имназия как крупный территориальный образовательный комплекс сегодня создает единую среду, максимально способствующую освоению технологий учебно-исследовательской деятельности всеми гимназистами. С 1993 года сложилась модель исследовательской деятельности, включающая три важных элемента:
- публичная и открытая «лаборатория» («мастерская») работы на сайте гимназии;
- внутренняя и внешняя экспертизы для проверки валидности результатов работы;
- выстраивание специально организованной коммуникации вокруг исследовательской деятельности.
В новых условиях развития формируется единая детско-взрослая общность (творческая среда), способствующая обмену опытом между различными исследованиями и их взаимной оценке (демонстрация результатов работ, конкурсы исследований). Ключевой ориентир для педагогов гимназии - научить ребят добиваться результатов не числом, а умением, то есть использовать самые современные тактики действия. Важнейшим развивающим моментом при организации исследовательской деятельности в гимназии является сопряженность пространств учебной и исследовательской работы.
Большую роль играет правильно организованное общение учащихся в процессе проведения исследования. В гимназии эта работа идет в трех направлениях. Это организация общения учащихся внутри гимназического исследовательского сообщества. Важным этапом коммуникации в рамках исследовательской деятельности являются их публичные выступления с последующим обсуждением во время защиты темы работы и защиты готового исследования.
С 2009-го система работы над исследованиями в гимназии была организована как открытый процесс: все этапы этой деятельности публикуются на общественном портале гимназии. В связи с этим система оценивания результатов исследований является важным аспектом работы по ее сопровождению.
По ФГОС СОО ключевые различия в уровне формирования универсальных учебных действий между «базой» и «углублением» определяются сформированностью исследовательских навыков. Речь идет об уровне достижения предметных результатов, в которых на углубленном уровне практически везде содержатся требования сформировать навыки исследовательской деятельности в предметном поле. В этом случае мы должны были найти форму сочетания традиционных результатов (знаниевой компоненты) и новых результатов (исследовательских умений в предметной области). Стала насущной необходимость диагностировать сам процесс. Мы разработали и начали апробировать диагностическую карту процесса исследовательской деятельности, которая предполагает анализ плана реальных действий, проведение исследования в соответствии с планом и его корректировку. Портфолио в этом случае - рекламная и отчетная площадка исследования. Но и отражение стратегии и тактики исследовательской работы всей гимназии.
Гимназисты участвуют в работе различных федеральных или региональных конкурсов и конференций исследовательских работ. Последние годы гимназия специально проводит межгимназические выездные практикумы вокруг различных исследовательских проблем.
Опыт организации учебно-исследовательской деятельности показал, что при объеме профильных курсов за два года обучения (9-10-й класс) в 300-500 часов (в зависимости от предмета) исследовательская деятельность учащихся за два года требует еще не менее 100 часов (включая теоретический курс, консультации, организацию и проведение эмпирического исследования).
Гимназия организует экспертизу дипломных работ учащихся еще и в форме внешней экспертизы. Все дипломные работы направляются на различные федеральные или региональные конкурсы и конференции исследовательских работ учащихся. Это позволяет сравнивать оценки, которые старшеклассники получили при защите диплома в гимназии, и результаты экспертизы непредвзятых специалистов.
Осознание необходимости изменений становится основой для разработки новых подходов к организации процессов учебно-исследовательской деятельности. Ответами на вызовы времени стали: диагностика процессов проектной и исследовательской деятельности, а не только их конечных результатов; гибкое использование разных типов исследований (учебного, научного (микроисследования); возможность работы над общими мегатемами; интеграция знаниевой компоненты обучения и уровня сформированности исследовательских навыков для определения достижения требований предметных результатов углубленного уровня.
В связи с вышесказанным особое место в формировании обновленной модели УИД в гимназии заняла летняя учебно-исследовательская практика десятиклассников. Ключевой педагогический замысел практики заключается в том, чтобы объективно диагностировать способность обучающихся 10-х классов к самостоятельной исследовательской деятельности по предмету и выявить уровень владения навыками первичной исследовательской деятельности и наличие мотивации к самостоятельной исследовательской деятельности. Основаниями введения курсовой исследовательской работы (КИР) в 10-м классе стали проблема предметных областей (не все исследовательские навыки можно диагностировать в ходе дипломного исследования) и вопрос «Как диагностировать метапредметные результаты в предметном поле?».
Учебно-исследовательская практика обучающихся 10-х классов является логическим продолжением формирования у них опыта теоретической (курс «Теория познания») и прикладной (написание дипломной работы) учебно-исследовательской деятельности. Летняя учебно-исследовательская практика помогает реализовать деятельностный аспект исследовательской культуры старшеклассников.
При разработке модели практики мы руководствовались прежде всего идеей ее максимальной педагогизации. В качестве рефлексии на этапе завершения написания КИР десятиклассники оформляли краткий рефлексивный отчет в свободной форме. Им было предложено зафиксировать положительный и негативный опыт, полученный в ходе выполнения исследования, вычленить мотивы собственной деятельности в ходе практики. Также в процессе УИП использовалась диагностическая карта процесса (которую заполняли и практиканты, и консультанты). Они вместе оценивали, что происходило, и строили планы своей деятельности. Был разработан фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам летней учебно-исследовательской практики. Для изучения сформированности умений и навыков к учебно-исследовательской деятельности у десятиклассников в ходе УИП были определены уровни готовности к учебно-исследовательской деятельности (низкий, средний, высокий). Проведенная работа показала, что проблема педагогизации учебно-исследовательской практики как части модели УИД заключается в ее результативности, которая обеспечивает изменение отношения гимназистов к выполняемой работе. Рефлексия деятельности помогает выявить возможности, позволяющие гимназистам стать субъектом исследовательской деятельности. Определяя путь дальнейшего развития УИД в гимназии, уместно вспомнить изречение Цицерона: «Счастье следует просить у Бога, мудрость - приобретать самому», и тогда наверняка «дорогу осилит идущий».

Ирина САВКИНА, заместитель директора гимназии №1505