В условиях демографического кризиса, когда количество детей, поступающих в 1-й класс, непрерывно уменьшается, нормативное финансирование является тем механизмом, который ставит все образовательные учреждения в ситуацию конкурентности, а значит, каждая школа должна для себя определить: либо она становится конкурентоспособной, привлекательной для родителей и их детей и таким образом получает возможность жить и развиваться, либо она работает в прежнем режиме и через некоторое время сталкивается с проблемой недостаточного финансирования, избытка кадров и содержания освобождающихся площадей.

Для того чтобы стать конкурентоспособной, школа в первую очередь должна превратиться из закрытой системы в открытую. Только открытая школа, активно взаимодействующая с местным сообществом, привлекающая его к принятию управленческих решений и экспертизе своей деятельности может наиболее полно реализовать заказ государства, родителей, бизнеса, предоставив и власти, и обществу возможность стать равноправными партнерами образовательного процесса, сориентировав последний на подготовку человека, отвечающего требованиям рыночной экономики.

Этой теме был посвящен педагогический совет «Общественная школьная функция и эффективное взаимодействие школы с окружающим сообществом».

Выяснив на педагогическом совете то, каким педагоги видят участие родителей в управлении школой, мы провели ряд общешкольных родительских собраний, на которых попытались изменить привычное представление родителей об их участии в жизни школы. В результате этой работы в декабре 2001 года был учрежден и зарегистрирован фонд «Содружество» - некоммерческая организация, основная цель которой - содействовать развитию школы. Управляют работой фонда попечители.

В состав попечительского совета вошли предприниматель, директора ряда предприятий, расположенных на территории нашего Кинель-Черкасского района.

Возглавила попечительский совет глава Кротовской волостной администрации.

Были определены вопросы, которые относятся к компетенции попечительского совета и не курируются другими органами управления образованием. Решили, что вопросы, связанные с выполнением госстандарта, - это прерогатива директора школы, а формирование общественного заказа и контроль за его исполнением - попечительского совета. В части реализации общественного заказа попечительский совет определяет и отстаивает фонды и участвует в принятии образовательных программ.

Все целевые программы фонда финансируются за счет добровольных пожертвований заинтересованных лиц и организаций, спонсоров, а также за счет граждан. То, что это некоммерческая организация, дает возможность участвовать в грантах и конкурсах, которые объявляются как нашими местными российскими благотворительными фондами, так и зарубежными. Наш фонд не пренебрегает этой возможностью, побеждает в конкурсах, что позволяет привлечь дополнительные средства.

Каким же образом строится работа? В январе 2002 года принято решение, что все программы (мы их называем программами развития), которые не финансируются за счет внебюджетных средств, утверждаются на заседаниях попечительского совета. Схема принятия программы развития школы такова. Правление фонда отчитывается за прошедший календарный год и вносит на рассмотрение попечительского совета программу развития на новый, которая до этого прошла обсуждение на педсовете, классных родительских собраниях, общешкольном родительском комитете. И попечительский совет поручает правлению до первого марта выработать согласованные программы и представить для утверждения.

На 2003 год был утвержден целый ряд программ. Если посмотреть программы, которые мы должны исполнить обязательно программы, которые заказывают нам заинтересованные родители и муниципалитет, то бюджет школы в итоге состоит из четырех частей. Их определяют государство, муниципалитет, родители и попечители.

Муниципалитет финансирует капитальный ремонт, оплату коммунальных услуг, а также социальные программы, которые он размещает на своей территории.

Родители поддерживают те программы, которые интересны для их детей и посильны по части финансирования. В том случае, когда есть программа, которая интересна всем родителям, но оказывается дороговатой, мы обращаемся к попечителям с просьбой рассмотреть возможность финансирования или софинансирования этой программы. Так, в 2003 году мы приняли к исполнению программу создания единой информационной среды в школе.

Предыстория этого такова. На наш взгляд и взгляд наших родителей, ребенок, закончив основную школу, должен уметь использовать компьютер в своей повседневной жизни как инструмент для работы. Те программы, которые у нас реализовывались, такой возможности, к сожалению, не давали. И мы решили пойти по такому пути. В пятом классе - интенсивные занятия, а дальше - информатика как самостоятельный предмет из учебного плана исключается. Но есть условие: учителя на своих предметах хотя бы раз в неделю дают задание, которое надо выполнить с использованием компьютера.

Когда мы посчитали свои ресурсы, оказалось, что пропускная способность компьютерного кабинета недостаточна. То, что нам положено по программе президента, у нас есть, но этого маловато, и для осуществления программы требуется дополнительная компьютерная техника.

Мы обратились к попечителям с просьбой помочь профинансировать программу: по расчетам, нам требовалось 140 тысяч рублей, родители сказали - если попечители дадут 100, мы найдем сорок. Предприятия на селе не такие мощные, как нам хотелось бы, и попечители предложили вместо денег свои компьютеры.

В результате на сегодняшний день из семи компьютеров, которыми мы планировали таким образом обзавестись, в кабинете четыре уже есть, и я уверен, что в этой части мы программу выполним.

Теперь о том, как я строю в этих условиях бюджет. Так как мы работаем в условиях нормативного финансирования, то норматив я умножаю на своих 400 детей и получаю сумму, которая будет выдана мне в течение финансового года.

Что входит в норматив? Зарплата и начисления на зарплату, методлитература, прочие расходы. Я знаю, что мне в месяц на прочие расходы на ученика положено 10 рублей. 10 х 400 = 4000.

Связь, командировки, аттестации, медосмотр, подписка, ГСМ, охрана труда, канцтовары, интернет, хозтовары, бухпрограмма, ремонт аппаратуры, текущий ремонт и так далее. Когда мы посчитали свои затраты на год, то получилось, что, чтобы действительно нормально функционировать, нам необходимо не 10 рублей в месяц на ученика, а 20 рублей.

С этим бюджетом я вышел на педсовете к своим учителям и сказал: уважаемые коллеги, государство заказало образовательные программы, и оно эти образовательные программы оплачивает. И с зарплатой никаких проблем у нас не будет, и с методлитературой тоже. Но вот что касается прочих расходов, то здесь возник дефицит, и давайте вместе смотреть, что можно сделать.

Мы рассмотрели наполнение норматива по прочим расходам и начали вычеркивать по 10-20 рублей с каждой строчки, двигаясь к цифре в 4 тысячи рублей. Так как это нам все равно не удалось, то мы решили, что без помощи родителей здесь все равно не обойтись, и попросили их поучаствовать и в решении каких-то наших текущих проблем. В частности, в содержании мест общего пользования.

Далее мы посчитали все то, что готовы профинансировать родители, попечители и муниципалитет, и получили, что бюджет школы на 2003 год у нас составил порядка 4 млн. 700 тысяч рублей, и что из этих 4 млн. 700 тысяч порядка 350 тысяч мы получаем от попечителей и родителей.

Так вот, на мой взгляд, привлечение общественности к управлению школой - это реальное средство сделать школу конкурентоспособной и инвестиционно привлекательной. Настолько, что даже городские дети захотят учиться в нашей сельской школе.

Кинель-Черкасский район, Самарская область