Главная цель конкурса - вдохновить школьников всерьез задуматься об острых проблемах того мира, в котором им придется жить. Казалось бы, что для достижения этой цели можно ограничиться конкурсом рефератов, в которых дети пересказывают чужие умные мысли, иногда дополняя их своими. Но организаторы конкурса решили пойти по другому пути, поскольку важно не только осознание проблем нашего мира, но и выработка своего личного отношения к ним. А это личное отношение гораздо лучше выражается не в умных словах, а в создаваемых художественных образах.
В последние годы работы оцениваются в четырех номинациях: «Художественная проза», «Стихи», «Публицистика», «Краеведение». У участников конкурса существующий набор номинаций вызывает критические замечания, и, возможно, он будет изменен.
Какие же проблемы современного мира волнуют подростков?
Среди этих проблем на первом месте стоит война. В начале 2000-х годов на конкурс поступало много работ о войне на Кавказе, затем военная тематика временно отошла на второй план, однако вновь воскресла в середине 2010-х годов. На конкурс стали поступать работы из Донбасса, опирающиеся на собственный опыт бомбежек, обстрелов, гибели близких людей. Некоторые такие работы мы передавали для публикации в газеты. Несколько изданий опубликовали «Письмо к абхазскому другу», написанное Мариной В. из Горловки, и маленькую заметку «Долгое лето две тысячи четырнадцатого года», написанную Оксаной К. из Макеевки (по понятным для читателей причинам полные фамилии участников конкурса из Донбасса я не называю).
А вот что написала в своей работе ученица третьего класса, чья семья уехала из Донбасса после начала войны:
«Когда я научилась писать, мама предложила рассказать о своем заветном желании святому Николаю в письме. Святой Николай 19 декабря всегда радовал нас с сестрой Катюшей долгожданными подарками. И я верю, что и сейчас Святитель с нами вместе, и обращаюсь вновь к нему с просьбой: «Пресвятой угодник Божий Николай! Я, девочка по имени Анастасия, очень прошу тебя помочь детям из Донецка. Пожалуйста, пусть они никогда не живут в подвалах, пусть они не будут голодными! Слава Богу, я не видела войну. Мама всегда уводит нас с сестрой от телевизора, когда начинаются новости, говорят об Украине. А мне так хочется вернуться домой, чтобы все было, как раньше. Увидеть подружек, мой уже 3-й «А» класс, учительницу Анну Сергеевну. А еще поиграть на фортепиано и погладить кошечку, которая сейчас у бабушки. Но понимаю, это сейчас невозможно. Еще для нас с сестричкой Катюшей хочу попросить елочку и набор шариков на нее. И сладкий подарок, если ты сможешь. Спасибо за твою помощь! Раба Божия Анастасия».
Чувство глубокой озабоченности вызывают у многих участников конкурса негативные социальные процессы, происходящие в нашей стране и во всем мире. И особенно воздействие этих процессов на души людей. Люди становятся жестокими, черствыми, равнодушными друг к другу.
Довольно распространенная тема конкурсных работ - жестокость к животным, за которой видна жестокость к людям.
В первые годы на конкурс поступало довольно много научно-фантастических произведений. Во многих из них за фантастическим сюжетом явно виделись острые социальные проблемы современного общества. Так, за научно-фантастическим рассказом школьницы Даши Столяровой «Большие птицы» стояла судьба ветеранов горячих точек, оказавшихся лишними в обществе, которое они защищали.
В настоящее время научно-фантастическая тематика представлена на конкурсе слабо. Возможно, это связано с общим падением интереса к науке.
Поступают на конкурс и работы, посвященные будущему человечества. Бездумного оптимизма в этих работах, как правило, нет. Но нет и ощущения абсолютной безнадежности.
Довольно активно представлена на конкурсе природоохранная тематика, хотя уровень большинства работ этого направления оставляет желать лучшего. Создается впечатление, что природоохранные идеи уже проникли в мозги учащегося юношества, но еще не дошли до сердца.
Существуют учебные заведения и внешкольные организации, которые присылают работы из года в год. Среди них - клуб «Блик» (Докучаевск, Донбасс), литературная студия «Лотос» (Орша, Белоруссия), школа №2 (Сертолово, Ленинградская область), школа №6 (Волжск, Республика Марий Эл), школа села Верхоречье (Крым), Башкирский лицей имени Р.Уметбаева (г. Сибай, Башкорстан), детский дом №8 (г. Себей (Семипалатинск), Казахстан), областной Детский эколого-биологический центр (Тула), Центр детского творчества «Приокский» (Рязань).
Среди участников конкурса есть дети-инвалиды, в том числе и достаточно тяжелые. Так, хорошие работы на конкурс присылает школа-интернат для детей-инвалидов «Басандайская жемчужина» в Томске. Ученица этого интерната Аня Корсунова написала остроумную сказку про Бабу-ягу и Деда-ЕГЭ, критикующую некоторые стороны отечественного школьного образования. Эта сказка была выслана заместителю председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олегу Смолину и, по слухам, доставила ему большое удовольствие.
Однажды на конкурс представил свою работу юноша, отбывающий наказание в колонии для малолетних правонарушителей. Он прислал хороший рассказ о природе родной Сибири, за который был награжден грамотой в номинации «Краеведение». Хочется верить, что этот молодой человек твердо встал на путь исправления.
Участники конкурса придерживаются разных политических взглядов, которые нередко просвечивают в представленных работах. Среди них них есть коммунисты, анархисты, либералы, монархисты, православные патриоты. При оценке работ мы стараемся избежать какой-либо дискриминации на политической почве. В первую очередь для нас важно неравнодушное отношение к обсуждаемым проблемам.
Изредка на конкурс поступают работы, отражающие явно экстремистские взгляды их авторов. Таким молодым людям отправляется письмо, в котором тактично разъясняется ошибочность их позиции и прилагается список литературы и интернет-ссылок для чтения и самообразования.
Среди победителей конкурса было несколько очень ярких личностей. Так, школьница Наргиза Нагдиева в 11 лет стала фактически главой семьи, включавшей почти беспомощную бабушку и шестерых младших братишек и сестренок. Для того чтобы братишки и сестренки не слишком шалили, она начала сочинять для них стихи и сказки и буквально за год превратилась в первоклассного писателя. Сейчас Наргиза, сменившая свое экзотическое имя на более привычное русскому уху Наташа, работает воспитателем детского сада и воспитывает собственных детей.
Говорят, что дети - беда!
Говорят, что дети - кошмар!
У кого нет детей -
тот счастлив -
Так какой-то ученый
сказал.
Сразу видно - ученый -
дурак...
- писала Наргиза в 12 лет.
Марина Василькина еще в школьные годы рассматривалась в качестве наиболее вероятного кандидата на пост мэра. Ее сверхъестественная организаторская активность выплескивалась далеко за пределы родной школы. Она создала городской педагогический отряд, работающий с детьми, и реализовала ряд других крупных и интересных проектов.
Марининым школьным учителем литературы была Ирина Львова, хорошо известная как автор слов «Учительского вальса». Марина вместе с Ириной Михайловной и своими друзьями коллективно создали поэму «Евгений Онегин XXI века», которую можно найти в Интернете.
24 июня 2016 года Ирина Михайловна Львова ушла из жизни, о чем мы скорбим вместе со всеми педагогами, считающими ее «Время выбрало нас» своим гимном.
В настоящее время Марина учится на филологическом факультете МГУ, специализируется на изучении сербской литературы.
К сожалению, не все победители нашего конкурса стали взрослыми. Осенью 2013 года умерла ученица школы №199 Настя Ватина. Ей было всего 14 лет...
Профессиональным литератором стала пока только одна бывшая участница конкурса. Свои стихи она публикует под псевдонимом Николь Воскресная. Мы включили ее в состав жюри нашего конкурса.
Московское общество испытателей природы и движение «В защиту детства» сумели сформировать сильный и работоспособный состав жюри конкурса, в который вошли главный редактор журнала «Искусство в школе» доктор психологических наук Александр Мелик-Пашаев, кандидат психологических наук Зинаида Новлянская, инженер и писатель В.Озеров, написавший прекрасный роман «Плутишкина сказка», сотрудник РАО доктор педагогических наук Геннадий Беляев, ушедшая из жизни в начале 2016 года писательница и автор бардовских песен Нина Кочубей, журналист Татьяна Гурышкина.
Дважды (в 2009 и 2015 годах) нам удалось издать небольшим тиражом сборник лучших произведений, представленных на конкурс. Эти сборники очень быстро разошлись.
Весной 2016 года были подведены итоги очередного конкурса.
Несомненным лидером конкурсов и 2015, и 2016 года стала Александрина Прокофьева, ученица... 5-го класса. Ей всего 10 лет. Несмотря на свой юный возраст, девочка очень много пишет: и стихи, и сказки, и просто размышления о жизни. Она была единственным участником конкурса 2016 года, представившим работы во всех 4 номинациях. И во всех четырех номинациях Александрина получила награды: два первых места, одно второе и один спецприз.
Стихотворение Александрины Прокофьевой «Кавказ. Бессмысленная война», которое девочка посвятила своему папе, воевавшему в Чечне, заканчивается словами:
Пока эти парни друг в друга
стреляют,
Сея ненависть, боль
и страх,
На облаках о детях рыдают,
Обнявши друг друга,
Христос и Аллах.
Александрина - достаточно продвинутый ребенок. У нее есть собственный сайт в Интернете, на который она вывешивает свои произведения.
В номинацию «Художественная проза» Александрина представила несколько небольших философских сказок. И получила первое место. С Александриной первое место в номинации «Художественная проза» разделила школьница из Донбасса Шура О. В рассказе Шура описала свою беседу на философские темы с... Владимиром Ильичем Лениным. Эта беседа происходила во время болезни девочки при температуре более 39 градусов.
Первые премии в номинации «Стихи» получили десятиклассница Алина Красавина и две ученицы одного и того же 8-го класса - Маша Жукова и Алиса Никитина.
Алина Красавина представила два стихотворения. В одном из них Алина от имени подрастающего поколения задает несколько нелицеприятных вопросов российским политикам. Это стихотворение (не с нашей подачи) опубликовала газета «Советская Россия». Во втором рассказывает о том, как молодой танкист умирал от ран в госпитале в 1944 году и о чем он думал в последние минуты жизни.
Маша склонна к поиску разных экстравагантных стихотворных форм и к некоторой заумности мыслей и слога; напротив, Алиса пишет очень просто, в подлинно пушкинском стиле. Ее стихотворение о старом коте совершенно замечательно.
Александрина Прокофьева в номинации «Стихи» в этом году получила только второе место. Но у нее еще все впереди!
Специальным призом «За лучшее произведение о защитниках Отечества» была награждена ученица 2-го класса московской школы №2103 Варя Чичулина, которая написала стихотворение о своем брате-летчике, участвующем в боевых действиях в Сирии. Мы передали это стихотворение в газету «Красная звезда», где накануне 23 Февраля его напечатали.
В номинации «Публицистика» первое место поделили десятиклассница из московской школы №1392 Виолетта Лишик, написавшая из XXI века письмо Михаилу Лермонтову, и одиннадцатиклассница Жанна Федосова, написавшая эссе в очень распространенном жанре критики современной культуры.
Первую премию в номинации «Краеведение» получила Александрина Прокофьева за яркий рассказ-исследование, посвященный достопримечательностям.
Было представлено и немало других интересных работ.
Опыт проведения литературного конкурса «Земля. Природа. Родина. Будущее» позволяет сделать следующие заключения.
Во-первых, литературное творчество является мощным средством формирования личности подростков и осмысления ими проблем окружающего мира. Педагогические возможности такого творчества очень велики, если не сказать огромны.
Во-вторых, склонность к литературному творчеству и успехи в этом творчестве вовсе не являются уникальными. Литературные способности можно и нужно развивать. Одновременное случайное появление двух редких сверхталантов в одном классе по теории вероятности практически невозможно. Но при наличии учителя, много работающего с детьми (учителя зовут Майя Владимировна Булка), такое становится закономерным.
В-третьих, представляется сомнительной существующая концепция преподавания литературы в школе, предполагающая очень подробное изучение художественных произведений разных авторов, но не предусматривающая самостоятельное литературное творчество учащихся. На уроках рисования ученики учатся рисовать, на уроках пения - петь, но сочинять на уроках литературы детей никто не учит. И это плохо!
Наверное, стихотворение «Зая милый, зая серый, я тебя люблю» не представляет особой художественной ценности. Но ведь с него начался творческий путь Александра Блока.
Необходимость включения в школьный курс литературы самостоятельного литературного творчества учащихся долгие годы отстаивает член жюри нашего конкурса кандидат психологических наук Зинаида Новлянская. Однако, к сожалению, у методистов, занимающихся преподаванием литературы в школе, иная точка зрения.
В-четвертых, следует, наверное, официально признать, что существуют подростки, способные создавать выдающиеся художественные произведения. В живописи это уже признано (Надя Рушева (1952-1969), Саша Путря (1977-1989), в литературе пока еще нет. Было бы, наверное, полезно включить в школьную программу по литературе произведения таких юных литераторов, как Владимир Полетаев (1951-1970), Оля Лебедушкина (род. 1967), Ника Турбина (1974-2001), Катя Приходовская (род. 1984) и других.
И в-пятых, материалы, присылаемые на наш конкурс, наглядно опровергают распространенное ныне мнение, согласно которому сфера интересов современного юношества лежит исключительно в области секса, рока и наркотиков. Это обстоятельство внушает оптимизм.
В 2016-2017 годах будет проводиться наш очередной конкурс литературного творчества школьников. Условия участия в нем можно прочесть на сайтах Московского общества испытателей природы и движения «В защиту детства».

Сергей БАГОЦКИЙ, кандидат биологических наук, ученый секретарь Московского общества испытателей природы