Что это? Вызов обществу? Оценка работы школы, семьи, государства? Сигнал о бедствии? Что? Почему современный школьник считает Гитлера своим любимым героем?
Искать виновного дело неблагодарное. Надо срочно принимать меры, чтобы на следующий год таких сочинений не стало больше. И не потому, что дети испугаются писать то, что думают, а чтобы они так никогда не думали.
«Никогда больше» - говорилось на Нюрнбергском процессе. Никогда больше это не должно повториться. Но почва для новых всходов нацизма готова. Почему? Что мы упустили в работе с новым поколением, которое уже не застало или почти не застало живых свидетелей - участников и жертв войны.
В истории человечества всегда были войны, были победители и побежденные, герои и жертвы. Но только в этой войне были выработаны и применены механизмы тотального уничтожения не только военнослужащих, но и мирного населения, людей по национальному признаку.
Мы учим школьников видеть в  событиях, фактах, поступках не только белое или черное, «две стороны одной медали». Но разве миллионы погибших на фронтах и оккупированных территориях, лагеря смерти, холокост можно с чем-то уравновесить? Разве этому есть оправдание?
Конечно, упущено поколение родителей современных школьников, которое выросло без идеалов, без четко сформулированных ценностей. Но кто сейчас мешает нам из собственных ошибок извлечь урок? Кто мешает сделать воспитание главным в школе? Не погоню за баллами ЕГЭ, а именно воспитание.
Мне могут возразить (и будут правы), что воспитывать должна семья. Это наиважнейшая функция семьи, и никто с нее этой обязанности не снимает. Но если мы говорим, что родители сами нуждаются в воспитании, что очень многое упущено в их нравственном формировании, то кто, как не школа, должен ликвидировать эти пробелы.
Школа может и должна  заниматься воспитанием, формированием личности подрастающего поколения. И не только потому, что это теперь закреплено в законе, государственных образовательных стандартах, но и потому, что только в коллективе, через коллективную деятельность можно сформировать те ценности, которые нужны для жизни в обществе, государстве (взаимопонимание, взаимоуважение, взаимопомощь и т. д.).
На мой взгляд, формирование общечеловеческих ценностей, нравственности невозможно без изучения в современной школе темы холокоста. До сих пор (несмотря на рекомендации Министерства образования и науки, на включение темы в ФГОС) она или совсем не изучается на уроках, или только упоминается (как бы между прочим).  Немногие школы страны (хотя их количество увеличивается год от года) могут заявить, что создали систему работы по данной теме.
В конце июня состоялась ежегодная летняя сессия для преподавателей темы холокоста «Уроки холокоста - путь к толерантности», в которой приняли участие 40 педагогов из 29 регионов России: от Хабаровского края и Республики Бурятия до Архангельска и Ростова-на-Дону.  Педагоги приехали не только за новыми знаниями, но и обменяться опытом работы. Организатором семинара является  фонд «Холокост».
Как рассказывать детям о холокосте? Как с ними работать по этой теме? С чего и в каком возрасте начинать разговор? Почему это стало возможно? На все эти (и многие другие) вопросы участники семинара искали ответы на лекциях, практических занятиях, мастер-классах.
Не секрет, что до сих пор тема холокоста вызывает споры. Есть люди, которые или полностью отрицают холокост, или считают, что жертв среди представителей других национальностей было не меньше, а даже больше, чем жертв среди евреев. Здесь очень важно напомнить, что «холокост» - слово, означающее «жертва всесожжения», и что впервые в истории человечества был приговорен к смерти народ. Люди уничтожались только за то, что они были евреями. Просто за сам этот факт. Разве не страшно? А если бы в качестве народа, подлежащего тотальному уничтожению, был выбран другой (тот народ, к которому ты принадлежишь, читатель)?
У истории нет сослагательного наклонения. Но если  представить (на минуточку), что такому уничтожению подвергся бы русский народ? Как бы развивалась история? Какие бы были последствия войны?
В событиях холокоста страшен не только факт уничтожения людей, но и то, что это происходило с молчаливого согласия тех, кого в тот момент не трогали, но кто был рядом. И как тут не вспомнить слова Мартина Нимёллера, немецкого протестантского богослова, противника нацизма, лауреата Международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами»: «Когда нацисты пришли за коммунистами, я молчал, я же не коммунист... Потом они пришли за социал-демократами, я молчал, я же не социал-демократ... Потом они пришли за профсоюзными деятелями, я молчал, я же не член профсоюза... Потом они пришли за евреями, я же не еврей... А потом они пришли за мной, и уже не было никого, кто бы мог протестовать».
Задача школы сегодня, рассказывая о холокосте, изучая тему холокоста совместно с детьми, не запугивать количеством жертв, зверствами лагерей смерти, ужасами гетто, а воспитывать человека, не способного к проявлению подобной жестокости, человека, способного противостоять пропаганде нацистской идеологии.
Надо помнить, что нацисты, участвовавшие в массовых расстрелах мирных жителей, посылавшие в печи крематория стариков, детей и женщин, не родились такими извергами. Это продукт той пропаганды, которую проводили лидеры национал-социализма.
В детстве нам делают прививки от смертельно опасных болезней. Такой же прививкой против бесчеловечности и равнодушия  может стать изучение темы холокоста в школах.
В начале июля ушел из жизни писатель и журналист Эли Визель. Он много писал о холокосте. Для него, человека, пережившего Освенцим, равнодушие является воплощением зла.
Как показал семинар, очень много неравнодушных педагогов, библиотекарей, музейных работников работают с детьми, со студентами. В школах проводятся вечера памяти жертв холокоста, элективные курсы, пишутся исследовательские работы, собирается материал о бойцах Красной Армии - освободителях Аушвица (Освенцима), узниках лагерей смерти и гетто, выявляются места массового расстрела евреев и устанавливаются памятники, высаживаются аллеи памяти. Достаточно ли этого?
В этом году на ЕГЭ по обществознанию была предложена тема «Тоталитаризм - образ правления, при котором мораль входит в компетенцию власти». Несколько выпускников подтвердили данное высказывание примерами о холокосте.
Хочется верить, что семена добра, справедливости, неравнодушия, сочувствия, сопереживания дали всходы и из этих детей вырастут настоящие люди.  
Закончить свои размышления хочется всем известной цитатой: «Бойтесь равнодушных, ибо именно с их молчаливого согласия совершаются на земле все самые низкие преступления». Изучение темы холокоста  - это путь не только к толерантности, но и к неравнодушию.

​Светлана ТИХАНКИНА, заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы №20,   Вологда