- Александр Матвеевич, в связи с чем родилась идея, что подобные проекты требуют особой аккредитации?
- Это связано во многом с логикой и опытом моей собственной жизни и участия в различных проектах, но особенно с проектом, которым я занимаюсь сейчас.
Внедренческий проект, которым сегодня занимаюсь, достаточно амбициозный по своему замыслу, солидный по своему содержанию, с серьезной, как говорят, «научной подкладкой». Он основан на базе большого количества  мною изданных в последние годы книг (это такой «триптих» - 3 книги в 7 томах - трехтомный словарь, двухтомная монография, двухтомное пособие). Все они посвящены стратегическому управлению школой. Так вот на этой базе, положив эти книги на сайт, я решил создать и начал проект, который называется «Эффективное развитие школы на основе стратегического подхода к управлению». Понятно, что любое, даже стратегическое, управление не для себя существует, оно  не самоцель. Оно направлено на развитие организации. Или во всяком случае должно стремиться к этому. Поэтому в проекте «Эффективное развитие...» нам вместе со школами нужно построить такую внутришкольную систему стратегического управления, которая будет развивать школу и сделает это развитие эффективным.
Эти идеи отражены на сайте проекта  http://ammoiseev.ru. На этом сайте, открытом в марте этого года, мы  активно дружим уже более чем с 300 школами из 52 субъектов РФ.
- Это неплохая команда...
- Разрабатывая свой проект, я столкнулся с тем, что в разных регионах отношение к нему   неоднозначное. Если некоторые выражают свою заинтересованность, то другие остаются абсолютно глухи. Некоторые берут книги (они, в общем, для того и написаны, и выложены на сайте), видимо, как-то их используют, но потом связь, к сожалению, прерывается.
Естественно, делая проект о стратегическом управлении развитием школ, я с огромным интересом слежу за теми переменами, которые происходят в системе образования Москвы, где с применением классического для стратегического менеджмента принципа слияний и поглощений и при сильной политической и управленческой воле руководства за несколько лет была создана новая образовательная сеть, включающая в себя крупные образовательные комплексы.
- А как восприняли ваше ноу-хау продвинутые московские школы?
- Пока есть ощущение, что они занимают выжидательную позицию, как и школы некоторых других регионов. У столичных управленцев сильный потенциал, но все же я уверен, что абсолютно все вопросы построения систем стратегического управления столь сложными и новыми для нас объектами управления никак не могли быть решены за короткий срок в полном объеме. Так просто не бывает в жизни. А тот колоссальный опыт интеграции школ, ведь он просто взывает к описанию, осмыслению и тиражированию!
Поэтому приглашаю московские школы в свой проект! Пока они занимают выжидательную позицию, как и школы некоторых других регионов.
Задумаемся, почему школы участвуют в проектах? Наверное, потому что им это интересно, полезно, как минимум не запрещено. Школа согласно 28-й статье закона об образовании обладает автономией, вольна сама выбирать методы и методики обучения.
Но иногда в наше время при приглашении в проект многое упирается в вопрос: «А что я буду с этого иметь? Дайте мне хотя бы какой-нибудь сертификат!» Дать такой сертификат несложно, но будет ли это востребовано и принято в регионе?
Вот в связи с этим родилась идея: а как бы сделать так, чтобы улучшить отношения между проектами (а их сейчас предлагается очень много), участвующими в них школами и регионами, помочь им найти друг друга?
А в качестве способа и формы реализации этой идеи возникла идея создать некий новый институт - институт аккредитации инновационных проектов в системы образования региона. Речь в первую речь идет о проектах инициативных, некоммерческих, не имеющих статуса государственной поддержки (те, кто ее имеет, задачи своего признания уже как-то решили).
Мой проект «Эффективное развитие...», например, вообще принципиально благотворительный, он дарит идеи, книги, модели тем, кому они могут пригодиться... Современная ситуация такова, что иногда школам проекты навязываются, а иногда они о них даже не знают, хотя они были бы им очень полезны. Это не совсем правильно.
- Каким образом вы планируете вдохнуть жизнь в ваш замысел?
- Для того чтобы продвинуть эту идею практически, я подготовил проект нормативного акта - типового положения об аккредитации проектов, в котором подробно прописано, как создавать этот новый институт и на каких основах он будет работать, и даже как будет выглядеть строка реестра аккредитованных проектов.
Аккредитация - это проявление доверия. Например, если у вас есть государственная аккредитация, то вы можете выдавать дипломы о высшем образовании государственного образца. Но в данном случае речь идет о другой аккредитации - аккредитации проектов, которая является выражением доверия проекту со стороны региона, тех, кто отвечает в нем за сферу образования.
Региональные министерства образования выдача проектам такого статуса по большому счету ни к чему не обязывает. Разве что к тому, чтобы быть в курсе дел о существовании и потенциальной полезности проекта.
Давая проекту статус аккредитованного и внося его в реестр, регион оказывает ему, казалось бы, минимальную поддержку - информационную и моральную. Это не значит, что все должны бегом бежать в этот проект, но если кто-то изъявляет желание, то он понимает, что орган управления образованием в курсе дела и не против.
- Но разве этого мало?!
- Проекту же такой статус однозначно придает большую ответственность. Кто ее опасается, на статус аккредитованного в регионе подаваться не станет...
Наверное, понятно, что я забочусь о сотнях проектов не только из чисто альтруистических соображений, не скрою, что мне прежде всего было бы интересно аккредитовать и продвигать свой проект. Это нормальная ситуация. Мне скрывать нечего, мой проект хороший и очень полезный, я отдал и отдаю ему много сил. Появляется абсолютно здоровое желание, чтобы регионы у себя этот проект признали.
Но в образовании думать только о себе плохой тон, и это точно не наш путь. Давайте подумаем обо всех перспективных проектах и о том, как им помочь прийти в школы.
Идея института аккредитации на днях «засвечена» мною на странице в сети Facebook. За это время она вызвала ряд положительных отзывов и вопросов, поэтому решил, что пора стартовать с новой инициативой, отправил свои идеи с сопутствующими проектами документов в соответствующие журналы с надеждой на публикацию и дальнейшее развитие мысли.
На сегодняшний день всем уже понятно, что развитие системы образования идет именно через проекты, самые разные. Начиная с больших национальных мегапроектов, заканчивая совсем локальными вариантами, охватывающими методику проведения отдельных занятий.
И есть, конечно, также интересующие меня и многих наших коллег проекты, в которых участвует множество школ или иных образовательных организаций. Их сегодня очень много и будет больше. Соответственно знают адресаты и будущие участники об этих проектах в очень разной степени. Хорошо, если сама организация интенсивно и успешно занимается продвижением своей работы. У каких-то организаций есть свои газеты, сильные раскрученные сайты и другие каналы для связи с общественностью. Им достучаться до своих потенциальных клиентов легко, причем порой даже вне зависимости от качества самого проекта. А кому-то сделать это сложнее.
Было бы очень хорошо помочь событию встречи разных школ, потенциально нуждающихся в развитии, и разных проектов, которым нужна целевая аудитория при посредничестве региона! Механизм аккредитации выглядит в этом плане очень удобным и доступным.
Причем оптимален тут, пожалуй, именно региональный масштаб, потому что, скажем, школ в России 43000, муниципалитетов 4000, а регионов меньше ста.
Если у вас, скажем, в 20 регионах проект аккредитован, это уже о чем-то свидетельствует. Это как с политическими партиями. Если она зарегистрирована в большинстве регионов и имеет там свои организации, то может считаться федеральной партией и участвовать в выборах.
Я в нужности своей идеи введения института аккредитации полностью уверен и готов ответить на любые каверзные вопросы. Например, поступил вопрос в социальных сетях: почему проект вообще захочет быть аккредитованным? Зачем ему этот статус? Ответ прост. Если проект аккредитован, он может совершенно спокойно сотрудничать с Министерством образования и науки и другими инстанциями на равных. В регионе будет складываться более благоприятное мнение о проекте.
Если говорить конкретно о моем внедренческом проекте, важно понимать, что это проект еще и разработческий. Я предлагаю школам базовую модель системы управления, и школы вокруг этой модели строят свою собственную удобную систему, учитывая свои слабые и сильные стороны. А затем построенные системы стратегического управления будут вырабатывать новые программы развития школы. При поддержке силами и ресурсами проекта.
Получается, что это нужно всем! Школам, если они нуждаются в легитимации, региону, если он хочет подтвердить свое инновационное лидерство, прослыть двигателем и спонсором развития, регионом, который поддерживает новшества, командам проектов.
- Какой проект может рассчитывать на аккредитацию?
- Разумеется, прежде всего это проект, ориентированный и рассчитанный на прогрессивные инновационные изменения, модернизацию и развитие в системе образования определенного региона, в принадлежащих ей системах образования муниципальных образований этого региона и образовательных организациях, реализуемый в интересах инновационного развития образования и предполагающий определенное участие, включение различных субъектов системы образования региона в достижение проектных целей.
Проекты, подаваемые на аккредитацию, - это проекты:
а) носящие инновационный характер и реализуемые (предлагаемые к реализации) в системе образования;
б) имеющие различное содержание и направленность (образовательные, инфраструктурные, организационно-управленческие);
в) имеющие преимущественно общерегиональный масштаб и охватывающие, как правило, более одной образовательной системы и организации;
г) не имеющие официального статуса проектов в рамках ФЦПРО, других государственных программ РФ или определенного региона;
д) как правило, не имеющие коммерческой составляющей;
е) инициируемые и заявляемые как юридическими, так и физическими лицами.
Запись в областном реестре аккредитованных проектов будет, как мы думаем, выглядеть следующим образом: наименование проекта, его руководитель, контакты; годы реализации проекта; участники и целевые группы проекта в системе образования; цели и ожидаемые результаты проекта; дата поступления заявки и документов; дата принятия решения об аккредитации и реквизиты документа. И наконец, какие-то особые отметки и примечания.
Глобальной целью аккредитации проектов можно назвать содействие эффективному инновационному развитию системы образования региона-участника. Причем проекты обязаны для аккредитации и получения статуса предъявлять определенный (но строго ограниченный) пакет документов. Но при этом никакой излишней бюрократии, весь предлагаемый процесс гораздо легче и проще, чем можно себе представить. Да и самих документов не так много. Главное - желание идти к своей цели!
- Я вижу, вы уверены в важности этой идеи?
- Да, и готов ее отстаивать и привлекать к ней новых единомышленников, рассчитывая на то, что идея региональной аккредитации проектов получит поддержку и в школах, и в инновационно-проектном сообществе, и в управленческих кругах.
Будем надеяться, что уже в ближайшем будущем будут приняты соответствующие решения, и мы услышим о старте аккредитации инновационных образовательных проектов в разных регионах нашей страны!