Любые реформы, происходившие в последние 20 лет в системе образования России, не обходили стороной и проблему образовательного неравенства. Сначала (в конце 90-х) были декларации о необходимости обеспечения доступного качественного образования. В начале 2000-х от слов перешли к делу, была успешно реализована кампания поддержки сельских малокомплектных школ и школ, находящихся в труднодоступной местности. В ходе реструктуризации создавались опорные школы, их укомплектовали педагогическими кадрами. Получили развитие дистанционное образование и сетевое взаимодействие. Была закреплена возможность финансирования малокомплектных школ не по нормативу и т. д. В 2010-х внимание образовательного сообщества было приковано к инклюзивному образованию. Стали активно внедряться программы поддержки одаренных учащихся, детей с особыми образовательными потребностями.
Сегодня становится очевидным, что поддержки отдельных групп учащихся недостаточно. Мы наблюдаем появление целой группы школ, в которых концентрируются дети с низкими образовательными результатами и отсутствием мотивации к учебе, с неродным русским языком и девиантным поведением. К этой группе часто относятся школы, функционирующие в неблагополучных внешних условиях: расположенные в отдаленных (как правило, северных) территориях, в сельской местности, на окраинах крупных городов.
Здесь необходимо отметить, что российские и зарубежные исследования последнего десятилетия, изучающие влияние внешних и внутренних школьных факторов на успеваемость учащихся, убедительно свидетельствуют, что низкие образовательные результаты определяются не только размером (малокомплектностью) школы, ее отдаленностью или слабым ресурсным обеспечением (хотя чаще всего эти факторы оказывают совокупное влияние). Ведущим фактором, определяющим результаты обучения, являются социально-экономические ресурсы семьи. Это означает, что результаты школ, в которых учатся учащиеся из благополучных семей, будут заведомо выше, чем результаты школ с высокой долей детей, состоящих на внутришкольном учете, или для которых русский язык не является родным.
Такая проблема образовательного неравенства тоже не осталась незамеченной. Еще в 2012 году Президент Российской Федерации В.В.Путин в своей статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России» отмечал: «Дети не должны быть заложниками социального или культурного статуса своих семей. Если школы работают в трудных социальных условиях, то и они, а не только гимназии и лицеи, работающие, как правило, с благополучными детьми, должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую».
В 2015 году в перечне поручений президента по итогам заседания Государственного совета по вопросам совершенствования системы общего образования поставлена задача «разработать и реализовать комплекс мер, направленных на создание условий для получения качественного общего образования в образовательных организациях со стабильно низкими образовательными результатами», ответственность за выполнение которой возложена на Министерство образования и науки Российской Федерации и региональные органы, осуществляющие управление в сфере образования.
Как известно, механизмом реализации государственной политики в сфере образования является Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы. В ней предусмотрено мероприятие 2.2 «Повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов и распространение их результатов». Мероприятие предусматривает отработку и распространение механизмов повышения качества образования в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, а именно поддержку на конкурсной основе субъектов Российской Федерации (не менее 20 субъектов), внедряющих современные модели поддержки школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Таким образом, поддержку получат субъекты Российской Федерации, модели которых включают инструменты идентификации школ с низкими результатами обучения и школ, функционирующих в сложных социальных условиях, механизмы финансовой и методической поддержки таких школ, механизмы мониторинга результативности программ улучшения результатов обучения.
В настоящее время в разных регионах РФ уже накоплен весьма интересный опыт работы со школами, низкие образовательные результаты которых обусловлены неблагополучными внешними факторами. Так, в Московской области меры материальной (грантовой) поддержки этой группы школ предусмотрены в государственной программе развития образования региона. В Тамбовской области проводится социальный конкурс «Народный проект», на котором сильные школы представляют программы поддержки и сетевого взаимодействия со слабыми школами. Уже более 10 лет Томская область проводит сплошной мониторинг образовательных результатов школ на этапах начального, основного и среднего образования. Каждая школа получает оперативную информацию об образовательных результатах, проблемах и достижениях учащихся и может использовать эту информацию для корректировки программ развития и образовательных программ. В Республике Саха (Якутия) принят закон субъекта РФ «О кочевых школах», в котором четко определены статус и особенности финансирования школ, механизмы их поддержки и обеспечения доступа учащихся, семьи которых ведут кочевой образ жизни, к качественному образованию. Ямало-Ненецкий автономный округ представлял проект «Образование детей кочевников в Ямало-Ненецком автономном округе» на заседании XV сессии Постоянного форума ООН. В регионе сохранена система присвоения опытным учителям статусов «учитель-наставник», «учитель-методист», а директорам по результатам аттестации присваиваются первая и высшая квалификационные категории. В Калининградской области разрабатываются программы взаимодействия школ со сложным контингентом учащихся с колледжами, которые предлагают всем учащимся профессиональную подготовку на своей базе. Республика Чувашия организует «интервенции» специалистов регионального Института развития образования в школы с низкими результатами ЕГЭ. А в Пермском крае учителя городских школ получили личные автомобили, чтобы добираться до сельских школ, в которых они также преподают.
Перечисленный выше опыт, конечно, нуждается в обобщении и широком распространении в других регионах РФ, он весьма полезен для разработки типовых моделей финансирования, модельных «дорожных карт» и нормативно-правовых актов по улучшению образовательных результатов школ. Именно поэтому в 2016 году Департамент государственной политики в сфере общего образования стал заказчиком нового проекта «Разработка, апробация и внедрение системы мер по повышению качества работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, с различными социальными статусами и затратами ресурсов школы». Цель проекта - повышение качества образования и усиление ресурсного потенциала школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе интеграции передовых научных разработок и лучшего практического опыта регионов. Исполнителем проекта является Институт образования НИУ «Высшая школа экономики».
В ходе проекта будут разработаны и апробированы современные инструменты изучения образовательных результатов школ с учетом внешних условий. Предполагается создание партнерской сети регионов, муниципалитетов и школ, которые будут перенимать опыт друг у друга и вместе внедрять лучшие практики. Будут разработаны и апробированы в пилотных регионах модельные программы помощи школам, главной особенностью которых можно считать координацию усилий всех уровней системы образования, родителей и местного сообщества, а также возможное использование ресурсов уже реализуемых регионом проектов в сфере образования.
Министерство образования и науки планирует также создать открытый для всех регионов РФ банк лучших практик помощи школам и улучшения их образовательных результатов. Будут разработаны и направлены во все регионы РФ методические рекомендации с описанием управленческих и педагогических технологий повышения эффективности работы школ, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях.
Интересно, что некоторые мероприятия проекта проводятся в системе образования России впервые. Например, контекстуализация образовательных результатов школ (учета внешних неблагоприятных условий работы школы и особенностей контингента учащихся при оценке ее образовательных результатов), курсы повышения квалификации для специалистов органов управления образованием регионального и муниципального уровней, создание и организация работы в школах профессиональных обучающихся сообществ педагогов, менторство (наставничество) директоров и управленческих команд сильных школ над слабыми, которые переходят в эффективный режим работы, и т. д.
Для определения школ целевой группы образовательных организаций, нуждающихся в приоритетной поддержке, Институтом образования Высшей школы экономики разработан индекс социального благополучия школы. Он рассчитан на основе проведенных серьезных эмпирических исследований и определяет вклад в образовательные результаты школы контекстных характеристик: контингента учащихся, обеспеченности ресурсами, места расположения школы. Учет этого индекса позволяет с большой объективностью оценивать качество работы образовательной организации, выявлять школы, нуждающиеся в поддержке, и, наоборот, отследить те, которые в неблагоприятных социальных условиях демонстрируют высокие результаты обучения, для последующего распространения их опыта.
Необходимо отметить, что важной задачей уже за рамками проекта является нормативное закрепление учета социальных характеристик контингента учащихся в системах мониторинга, контроля и независимой оценки качества образования, что позволит оказывать адресную поддержку школам, работающим в неблагоприятных социальных условиях, школам с низкими результатами и в конечном итоге будет способствовать сокращению образовательного неравенства.
В отношении выявленных в ходе контекстуализации школ, нуждающихся в приоритетной поддержке со стороны региона и муниципалитета, будет реализована задача их перевода в эффективный режим работы (превращение их в эффективные школы). В зарубежных странах движение эффективных школ набирает обороты вот уже 20 лет. Эффективной принято называть школу, которая может обеспечивать «повышение жизненных шансов» всем своим ученикам. То есть создавать такую среду, в которой все ученики вне зависимости от того, каковы их возможности и проблемы, включая проблемы семьи, получают возможность для максимальных достижений и благополучного развития.
Портрет эффективной школы можно описать так: это школа, в которой учение находится в центре школьной деятельности; школьный коллектив функционирует как единое целое; школьная культура (ценности, убеждения и поведение всех, вовлеченных в жизнь школы) является позитивной, к людям относятся с доверием и уважением, поощряют профессиональный рост каждого.
Для того чтобы школа стала эффективной, ей необходима помощь в виде финансовых, материальных и, конечно, кадровых ресурсов. Нужны педагоги высокой квалификации, логопеды, психологи, педагоги групп продленного дня и дополнительного образования. Нужны самое современное учебное оборудование, учебные пособия для особых групп учащихся (например, учебники по русскому языку как неродному), высокоскоростной Интернет. Нужны дополнительные финансовые ресурсы для оплаты педагогам индивидуальных занятий с учащимися, для поощрения педагогов к профессиональному росту, организации наставничества и тьюторства.
Организационным механизмом помощи школам при переходе в эффективный режим работы является разработка соответствующих региональных целевых программ. Программы включают создание организационной инфраструктуры и координирующего органа, назначение экспертов, тьюторов (менторов), разработку нормативных и финансовых моделей, «дорожных карт», рекомендаций.
В совокупности программы всех уровней должны будут включать:
- закрепление за школой консультантов, наставников;
- разработку инструментов финансовой поддержки (гранты);
- привлечение квалифицированных кадров педагогов и директоров школ;
- профессиональное развитие педагогов и директоров школ;
- создание профессиональных обучающихся сообществ учителей;
- партнерство школ целевой группы с сильными школами, школами, достигающими высоких результатов в сложных условиях, университетами; взаимодействие с родителями по повышению уровня их вовлеченности и компетентности в воспитании;
- организацию индивидуальной работы с обучающимися по предметам школьной программы, вовлечение их в профильное обучение и дополнительное образование;
- создание центров обучения русскому языку и культурной адаптации детей из семей мигрантов.
Для разработки программы перехода в эффективный режим работы школе необходимо будет самостоятельно или путем внешней инспекции провести диагностику качества преподавания, обучения и образовательной среды. Результаты диагностики определят направления и задачи улучшения результатов.
Первоначально в проекте участвовали 10 регионов. Сейчас их число выросло до 12. Все они находятся в разных частях России, обладают разными масштабами и ресурсным потенциалом системы образования. Регионы - участники проекта: Алтайский край, Калининградская область, Красноярский край, Московская область, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Тамбовская область, Томская область, Хабаровский край, Чувашская Республика, Ямало-Ненецкий автономный округ, Ярославская область.
В настоящее время Институт образования организует взаимодействие и обмен опытом между 12 регионами проекта, выявление лучших практик помощи школам и улучшение результатов, повышение квалификации работников органов управления, директоров и учителей школ.

Надежда БЫСИК, научный сотрудник Института образования НИУ ВШЭ