Фейс-технология - это методы и приемы активного проблемного, эвристического обучения. Отличительной особенностью данной технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов и событий из окружающей действительности. При этом сама проблема должна быть актуальной и, возможно, иметь не одно решение.
Какие же образовательные задачи решаются благодаря кейс-методу?
Прежде всего ученики овладевают навыком анализа ситуации и постановки проблемы; учатся ясно и точно излагать собственную точку зрения и самостоятельно принимать решения на основе группового анализа. Кейс-технология, как правило, основывается на конкретной ситуации, поэтому учителя практикуют этот вид работы именно в малых группах. При такой форме работы развиваются способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственность за решения группы. Очень важно и то, что младший школьник наблюдает неоднозначность решения проблем в реальной жизни, учится соотносить изученный материал с практической деятельностью.
Но самое главное - кейс должен содержать проблему, доступную и понятную учащимся начальной школы, и обязательную оценку принятого решения. Таким образом, у учащихся младших классов развиваются навыки принятия решений, вырабатывается умение работать с любым текстом, происходит соотнесение теории с практикой.

Виды кейс-технологий
Кейсы могут быть различны по своим целям, содержанию и основной образовательной задаче. Например, цель создания практического кейса в формировании познания и понимания жизни. Основная образовательная задача такого кейса - тренинг поведения. Соответственно содержание такого кейса - жизненные ситуации.
Цель создания обучающего кейса иная - понимание учеником типичных характеристик ситуации, образовательная задача - анализ, осмысление ситуации, а содержание представлено учебными (условными) ситуациями.
Ну и, наконец, цель создания научно-исследовательского кейса - создание моделей ситуации. Его основной обучающей задачей будет исследование, проектирование ситуации, а в содержание войдут исследовательские ситуации.
Получается, что каждый из перечисленных кейсов базируется на одном из методов кейс-обучения:
- метод ситуационного анализа (школьникам предлагаются текст с подробным описанием сложившейся ситуации и задача, требующая решения);
- метод инцидента (ученики получают информацию и вопросы, индивидуально или малыми группами находят пути выхода из сложившейся ситуации, представляют полученные результаты после обмена мнениями);
- метод ситуативно-ролевых игр (учащиеся знакомятся с содержанием ситуации; распределяют роли, обсуждают проблемы, выдвинутые в заданной ситуации с позиции собственной роли и собственного видения);
- метод разбора деловой корреспонденции (учащиеся получают папки или конверты с одинаковым набором «документов», относящихся к определенной ситуации, на основании которых и принимается коллективное решение);
- игровое проектирование (участники делятся на группы, каждая занимается разработкой проектов);
- метод дискуссии (учителем выдвигается проблема для обсуждения, задаются подготовленные заранее вопросы, выслушивается мнение участников обсуждения и направляется мысль детей к единому решению, мнению).

Пример использования метода кейс-технологии
Кейс-технологию можно использовать при изучении любого школьного предмета, любой темы. Например, использование исследовательского кейса на уроке русского языка при изучении темы «Суффикс» раздела «Словообразование». Цель данного кейса - в результате наблюдения за словом сформулировать правило о суффиксе, вывести алгоритм нахождения суффикса в словах. Метод, лежащий в основе кейса, - метод ситуационного анализа.
Содержание кейса  
1. Ситуация. Предлагается записать несколько словарных слов (по выбору учителя), которые необходимо разделить на слоги и расставить ударение. Учитель просит выделить суффикс, что вызывает недоумение, так как ученики не понимают, что от них хотят (тема еще не изучена).
2. Факты. Суффикс - это часть слова, которая стоит и служит для... Дается графическое обозначение морфем.
3. Вопросы и задания к кейсу.
Карточка №1. Прочитайте слово, выделите окончание. Для этого измените форму слова, подставляя его к разным словам. Например, тропинка. Иду по..., вижу... и т. д. Выделите корень. Для этого подберите однокоренные слова. Посмотрите, есть ли между корнем и окончанием другая часть. Если есть, то выделите ее указанным значком. (Для каждой малой исследовательской группы предлагаются те же задания, но на примере других слов.)
Карточка №2 - лист наблюдений. В левую колонку записываются все слова, над которыми работали дети, во вторую колонку выписываются корни, в третью - окончания, а в последнюю - части, которые стоят между корнем и окончанием. Делается вывод: «Суффикс - это... Суффикс стоит... Суффикс нужен для того, чтобы... Суффикс обозначается...»  
Карточка №3. Составьте алгоритм нахождения суффикса (при помощи карточки №1).
Результат - учащиеся сами формулируют правило о том, что такое суффикс, и разрабатывают алгоритм.
Мы видим, что при успешном и правильном использовании данная технология находит эмоционально-познавательный отклик у младших школьников и работа с ней способствует успешному решению ряда образовательных и развивающих задач.

Татьяна ОГИНСКАЯ, учитель начальных классов школы №2075