Вопрос первый
- Чем отличается стандарт обучения детей с ОВЗ от обычного стандарта? Что принципиально меняет для ребенка введение данного документа?
Отвечает директор Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы кандидат педагогических наук Любовь ОЛТАРЖЕВСКАЯ:
- Стандарт обучения детей с ОВЗ является продолжением и логичным дополнением обычного стандарта и представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных общеобразовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Наряду с общими требованиями стандарта для всех уровней образования - требования к итоговым достижениям обучающихся к моменту завершения уровня школьного образования, требования к условиям получения образования - реализация АООП, разработанной в рамках стандарта обучения детей с ОВЗ, обеспечивает комплексную коррекцию/компенсацию нарушений развития и социальную адаптацию. Также стандартом предусмотрены требования к специальным условиям обучения: кадровым, финансовым, материально-техническим.
Варианты программ 1 и 2 рассчитаны на обучение детей с неярко выраженными особенностями психофизического развития. Вариант 1 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию нормально развивающихся сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения но при обязательной реализации созданных для ученика специальных образовательных условий. Вариант 2 предполагает, что обучающийся с ОВЗ получает образование, сопоставимое по конечным достижениям с образованием нормально развивающихся сверстников в пролонгированные сроки.

Вопрос второй
- Какие медицинские учреждения могут официально отнести ребенка к категории детей с ОВЗ? Для детей с какими нарушениями развития могут быть разработаны адаптированные программы в соответствии с требованиями ФГОС НОО ОВЗ?
Отвечает заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы кандидат медицинских наук Нина СЕРЕДЕНКО:
- Правом дать официальное заключение о принадлежности ребенка к категории «ребенок с ОВЗ» обладает Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия, инвалидность устанавливает медико-социальная экспертиза. Адаптированные программы предусмотрены образовательным стандартом для: глухих обучающихся; слабослышащих и позднооглохших обучающихся; слепых обучающихся; слабовидящих обучающихся; обучающихся с тяжелыми нарушениями речи; обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата; обучающихся с задержкой психического развития; обучающихся с расстройствами аутистического спектра.

Вопрос третий
- Я учитель второго класса. У меня ученик обучается по адаптированной образовательной программе, разработанной нашей школой на основе рекомендаций ЦПМПК до 4-го класса включительно. Надо ли пересматривать программу в связи с вступлением в силу ФГОС НОО ОВЗ и снова выводить ребенка на ЦПМПК?
Отвечает руководитель отдела психолого-педагогических инноваций Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы кандидат психологических наук Елена УШАКОВА:
- Стандарт применяется к правоотношениям, возникшим с 1 сентября 2016 года. Обучение лиц, зачисленных до 1 сентября 2016 года для обучения по адаптированным программам, осуществляется по ним до завершения обучения. Повторно проходить ЦПМПК, если нет других причин, не надо.

Вопрос четвертый
- Сколько часов после окончания уроков мой ребенок должен заниматься и могу ли я его забирать сразу после уроков?
Отвечает методист отдела психолого-педагогических инноваций Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Татьяна ДМИТРИЕВА:
- Часть учебного плана включает часы на внеурочную деятельность, предназначенные для реализации направлений внеурочной деятельности (не более 5 часов в неделю), и часы на коррекционно-развивающую область (не менее 5 часов в неделю). Поэтому если после уроков предусмотрены коррекционные или дополнительные занятия, то в ваших интересах, чтобы ребенок их посещал и получал максимально возможную коррекционную помощь
(п. 2.9.3 ФГОС НОО ОВЗ).

Вопрос пятый
- У меня ученик в классе не смог освоить программу начальной школы. Руководитель образовательной организации настаивает на прохождении Центральной психолого-медико-педагогической комиссии и говорит, что девочка должна обучаться в коррекционной школе. Родители очень этого боятся и хотят и дальше учиться в нашей школе: у нас дружный класс, добрые педагоги, хорошо оборудованная школа. Что нам делать?
Отвечает методист отдела психолого-педагогических инноваций Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы кандидат педагогических наук Ольга ПРЕСНОВА:
- Надо объяснить родителям, что прохождение Центральной психолого-медико-педагогической комиссии в первую очередь в интересах их ребенка. Комиссия проведет комплексное обследование, выявит причины школьной неуспешности и даст практические рекомендации по дальнейшему обучению. Само обучение по адаптированной программе возможно как в вашей школе, так и в любой другой образовательной организации (ст. 79, п. 4 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ). Право выбора с учетом интересов ребенка в первую очередь принадлежит родителям.

Вопрос шестой
- Я знаю, что нам положено 10 часов внеурочной деятельности в неделю. А учитель сказал, что во время весенних каникул повезет детей на несколько экскурсий в счет этих часов. Правомерно ли так действовать?
Отвечает старший методист отдела психолого-педагогических инноваций Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Ольга ЕГУПОВА:
- Часы внеурочной деятельности могут быть реализованы как в течение учебной недели, так и в период каникул, в выходные и праздничные дни. Часы, отведенные на внеурочную деятельность, могут быть использованы для:
- проведения общественно полезных практик;
- исследовательской деятельности;
- реализации образовательных проектов;
- экскурсий;
- походов;
- соревнований;
- посещения театров, музеев.
(СанПиН ОВЗ. См. Гигиенические требования к максимальному общему объему недельной нагрузки обучающихся с ОВЗ.)

Вопрос восьмой
- Дети с ОВЗ очень устают, часто после занятий испытывают потребность полежать, отдохнуть. Особенно в первый год обучения. Может ли быть предусмотрен для них дневной сон, если они посещают группу продленного дня?
Отвечает руководитель отдела методического обеспечения деятельности специалистов Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Алена КРИВЕНКО:
- В организации для обучающихся с ОВЗ могут осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при условии создания условий, предусматривающих организацию питания (полдника) и прогулок, а для детей первого года обучения дополнительную организацию дневного сна (СанПиН ОВЗ. См. Требования к организации образовательной деятельности и режиму дня, п. 8.2.)

Вопрос девятый
- Как учитываются в инклюзивном классе возросшая нагрузка учителя и его временные затраты на детей с ОВЗ?
Отвечает методист отдела методического обеспечения деятельности специалистов Городского психолого-педагогического центра Департамента образования Москвы Елена ЧАБАНОВСКАЯ:
- СанПиН определяет количество детей с той или иной нозологией в инклюзивном классе. Например, для детей с тяжелыми нарушениями речи: «Не более 5 обучающихся с ТНР в условиях инклюзии. Общая наполняемость класса не более 25 обучающихся» (СанПиН ОВЗ. См. Комплектование классов (групп) для обучающихся с ОВЗ). Дополнительная нагрузка педагога может учитываться при начислении стимулирующей части оплаты труда в образовательной организации.

Справка

1. ФГОС НОО ОВЗ (приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1598);
2. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Материал подготовила
Ольга ПРЕСНОВА