны по профилю.
Педагоги платных групп (а это более профессиональные кадры) проводят самооценку состояния данного направления деятельности с целью повышения качества и эффективности. Среди основных задач, решению которых способствует самооценка педагогов, можно выделить:
- сбор общей информации о состоянии системы платных образовательных услуг в центре;
- разработка системы изменений в учреждении, обеспечивающих развитие данного сектора услуг;
- установление соответствия между предполагаемым и реальным состоянием процессов, условий и результатов деятельности в системе предоставляемых платных услуг;
- выявление существующих проблем и определение пути их решения;
- изучение динамики изменения объектов оценки, позволяющее спрогнозировать их дальнейшие точки роста.
Педагоги, реализующие платные услуги, привлекают обучающихся к оценочной деятельности, организуя на занятиях их самооценку и самоконтроль. Обучающиеся не только узнают, чему они научились и что не усвоили на занятии, какие ошибки допустили, но и понимают, как можно самостоятельно оценивать свои знания.
Таким образом, система организации платных дополнительных образовательных услуг в УДОД наиболее полно удовлетворяет запросы населения в сфере образования, учитывает индивидуальные склонности и способности каждого ребенка, улучшает качество личностно ориентированной образовательной среды.
Надеемся, что материал, представленный вашему вниманию, вызовет интерес, а мы в свою очередь готовы продолжить с вами эту тему на пользу друг другу.

Антонина КОНДРАТЬЕВА, директор Центра эстетического воспитания детей;
Наталья СМЕТАНИНА, методист