- Мне всегда казалось, что в родительские комитеты или, по-современному, в родительские советы попадают люди благополучные, которым больше и заняться нечем. Смирнова же на роль суперблагополучной явно не претендует.Замуж вышла на третьем курсе политехнического института за парня, с которым училась в одной школе, казалось бы, любовь навеки, а родив двух дочек, бросила мужа и ушла к его другу, ухитрившись с бывшим супругом сохранить прекрасные отношения. Стала инженером по металлорежущим станкам и инструментам, а отработала почти 14 лет в издательстве - редактировала книги по горячей обработке металлов в «Машиностроении». Была хорошим редактором, но, оставив престижную работу, вдруг перебралась на должность педагога-организатора в центр творчества, увлеклась работой в школьном родительском комитете, согласилась стать председателем окружного родительского совета, а потом и всемосковского, возглавив при этом (как будто дел мало!) еще и совет родителей Центрального административного округа. Но и это еще не все. Энтузиастку-общественницу один из педагогических университетов пригласил на работу проректором по внеучебной работе со студентами. После долгих раздумий Елена Вадимовна согласилась, но тут же поступила учиться в тот же университет, получает второе высшее образование. Представляете чувства профессоров, к которым на занятия как ученица ходит их руководительница-проректор? Представляете чувства ученицы-проректора, которая таким образом на занятиях постигает, кто есть кто в ее вузе? И то, и другое представляется с трудом, но с трудным и проблемами Елена Вадимовна Смирнова, судя по всему, справляться привыкла, у нее это получается.

Родителей в столице много, все они очень разные, и жизнь у них разная, но никто при этом никогда не говорит Елене Смирновой: «А вот вас бы на мое место!»; в разных жизненных ситуациях она сама побывала, покрутило ее в житейских круговоротах дай Бог, поэтому можно сказать: на роль всегородской мамы она фигура довольно подходящая. Есть у нее главное качество, которое делает эту работу важной и осмысленной: воспитание детей для Смирновой и чисто семейное дело, и государственно- общественное.

«Елена Вадимовна, обычно в родительские комитеты идут конформисты, которые главную задачу видят в том, чтобы у их детей не было никаких конфликтов с педагогами, эгоисты, которые считают, что так могут обеспечить какие-то особые условия для своих детей, Еще, правда, есть две категории - энтузиасты, которые просто любят заниматься общественной работой, быть на виду, и мямли, которых выбирают потому, что они не умеют вовремя отказаться от лишних нагрузок. Вы к какой категории относитесь?» - спрашиваю я.

«Не все перечислили, - улыбается Елена Вадимовна - В отношениях со школой было много проблем еще лет 13-14 назад, когда училась младшая дочь, хватает их и сейчас, когда учится сын. Но в какой-то момент мне вдруг стало обидно, что у неплохих педагогов, которые знают свое дело, что-то постоянно не ладится, а потому появилось желание не конфликтовать, а помочь. Сначала ничего глобального не было - то куда-то нужно класс отвести, то с кем-то о чем-то договориться. Так, шаг за шагом я вникала в школьные проблемы и в результате решила для себя: помогай, дело-то общее. Вот, наверное, поэтому я так и задержалась в родительском комитете, а потом пришла в окружной и городской советы, тем более что по природе всегда была человеком бесконфликтным, так меня мама воспитала».

«И что, никогда не бывает у вас конфликтов?» - не поверила я.

«Почему, бывают, но уж точно не потому, что я хочу что-то переделать, разрушить до основания и создать потом что-то иное».

И тут мы уходим в долгую дискуссию. Да, Смирнова, может быть, действительно человек совершенно бесконфликтный, но как она разрешает те конфликты, по поводу которых к ней уж точно родители обращаются? На чью же сторону встает?

Родительский комитет или совет арбитром быть не может, но он может рассказать родителям о их правах, о том, куда они могут обратиться с тем, чтобы отбить, скажем охоту, к мздоимству у ретивого педагога или администратора.

Когда родитель разберется в ситуации, когда ему все будет понятно, он может принимать решение. На конфликт могут уйти годы, в ситуации конфликта будет жить ребенок, поэтому родителям надо прежде всего оценить степень негативного психологического воздействия в конкретном коллективе - ученическом или учительском, Если воздействие окажется сильным и негативным, надо уходить, не зацикливаясь на этой школе, используя советы управленцев.

«Я прежде всего всегда встаю на сторону ребенка, о его интересах и комфортности в школе нужно думать родителям. Не об интересах педагогов, не об интересах директора, а о собственном ребенке, - убеждена Смирнова. - Но значит ли, что родители всегда должны отступать? Сначала им нужно обезопасить ребенка, а потом попытаться привлечь на свою сторону родительский комитет, обратить внимание управленцев на то, что в коллективе не все благополучно.

Смирнова считает, что советы учебных заведений мало что могут, нет еще у них должного практического опыта, поэтому в школе более мобильными и влиятельными продолжают оставаться родительские комитеты. Это реально действующая сила. Родительские комитеты выбирает родительская общественность, и там всегда есть те, кто может по-настоящему помочь школе. Сегодня в Москве выстроена четкая вертикаль родительского, общественного самоуправления. Самые энергичные и готовые работать входят в советы районных управ. Быть такому совету или не быть, во многом зависит от позиции главы управы, руководителя управления образования округа. При хорошем, контактном главе управы совет работает хорошо и ему удается сделать многое. Из активных членов районных советов формируется окружной родительский совет. Кто обязывает создавать такие советы? На этот вопрос Елена Вадимовна отвечает сразу: «Жизнь обязывает, уж это точно! Управления образования не могут не прислушиваться к родителям, принимая какие-то важные решения. Не могут не согласовать с ними принципиальные шаги. Иного выхода ведь у управленцев нет: или они будут иметь дело с умными, грамотными, знающими и готовыми на деловой контакт людьми, или постоянно сталкиваться с различными группировками обиженных».

Всемосковский родительский совет существовал и до Смирновой, она органично вошла в коллектив, где у каждого из великолепной десятки свои сильные стороны, свои удачные направления работы, которые они развивают, сочетая эту деятельность с каждодневными делами в окружных советах, решая трудные, что называется, непроходимые проблемы.

В Северо-Восточном округе Елену Вадимовну сменила Ирина Васина, современная бизнесменка. Конек Васиной - попечительские советы в школах, она понимает: иначе законно деньги в школу не привлечешь. Второе увлечение - программа «Мой двор - мой подъезд», в реализации которой могут помочь как раз бизнесмены, со многими из которых в округе у Васиной очень хорошие отношения. Так получилось, что председатель окружного родительского совета очень органично вписалась в команду префектуры округа. Отсюда вывод - невозможна работа автономного, не контактирующего с властными структурами родительского совета, умный совет использует такие контакты для того, чтобы найти решение многих животрепещущих проблем.

Владимир Извеков - представитель Юго-Западного округа в городском родительском совете, военный пенсионер, прорабатывает самые различные варианты школьных проектов, в Юго-Западном округе одна из школ реализует интереснейший проект «Класс под открытым небом», по сути дела, ставший проектом озеленения школьного дворика. Другой проект - проект по восстановлению Битцевского лесопарка: уже заключены договоры с ведомствами, которые занимаются озеленением и охраной. Ценно то, что всякий раз работают вместе дети, родители и учителя. Вывод: хороший руководитель окружного родительского совета должен быть прежде всего умелым общественным деятелем, который, понимая все денежные проблемы, находит формы привлечения общественности к работе на принципах сотворчества и энтузиазма.

Дина Константиновна Ковальчук после смерти мужа дела фирмы взяла в свои руки, но считает своим долгом работать и в родительском совете Юго-Восточного округа, потому что для нее это разумное приложение своих сил и способностей, немалого опыта общественной работы. Вывод: на должности председателя окружного совета может быть успешен человек, который реабилитируется сам и помогает, зная, как это нужно делать, реабилитироваться в сложных ситуациях другим родителям.

Олеся Мочалова в родительский совет Восточного округа пришла неожиданно, она работает в детской комнате милиции с подростками, человек весьма сведущий и в молодежных, и в детских проблемах. Олеся Юрьевна оказалась незаменимой тогда, когда родительский совет приступил к реализации программы борьбы с детской беспризорностью. Она частенько рассказывает о том, что на самом деле происходит, на что родители имеют право, что могут, а что может оказаться для них делом неподъемным. Вывод: в родительских советах должны быть специалисты, которые занимаются проблемами профессионально.

В Северном родительский окружной совет возглавляет... дедушка - Борис Михайлович Аренгольд. Принципиально важным считает Аренгольд контроль качества питания, потому что от качества питания во многом зависит здоровье детей. В Северном округе хорошо работают родительские комиссии, которые зорко следят за этим качеством. Вывод: если родители хотят создать хорошие условия для своих детей в школе, их можно привлекать к работе не только родительских комитетов, но и их «дочерних предприятий».

А вот в Северо-Западном округе традиционно игнорировали, не замечали родительскую общественность, только сегодня потихоньку ситуация меняется, ведь деятельные родители на Северо-Западе есть. Председатель совета Андрей Александрович Филонов работает, минуя окружное управление образования, с городским родительским советом. Вывод однозначен: когда чиновники не обращают на родителей никакого внимания, родители становятся сами самостоятельными, от этого выигрывает дело, но резко уменьшается авторитет чиновников.

Екатерина Александровна Дробышева работает в Южном округе в очень теплой обстановке, которую создает для родителей-активистов начальник окружного управления образования Нина Григорьевна Минько. В Южном округе была разработана и опробована очень интересная модель, когда с помощью родительских комитетов, родительского окружного совета наладили школы режим значительной экономии бюджетных средств, стали создавать свои некоммерческие организации и зарабатывать внебюджетные средства, появились попечительские советы со своими счетами и бухгалтериями, советы, которые помогают расширять материальные возможности учебных заведений. Вывод: хорошо, когда родители для школ не приходящие фигуры, а полноценные сотрудники и соратники.

В Западном округе родительских советов целых два: один объединяет родителей начальной школы, другой - родителей средней и старшей школы. Конечно, наверное, хорошо, что советов больше, но рационально ли так разделять родительскую общественность - в этом Елена Вадимовна Смирнова пока не уверена. Она знает, что работа в округе идет, но из родительского городского совета он выпал. Вывод: разделяя, оценивай, что это дает и кому.

Отдельный разговор о Зеленоградском родительском совете. Зеленоград, государство в государстве, все друг друга знают, родительский совет возглавляет педагог-организатор Светлана Юрьевна Любимова, которая учитывает всю специфику города. Проблемы тут не общие, а очень конкретные - например, переполнены классы коррекции, которые пользуются определенными материальными льготами, и родительская общественность, работающая в тесном контакте с управлением образования, пытается решить эту и многие другие проблемы. Вывод: чем меньше и компактнее город, округ, район, тем проще решать родительской общественности многие конкретные проблемы.

Сама Елена Вадимовна возглавляет Центральный окружной совет, самый сложный в Москве. Сложность округа в том, что здесь учатся дети, которые приезжают в школы из всех округов, что здесь проводят досуг те дети, которые живут и учатся в других округах. Работа в Центральном округе трудна и ответственна, здесь государственные интересы нужно защищать более чем где-нибудь еще: сильны тенденции к развитию сети негосударственных учебных заведений, а потому не ровен час превратится окружное образовательное пространство в пространство для обучения детей сплошь из состоятельных семей.

«Можно ли объединить в рамках одной школы родителей, которые имеют разный достаток? Могут ли подружиться или хотя бы иметь общие интересы «новые русские» и малоимущие?».

«У всех может быть только один интерес - решение какой-то конкретной проблемы, - убеждена Елена Вадимовна. - Но разные категории родителей предлагают разные решения в зависимости от здравого смысла и ситуации в школе. Семьи с небольшим достатком предлагают что-то сделать своими силами, богатые семьи предлагают что-то купить, докупить или оплатить. На практике обычно принимают тот вариант, который не унижает ничье достоинство, но позволяет решить проблему с участием тех, кто может безболезненно для семейного бюджета выделить соответствующие средства.

Работать с родителями непросто, можно сказать, что труднее работы, наверное, нет. Даже с поднятием немыслимых тяжестей ее не сравнишь. Да и как сравнивать - ведь здесь требуется столько тонкости, столько такта, понимания. Сколько родителей, столько личностей, которых в одну линеечку не выстроишь, единому стандарту не подчинишь, у каждого своя позиция, свое мнение по любому поводу. Но работать с родителями очень важно и нужно. Разуверившись в политике, не веря экономике, люди нынче уходят в семью, окружают ее своеобразным коконом, и тут главное - вовремя достучаться, пока кокон тот не окаменел, напрочь не отгородил семью от окружающего мира, от общества, от тех, с кем содружество и сотрудничество могут вернуть людям веру в себя, в нравственные идеалы. Важную государственную задачу решают родительские советы, переводя это решение на уровень личностного общения, делают то, что пока государству и обществу в целом не под силу. Хватило бы сил этим удивительным энтузиастам...