Постановлением Правительства Москвы в Москве определены 124 зоны и мест отдыха у водоемов. Все они сведены в адресный перечень. Ежегодно в весенний сезон проводится комплексная комиссионная приемка зон и мест отдыха. В городе много организаций, контролирующих этот вопрос. Объединение административно-технических инспекций столицы контролирует все вопросы, которые касаются внешнего благоустройства зон и мест отдых. За качеством воды в водоемах и фонтанах следят специалисты Роспотребнадзора и МЧС.
- В этом году в столице 3 зоны отдыха находятся в плановой реконструкции, - прокомментировал Дмитрий Семенов. - К летнему сезону 2016 года готовилась 121 зона отдыха. Всего у нас 12 мест для отдыха с купанием, 47 - без купания и 62 площадки массового отдыха у водоемов.
Объединение административно-технических инспекций проводит проверки в ежедневном режиме. Наибольшая интенсивность инспекционного контроля приходится на выходные и на утро понедельника, что обусловлено наплывом отдыхающих. В будние дни проверки осуществляются тоже.
В ходе контроля выявляются замечания различного рода. Наиболее характерны  нарушения по уборке и санитарной очистке территорий. В зонах обязаны работать бригады, в том числе по ручной зачистке.
- За прошедшие выходные дни мы обследовали 101 зону отдыха, - отметил  начальник Объединения административно-технических инспекций столицы, - и выявили замечания различного характера по 54 зонам отдыха. Это нарушения текущего характера, которые говорят о том, что зоны отдыха востребованы москвичами. Характерные нарушения - несанкционированные пикниковые точки, после которых остается большое количество мусора. Убирать это должна эксплуатирующая организация, за которой закреплена зона отдыха. Следующее характерное нарушение - нарушение содержания малых игровых форм. В основном это вандальные действия. Замечания, которые касаются непосредственно эксплуатантов, - это содержание зеленых насаждений: несвоевременно проведен покос травы, не убраны сухостойные деревья, порубочные остатки. Еще один тип нарушений - нарушение содержания информационных щитов, которые должны быть на каждой зоне отдыха. Такие нарушения являются скорее нарушением, чем правилом. Основные нарушения - это, повторюсь, уборка и санитарная очистка. По каждому выявленному замечанию выдаются предписания на устранение. Нарушения устраняются либо в ходе обследования, либо по истечении нескольких часов после инспекционных проверок. Нам бы хотелось, чтобы те самые «ручные» бригады и эксплуатирующие организации более интенсивно посещали места массового отдыха именно в выходные и праздничные дни, чтобы мы поменьше выявляли этих навалов, чтобы жители, приходящие отдыхать, видели вокруг себя природу.
В целом в текущий период содержание зон отдыха можно охарактеризовать как достаточно удовлетворительное. Явных провалов за прошедший период (то есть 1,5 месяца с начала купального сезона) в эксплуатации нет.
- Дмитрий Александрович, скажите, пожалуйста, в какие сроки должны быть устранены нарушения и какие санкции предусмотрены?
- Санкции серьезные. Наиболее распространена несвоевременная уборка закрепленной территории - статья 8.9 Кодекса Москвы. На должностных лиц - до 10 тысяч рублей, а к ответственности в основном привлекаются должностные лица, так как все обслуживающие организации являются либо ГБУ Москвы, либо учреждениями культуры, то есть это бюджетные организации. Если есть сторонние юридические организации, там уже юридические лица привлекаются к ответственности. Санкции на юридические лица - от 50 тысяч рублей до 200 тысяч рублей, если есть отягчающие обстоятельства.
По содержанию малых форм  (это второе распространенное нарушение) это статья 8.2 кодекса, там по должностным лицам санкции от 5 до 10 тысяч рублей. Мы эти санкции выборочно применяем. Пока с начала года у нас 57 раз должностные лица привлекались к административной ответственности за допущенные нарушения по содержанию зон и мест отдыха. Если мы говорим о том, что на территории зоны отдыха выявлено 5 нарушений и за них отвечает одно и то же учреждение, то протокол составляется один по совокупности всех нарушений на должностное лицо. То есть в одном протоколе может фигурировать несколько нарушений. 640 нарушений за весь период контроля за 1,5 месяца на 121 объекте.
Нарушения должны устраняться в течение суток, если это большой навал. Потом это перепроверяется, и в случае неустранения применяются штрафные санкции. Если это переполненная урна, то в ходе инспекции.
- Кто занимается уборкой поваленных деревьев?
- Некоторые зоны отдыха находятся на особо охраняемых природных территориях. Там упавшее дерево никто вывозить не будет, так как это считается природной средой, естественный процесс - упало и все. Если мы говорим о сухостое вдоль прогулочных зон, то они должны убираться балансодержателями, так как в случае ветреной погоды возможно падение таких деревьев, и это представляет опасность для посетителей. Такое дерево, расположенное в зоне тропиночно-дорожной сети, должно удаляться по предписанию Департамента природопользования, где специалисты определяют, действительно ли это сухостойное дерево или «уснувшее», которое нельзя пилить.
- Есть какие-то злостные нарушители?  
- За 1,5 месяца злостных нарушителей не выявлено. Возможно, по итогам сезона кто-нибудь и образуется. Пока же у кого больше объектов, у того и выявляется большее количество нарушений. А в расчете на один объект пока что у нас явных нарушителей нет. Вообще нарушений ежегодно примерно одно и то же количество. Сказать, что в этом году какой-то явный прогресс по улучшению содержания территорий, я не могу. Отрицательной динамики тоже нет. Примерно на том же уровне. Все нарушения стандартны, не все из них зависят от эксплуатирующей организации. Многие из них провоцируются и создаются отдыхающими.
- Есть ли какие-то образцовые зоны отдыха?
- Нельзя сказать, что есть зона отдыха, где мы не выявили ни одного замечания текущего характера. Они быстро устраняются, но имеют тенденцию к повторности.
- Планируется в городе ввод новых зон отдыха в ближайшем будущем?
- Конечно. Сейчас мы прирастаем Новой Москвой. В ближайшее время с учетом дефицита площадей это выделение отдельных зон отдыха на территории существующих парков. Но мы говорим сейчас только о зонах отдыха, прилегающих к водоемам. Все, о чем я сегодня говорил, - это зоны и места отдыха у водоемов, определенных конкретным перечнем.
- Скажите, насколько часто инспектора отслеживают конкретную зону?
- Мы пытаемся каждую неделю обследовать все 121 зону. Но не всегда получается, потому что мы сейчас переходим на риско-ориентированный подход, в соответствии с которым не все объекты инспекционного контроля должны обследоваться с одинаковой интенсивностью. Там, где нарушение не выявлено, там, возможно, на следующей неделе инспектор не появится, а где выявлено, туда обязательно придет. У нас есть штат сотрудников, включающий главных инспекторов и специалистов. Один округ, в котором определены зоны отдыха, контролирует один главный инспектор.
- Может ли Объединение административно-технических инспекций столицы давать рекомендации балансодержателю? Например, что на какой-то территории мало урн или скамеек.
- Это не рекомендации, потому что количество урн четко регламентируется правилами санитарной уборки и очистки территорий Москвы. В отношении скамеек вопрос дискуссионный. Фактически если взять дворы, скамейки должны быть у каждого подъезда. Но очень часто мы имеем жалобы от жителей с просьбой убрать скамейки, так как на них собираются подростки, играют на гитаре, а человек живет на 1-м этаже. Здесь мы должны учитывать интересы жителей. Но то, что положено по проекту, включено в паспорт зоны отдыха, то быть обязано. А дополнительно, если балансодержатель хочет, может поставить скамейки, внести их в паспорт объекта, и тогда мы уже будем отслеживать их состояние.
- Куда житель столицы может обратиться с жалобой на содержание зоны отдыха?
- На портал «Наш город» либо к балансодержателю. Можно и на сайт Объединения административно-технических инспекций Москвы, на «горячую линию» или на сайт mos.ru. В основном по текущему содержанию зон отдыха нарушение должно быть устранено за 8 дней.
- Есть статистика, какой процент жалоб поступает с портала «Наш город»?
- По зонам отдыха мы это дело не выделяли. Общее количество обращений с портала очень большое. Есть регламент работы портала «Наш город», по которому жалоба города попадает в орган исполнительной власти, который обязан ее отработать и ответить жителю в течение 8 дней. Если житель не удовлетворен ответом и пишет повторное обращение, тогда жалоба попадает в объединение как контрольный орган для перепроверки. За первое полугодие 2016 года мы получили таких обращений как контрольный орган около 28000. Это очень большое количество, что говорит об активности населения, но и о большом количестве нарушений. Количество обращений увеличилось, потому что жители видят эффективность этого метода.
- С какими ведомствами в основном инспекция взаимодействует при контроле зон отдыха?
- Прежде всего с балансодержателями территорий - это префектуры, их эксплуатирующие службы, ГБУ «Автомобильные дороги», ГБУ «Жилищник», Департамент культуры, Департамент природопользования. Комиссионно обследуем их территории с представителями территориальных дирекций либо ГАУКов, на которых расположен данный объект зоны отдыха. Летом нагрузка обычно гораздо больше, чем в другие сезоны. В зимний период, в постановлении это четко определено, где есть места рыбной ловли, лыжные трассы, горки, там проходят проверки. Но в зимний период, естественно, интенсивность снижается.
- Есть ли какой-то перечень необходимой информации, которая должна быть размещена на информационных щитах?
- Смотря какой щит. Если он расположен на территории природоохранной зоны, там будет информация, которую размещает Департамент природопользования. Там может быть все что угодно - и заказник, и площадь, и наиболее часто встречающиеся образцы растительности и т. д. Если этот щит поставлен МЧС, то информация будет сообразная задачам данного ведомства - «купание запрещено» и так далее.
- Может быть, не по адресу, но все же есть ли какая-то статистика по посещаемости зон отдыха?
- Это вам нужно обращаться к балансодержателю. Мы такой статистки не ведем. Это Департамент культуры, Департамент ЖКХ собирают такую информацию с префектур и ответственных организаций. Но посещать стало гораздо больше людей. Может быть, это связано с тем, что меньше людей стало уезжать куда-то в отпуск.