Жил-был владелец булочной, продукция которой пользовалась большим спросом у жителей, а желание большей прибыли требовало от булочника работать больше и дольше и даже без выходных. Работники в условиях рынка и дефицита рабочих мест тоже не жаловались. Они получали хорошую зарплату и даже оплату сверхурочных и забыли о правах и гарантиях, выходных днях и установленной законом рабочей неделе в 35 часов. И тут как на грех нагрянула проверка французской трудинспекции, которая пристально изучила ситуацию и... вынесла предписание: установить не менее одного выходного дня в работе булочной и обеспечить день отдыха для работников, не позволять работникам трудиться более установленного срока.
Представить такую ситуацию в современной России, где витают предложения установить 60-часовую рабочую неделю и дать право работодателю единолично регулировать рабочее время подчиненных, невозможно. Наша практика требует от работника забыть о правах, отдыхе, семье и своих интересах во благо работы. Формула «не работа ради жизни, а жизнь ради работы» стала девизом многих поколений. Не обошла она и учителя. Очевидно, что работают наши педагоги много, в положенные им часы не вмещаются, с возрастающими к ним требованиями справляются все с большим трудом, но ведь работу потерять никому не хочется, рынок на дворе.
Назвать это эффективной организацией труда язык не поворачивается. То ли требования надо убавить, то ли учителей добавить, то ли особо рьяных руководителей остановить. Нет, есть еще одна возможность - отменить Трудовой кодекс, да и вообще трудовое право.
Вопрос о режиме рабочего времени - краеугольная проблема, определяющая наряду с оплатой труда условия труда всех работников. Не от того, сколько времени педагог проведет в школе, зависят качество и эффективность его работы, его удовлетворенность трудом, его взаимопонимание с учениками и родителями.
Вопрос о 36 рабочих часах учителя очень важен, потому что он связан с режимом рабочего времени школы и учителя. Эти две вещи нельзя отделить друг от друга.
Сегодня, если школа работает в режиме пятидневной рабочей недели, это не означает, что в таком же режиме работает учитель. Для того чтобы учитель работал в режиме шестидневки, в организациях должны быть приняты соответствующие локально-нормативные акты и сделаны записи в трудовых договорах. Здесь мы говорим именно о режиме рабочего времени учителя. Не о том, какое время он имеет на то, чтобы пойти на курсы повышения квалификации, не о том, как он может развиваться творчески вне школы. Мы говорим о том, каков режим его рабочего времени. Если он состоит из нескольких частей, то мы должны это обязательно учитывать. Первое - это его нормируемая часть - педагогическая нагрузка: время, когда педагогический работник не может находиться вне стен учебного учреждения. Вторая часть - ненормируемая, прописанная в квалификационных характеристиках и предполагающая широкий круг точно не определяемой по времени деятельности, которую педагогический работник планирует для себя при помощи общешкольного или другого плана работы и своих рабочих планов и графиков. Эту часть нельзя точно выразить в часах, но мы знаем, что согласно нормативным актам рабочее время учителя не может превышать 36 часов в неделю, и в рамках этих 36 часов учебная нагрузка у учителей совершенно разная. Почему мы все время говорим об учителе? У учителя ставку рассчитывают, начиная с 18 часов в неделю. У других категорий работников - с 20, 24, 30, 36 часов в неделю. Больше 36 часов нагрузка быть не может, но это не значит, что все это время будет занято только учебной деятельностью. Нет смысла в непрестанном нахождении учителя в учреждении, можно по-разному строить свою работу (об этом говорится в нескольких нормативных актах: в статье 333 ТК РФ, в статье 47 ФЗ №273 «Об образовании», в приказе Министерства образования № 1601 от 22 декабря 2014 года). Вопрос не в том, сколько учитель «отсидит на стуле». Руководителю нужно помнить о таких документах, как коллективный договор, в котором оговаривают особенности режима рабочего дня работника, правила трудового распорядка, которые принимают как дополнение к коллективному договору, и самое главное - это записи в трудовом договоре с работником, отличающие эффективный контракт от трудового договора.
Когда в трудовом договоре будет указано, что рабочее время педагогического работника состоит из нормированной части, куда входят уроки, учебные занятия и короткие перерывы, и ненормированной, не имеющей четких границ и определяемой учебными планами, графиками, расписанием, а также должностными обязанностями, предусмотренными уставом образовательной организации и правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором и должностной инструкцией, обе стороны лишат себя всевозможных споров вокруг вопроса «сколько учитель должен отсидеть в школе».
Дни недели или периоды времени, освобождающие работника от проведения учебных занятий по расписанию, от выполнения иных обязанностей, регулируемых графиками и планами работы (например, дни каникул), педагог может использовать для повышения квалификации, самообразования, подготовки к занятиям, других видов деятельности и может находиться вне образовательной организации.
В марте 2015 года в инспекцию труда Москвы было направлено совместное письмо Департамента образования и Московской городской организации профсоюза, касающееся этого вопроса. В нем четко обозначена совместная позиция департамента и профсоюза. Это письмо было разослано директорам образовательных организаций. В выпуске «Учительской газеты-Москва» №45 от 3 ноября 2015 года были размещены комментарии, в том числе Министерства образования и науки, профсоюза относительно режима рабочего времени педагогических работников. Думаю, это будет на пользу совместной работе руководителей и учителей.

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Общероссийского Профсоюза образования