Школы бывают разные, успешные и не очень, с углубленным изучением различных предметов, с техническим или гуманитарным уклоном. Виктор Александрович рассказал о том, что в Израиле ему удалось понаблюдать за деятельностью школы организации ремесленного труда, и эта идея ему также пришлась по вкусу. В период, когда в стране не хватало рабочих рук, была придумана программа для обучения детей ремеслу. То есть с юного возраста люди умели создавать новые вещи самостоятельно. В России тоже есть такие школы, но особой популярностью они не пользуются. Это и понятно - молодежь мыслит иначе, никому не хочется выполнять сложную и достаточно кропотливую работу.
Но тот факт, когда все до самой мельчайшей детали человек создал сам, важен. По словам Фертмана, человеку необходимо участвовать в проектах, собирать их самостоятельно, как конструктор. Только так можно создать механизм, который точно заработает.
И еще один момент отметил заместитель руководителя Департамента образования столицы - это адресность. Нельзя создать проект, тем более управленческий, как это у писателей называется - в стол. Изначально нужно понимать, для кого он делается - для детей или для каких-то собственных нужд. Дети - народ крайне разборчивый. Для того чтобы их заинтересовать, нужны особые подходы и решения.
- А что вы планируете делать по возвращении в Сочи? - спросила руководителей образовательных организаций Татьяна Геннадиевна.
Этот вопрос действительно важен, ведь полученные знания нужно использовать, и как можно быстрее. Управленческий проект сам по себе серьезен, а в августе грядет фестиваль проектов. Раскачиваться нет времени. Представители образовательных организаций это понимают. «Первым делом я соберу команду. Ведь главное - это не затянуть время. Я расскажу о своем проекте, мы устроим мозговой штурм, все доработаем и усовершенствуем. Я всех озадачу и отпущу в отпуск. В августе мы будем уже верстать проект» - такой план практически у всех.
На протяжении обучающей сессии гостям было дано задание: посмотреть образцы образовательных учреждений в Москве и выяснить для себя наиболее понравившиеся моменты, которые можно было бы привнести в работу школ в Сочи. Среди множества плюсов были названы следующие: эффективный учебный план, наличие должности заместителя директора по управлению.
Виктор Фертман заметил, что идея горизонтального распределения заместителей отмирает: «Ну что это - один за пуговицы отвечает, другой еще за какую-нибудь мелочь!» Вертикальная система в этом плане более эффективная. Но с ней связана проблема. У многих директоров есть большой страх менять сотрудников. Всегда же легче работать в коллективе, к которому привык, знаешь все их достоинства и недостатки. Только вот недостатки, на которые частенько закрывают глаза, как раз и тормозят развитие всей школы. Свои люди на работе - это, бесспорно, удобно, но далеко ли пойдет этот коллектив? Виктор Александрович рассказал о новом молодом руководителе в одной из топовых школ. Назначил он ее сам. Так вот она не боится менять людей совершенно. Очень легко с ними расстается, если они не подходят для выполнения определенных обязанностей. Но и школа поэтому остается в числе самых лучших.
Еще одна важная деталь - нельзя назначать директоров из своего коллектива. Причина понятна, эффективности работе такой директор не предаст. Кроме этого, нужно иногда менять сотрудников местами, чтобы дать попробовать людям работу собрата по цеху. Таким образом, обеспечивается взаимозаменяемость работников, да и сами они приобретают незаменимый опыт.
Все эти «нельзя», «можно» и «нужно» сами по себе довольно серьезные вещи, которые частенько разбиваются в пух и прах о принцип «у нас не принято». Действительно, говорить о строгости в Москве легко. Здесь как-то привыкли работать по максимуму, несмотря ни на что. А вот Сочи? Там свои отношения, свои люди, свои устои и правила в работе школы. Вот как раз для того, чтобы развитие сочинских школ не тормозилось из-за пережитков прошлого, представители образовательных учреждений и разрабатывают свои новые управленческие проекты. В период перестройки система образования выжила только благодаря своему консерватизму. Но сейчас другое время, и систему нужно постоянно встряхивать. И не только в столице.
Справедливый вопрос возникает: где взять столько людей, если придется их постоянно менять? Виктор Александрович отвечает смело: работы сейчас нет. Это ни для кого не секрет. Любое свободное рабочее место сейчас на вес золота. Люди сами придут.
Как их в таком случае обучать? Они ведь не специалисты!
Нужно не бояться привлекать людей. В нулевые в школах работали инженеры и техники, обеспечивая широкий круг развития детей. Потом они, конечно, где-то учились, получали дипломы педагогов. Но свои основные знания они принесли в класс без специализированных корочек. Такой подход, который и сейчас будет крайне полезен, обеспечивал метапредметность. То есть на одном предмете можно касаться разных сфер жизни. Объединяли физику, химию и математику в одно целое и обучали этому детей. Кроме всего прочего, это позволяет хорошо готовить детей к ФГОС.
Также на круглом столе обсуждали то, как представители из Сочи видят свое дальнейшее сотрудничество с Москвой. Было высказано много мнений. Были пожелания, чтобы защита проектов совпала с третьей обучающей сессией. Хотели занятий по обучению менторству. Поскольку темы делегатов Сочи и московских директоров могут быть схожи, было высказано пожелание иметь возможность связи со столичными коллегами. С помощью высококвалифицированных сотрудников Московского института открытого образования и передовых технологий все пожелания учитываются и готовятся к воплощению в жизнь.