Константин Москаленко в 1988 году окончил Московский физико-технический институт (МФТИ). В 1991 году окончил аспирантуру МФТИ. В 1995 году ему присуждена степень кандидата физико-математических наук. В 1999 году прошел курсы повышения квалификации «Результативное управление», «Управление бизнес-процессами», «Основы ITIL». В 2007 году вместе с партнером основал компанию «ОСЗ», которая занимается разработкой программных инструментов, мультимедиа, веб-решений и мобильных приложений для образовательной, научной и познавательной сфер. Сегодня продукты компании востребованы у более
7,5 млн пользователей. Имеет 20-летний опыт разработки программного обеспечения и баз данных в области информатизации образования.
- Константин Лариусович, как появилась идея создания интерактивного практикума?
- Идея, можно сказать, витала в воздухе. Развитие финансовой грамотности - важная задача обеспечения экономической безопасности граждан, так как уровень знаний рядового гражданина о своих правах и обязанностях оставляет желать лучшего. В большинстве случаев люди подписывают различные договоры с банками и страховыми компаниями, даже не читая их, полагаясь на то, что говорят им сотрудники этих организаций, а если читают, то не могут разобраться в сути документа. Как результат разочарование в ожиданиях, судебные иски и денежные потери, которых можно избежать.
Компания «ОС3» в сотрудничестве с практикующими юристами, преподавателями ряда ведущих вузов России, учителями профильных школ год назад вышла с инициативой по созданию интерактивного практикума, который поможет уже в школе учащимся ознакомиться с основами финансовой грамотности в доступной форме. Мы давно разрабатываем технологии, помогающие восприятию сплошных связных текстов документов, и у нас уже накоплен приличный опыт создания различных образовательных программ и приложений. Наши универсальные межпредметные и предметно ориентированные продукты хорошо известны во многих российских школах, позволяют адаптировать содержание учебного материала в ходе учебного процесса и повышают интерес к обучению. Наша инициатива по созданию практикума была поддержана в рамках проекта МБРР и Министерства финансов РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
- Что представляет собой интерактивный практикум? Чем он может быть полезен в учебном процессе?
- Интерактивный практикум - это электронное учебное пособие, в котором материал изложен таким образом, чтобы способствовать освоению юридического языка нормативных актов. Основная его задача состоит в том, чтобы развить у учащихся умение читать и понимать договор с финансовыми организациями, определять и понимать риски, вытекающие из него. Для этого на первом этапе мы создали методическую основу, затем подготовили учебные материалы и прототип будущего продукта. Мы выбрали 11 самых востребованных типов договоров: авто-, микро- и потребительский кредиты, ипотека, кредитная карта, банковский счет, личное, имущественное и автострахование, ДМС, негосударственное пенсионное страхование.
Затем настал ответственный момент создания программного комплекса, включающего в себя интернет-сайт и приложения для мобильных устройств (ведь школьники теперь познают мир зачастую с экранов своих смартфонов). Интерактивный практикум предлагает тексты договоров, приближенных к реальной жизни. При этом для каждого договора дается маршрут его чтения, при прохождении которого ставятся вопросы на понимание прочитанного. В каждом договоре выделены информационные блоки, которые сопровождаются комментариями специалистов, адаптированными для восприятия на понятном (не юридическом) языке.
Раздел интерактивной викторины обогащен детализированными подсказками по каждому варианту ответа и по вопросу в целом, с возможностью записать в блокнот все ключевые аспекты для заключения договора, чтобы их лучше запомнить.
Раздел «Как я заключил договор» предлагает ознакомиться с одной историей успеха при заключении финансового договора. Он будет полезен не только учащимся, но и людям старшего возраста, которых интересуют конкретные шаги для быстрого получения эффективного результата.
Этот практикум можно использовать как для самостоятельного обучения, так и в рамках проектной деятельности в школах, вузах и других учебных заведениях. Полагаю, что современный дизайн и проработанная система позитивной мотивации сделают работу с практикумом не только интересной, но и приятной.
- Есть ли у вас уже какие-то отклики от пользователей практикума? Насколько он востребован?
Очень важным этапом реализации проекта стала апробация практикума в образовательных учреждениях. Весной этого года мы протестировали его среди учащихся старших классов нескольких московских школ, а также среди студентов РАНХиГС и получили очень хорошие отзывы: более 87 процентов респондентов после работы с практикумом ответили, что приобретенные знания им, безусловно, нужны и они еще не раз к нему обратятся.