Особое внимание в нашей стране уделяется дополнительному образованию, роль которого на современном этапе актуализирована. В Федеральном законе от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. В утвержденных ФГОС начального и основного общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения. Оно охватывает детей в возрасте от 6 до 18 лет, которые получили право на использование своего свободного времени в образовательных целях: осуществлять образовательную деятельность, реализовывать образовательные программы, достигать новые образовательные результаты. Дополнительное образование призвано решать не только проблему занятости детей и подростков, но и снижать их напряженность и агрессивность, представлять собой реальную силу, способную занять детей единым делом.
Цель дополнительного образования в школе - раннее выявление склонностей и талантов ребенка, формирование духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, обладающей прочными базовыми знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности, способной впоследствии на участие в развитии общества. Занятия в системе дополнительного образования способствуют решению многих задач: это профилактика беспризорности и безнадзорности, вредных привычек, правонарушений, развитие творческих способностей и познавательных интересов, формирование готовности и привычки к творческой деятельности, повышение уровня самооценки, укрепление самодисциплины, развитие самоконтроля и самоорганизованности. Ценность дополнительного образования состоит в том, что оно дает детям почувствовать важность обучения в школе, побуждает их более ответственно относиться к занятиям и способствует реализации знаний, полученных на уроках.
В школе №883 широко представлена система дополнительного образования. Строится она в контексте интеграции ресурсов реорганизованных общеобразовательных организаций и двух учреждений дополнительного образования (Центр детского творчества «Тушино» и хоровая школа мальчиков и юношей «Дебют»). Учебные программы по дополнительному образованию разработаны с учетом возможностей школы, профессионального потенциала педагогического коллектива, пожеланий обучающихся и их родителей, согласно лицензии на право осуществления образовательной деятельности на принципах массовости, общедоступности, креативности, личностной ориентации и единства обучения, воспитания и развития. Реализуются программы дополнительного образования по следующим направлениям: социально-педагогическое, художественное, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое, техническое, военно-патриотическое, естественно-научное. Это дает детям возможность выбора широкой сферы приложения своих сил и реализации творческого потенциала.
В 2015-2016 учебном году в нашей школе работало 128 объединений дополнительного образования на бюджетной и внебюджетной основе, 105 педагогов осуществляли реализацию учебных планов.
В системе дополнительного образования школы №883 работают как начинающие коллективы, так и коллективы, удостоенные звания «Образцовый детский коллектив». Один из коллективов, имеющий звание «Образцовый», - концертный хор мальчиков и юношей «Дебют».
Недавно этот коллектив отпраздновал свое двадцатилетие. Его создателем, руководителем и вдохновителем является Алла Ястребова. Для того чтобы стать участником хорового коллектива, не требуется никаких особых талантов. Прием обучающихся идет без конкурсного отбора и специального прослушивания.
- Было бы только желание петь, а остальному мы научим, - говорит Алла Олеговна.
И держит слово! Коллектив является обладателем множества наград городского, всероссийского и международного уровней. Вот награды только первой половины 2016 года:
- Гран-при. ХIV Московский международный детско-юношеский хоровой фестиваль «Звучит Москва»;
- Гран-при. III Международный фестиваль искусств «Московские звезды-2016»;
- Лауреат I степени. Конкурс тематических программ «Дорогая моя столица» московской городской комплексной целевой программы воспитания молодежи «Поют дети Москвы»;
- Лауреат I степени. Детско-юношеский хоровой фестиваль-конкурс духовной музыки «Рождественская песнь»;
- Лауреат II и III степеней. III Хоровой детско-юношеский чемпионат мира в городе Санкт-Петербурге.
В активе хорового коллектива: 1-е места и Гран-при международных конкурсов, победы в Южной Корее, Китае, Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Белоруссии. Чехии, Словакии, Финляндии, Германии, Австрии, Франции, Швейцарии, Испании, Италии.
С 2015 года коллектив удостоен чести участвовать в служебных песнопениях в храме Христа Спасителя совместно с Патриаршим хором под управлением И.Б.Толкачева.
Педагоги и обучающиеся дополнительного образования школы №883 принимают активное участие в фестивальных и конкурсных мероприятиях различного уровня и показывают стабильно высокие результаты. В 2015-2016 учебном году 2585 обучающихся в объединениях дополнительного образования школы №883 приняли участие в 193 мероприятиях различного уровня, из них победителями стали 348 человек.
В целях возрождения и развития детской и юношеской певческой культуры России в 2015-2016 гг. Всероссийское хоровое общество при поддержке Минобрнауки России проводило Всероссийский фестиваль школьных хоров «Поют дети России». Лауреатом I степени окружного этапа этого фестиваля стал наш концертный хор мальчиков и юношей «Дебют». В настоящее время хоровой коллектив готовится к участию в финальном (федеральном) этапе фестиваля, который пройдет в Международном детском центре «Артек» в сентябре 2016 года.
Таким образом, мы убеждаемся в том, что дополнительное образование объективно обладает возможностью объединять в единый процесс обучение, воспитание и творческое развитие ребенка. Реализация дополнительного образования детей способствует становлению личности, формированию гражданской позиции, помогает ребенку осознать себя как гражданина России, открывает новые интересы, связанные в первую очередь с социальной и общественной работой, развивает у молодежи стремление к самореализации и самосовершенствованию. Дополнительное образование в общеобразовательном учреждении является той сферой, которая, обладая самоценностью, в первую очередь ориентирована на создание единого образовательного пространства и формирование у школьников целостного восприятия мира, на гармонизацию требований по реализации образовательного стандарта нового поколения и создание условий для развития индивидуальных интересов и потребностей личности. Отрадно отметить, что в обществе растет понимание важности и необходимости развития дополнительного образования.

Людмила КУКЛЕВА,директор школы №883