Команда правовой службы профсоюза постоянно растет. На сегодняшний день она насчитывает более 160 штатных и около четырех тысяч внештатных правовых инспекторов труда. Именно работа правовой службы обеспечивает участие профсоюза в нормотворческой и законотворческой деятельности, позволяет контролировать соблюдение трудового законодательства, осуществлять правовое консультирование, досудебную и судебную защиту членов профсоюза. Только за 2015 год с участием правовой службы профсоюза в суде рассмотрено 6309 исков, из которых 6095 удовлетворено. За каждым таким делом - судьба конкретного работника образовательного учреждения, а иногда - целого коллектива.
Открывая семинар-совещание, председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова подчеркнула, что от продуктивной работы юристов и правовых инспекторов труда во многом зависит успех деятельности профсоюза. Не случайно в программу семинара включен широкий спектр вопросов для обсуждения с участием социальных партнеров, чтобы проблемы, которые волнуют учителей, директоров школ, представителей органов управления в регионах, были услышаны на федеральном уровне.
Директор Правового департамента Министерства образования и науки РФ Максим Живаев приехал на семинар-совещание, несмотря на отпуск. По словам Максима Николаевича, семинары правовой службы профсоюза стали эффективным инструментом, позволяющим обмениваться опытом, в том числе в сфере защиты трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников. К тому же многие проекты нормативно-правовых актов департамент готовит совместно с профсоюзом.
С Комитетом Государственной Думы по образованию у профсоюза тоже давно налажен диалог. Ему способствует не только заключенное соглашение о сотрудничестве, но и деловые, а зачастую дружеские отношения, сложившиеся со многими членами комитета. Один из давних партнеров профсоюза, депутат Госдумы Григорий Балыхин тоже принял участие в семинаре-совещании. Он коснулся самых разных тем и проблемных точек российского образования.
Говоря об итогах работы Комитета по образованию Государственной Думы шестого созыва, Григорий Артемович упомянул и о том, что не все непопулярные законопроекты удалось отклонить. Среди положительных итогов - возвращение школьной формы и выпускных сочинений, возрождение комплекса ГТО, который поможет абитуриентам заработать дополнительные баллы при поступлении в вуз.
После выступления Григорий Балыхин вручил благодарность Комитета по образованию ГД РФ секретарю аппарата профсоюза Владимиру Лившицу за активную общественную работу по защите социальных прав и интересов работников системы образования.
Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов рассказал о работе по созданию единой системы оценки качества образования и мониторингах, проводимых Рособрнадзором: всероссийских проверочных работах (ВПР), национальных исследованиях качества образования (НИКО), а также исследованиях профессиональных компетенций учителей, призванных установить объективную картину.
- Исследования проводятся не для того, чтобы кого-то ругать и карать, а для выявления проблемных участков и главное - создания условий для роста качества образования и разработки мер по повышению квалификации учителей, - заметил Сергей Кравцов.
Участники семинара-совещания не упустили возможность задать интересующие вопросы выступающим. Они касались особенностей финансирования образовательных организаций, современной практики назначения на должность ректора, аттестации и рабочего времени педагогов.
По поручению президента идет работа над созданием национальной системы учительского роста (НСУР). Советник первого заместителя министра образования и науки РФ Марина Лукашевич пояснила, что НСУР позиционируется Минобрнауки России как система постоянного совершенствования учителя, создание возможностей для его карьерного роста.
В частности, планируется введение таких должностей, как старший учитель, ведущий учитель с различными трудовыми функциями. Если учитель будет заниматься реализацией образовательной программы, то старший учитель - ее проектированием, а ведущий - координацией. При этом старшему учителю предполагается установить 12 часов учебной нагрузки в неделю за ставку (остальные часы отводятся проектированию), ведущему учителю - всего 6 часов.
Пока проект НСУР вызывает множество вопросов, которые на семинаре озвучили представители правовой службы профсоюза. Особенно беспокоит реализация права педагогов на досрочную пенсию в связи с тем, что норму учебной работы 18 часов в неделю за ставку предполагается устанавливать только учителю.
Участники семинара поинтересовались, не будет ли НСУР попыткой возложить на учителя методические и административные обязанности. Остается неясным, как изменится штатное расписание и как новые должности отразятся на зарплатах педагогов. И почему с повышением профессионального уровня учителя уменьшается количество уроков, которые он будет вести, то есть карьерный рост будет идти вразрез с его главной миссией.
Марина Лукашевич заверила, что НСУР пока только модель для обсуждения. Останется она в таком виде или будет значительно изменена, зависит от результатов дискуссий, в том числе и с участием профсоюза.
Представители профессорско-преподавательского корпуса МГУ и ведущих юридических вузов России выступили на семинаре с лекциями по темам «Международные трудовые стандарты и российское трудовое законодательство», «Коллективные трудовые споры, конфликты и забастовки в России: правовое регулирование и практика», «Особенности рассмотрения и разрешения индивидуальных трудовых споров».
Завершающим мероприятием семинара-совещания стал круглый стол, на котором обсуждались вопросы совершенствования деятельности правовой инспекции профсоюза. Его провел заведующий правовым отделом, главный правовой инспектор труда ЦС профсоюза Сергей Хмельков. Участники семинара представили свой опыт, достижения и новации, поделились практикой протестных действий.
Заместитель председателя Архангельской межрегиональной организации профсоюза Нина Плотникова рассказала коллегам о работе с внештатными правовыми инспекторами труда. По мнению Нины Витальевны, именно они составляют основу правовой инспекции. В Архангельской межрегиональной организации внештатных инспекторов более 200. Учитывая особенности территории - большую протяженность и суровые климатические условия, такое значительное количество внештатников просто необходимо.
Для того чтобы количество переходило в качество, сделана ставка на комплексное обучение инспекторов. Кандидат в обязательном порядке направляется на первичное обучение по специальной 36‑часовой программе и только потом получает удостоверение правового инспектора труда. Каждые 2‑3 года проходит повышение квалификации на областных семинарах, в районных и городских школах правовых знаний профсоюза. Проводятся тематические семинары и посредством видео-конференц-связи. А еще в Архангельской межрегиональной организации готовят слайд-лекции по всевозможным темам, касающимся профсоюзной работы и правозащитной деятельности.
Светлана Григорова, главный правовой инспектор труда Тюменской межрегиональной организации профсоюза, представила опыт по переводу малочисленных территориальных организаций на централизованный бухгалтерский учет. Рассказывая о его преимуществах и рисках, Светлана Юрьевна отметила, что плюсов заметно больше. Стало проще контролировать целевое использование финансовых средств, увеличился объем поступления профсоюзных взносов. Еще один плюс - экономия финансов благодаря централизованному обслуживанию банковских счетов и отсутствию ставки бухгалтера. К тому же после введения централизованного бухучета все председатели местных организаций приняты на штатные должности и получают зарплату в соответствии с системой оплаты труда, утвержденной постановлением исполкома профсоюза в 2012 году.
Правовой инспектор труда Кировской областной организации, член Совета по правовой работе при ЦС профсоюза Александр Усатов поделился успешным опытом борьбы за сохранение льгот по коммунальным услугам для педагогов, проживающих в сельской местности.
В апреле этого года на сайте Законодательного собрания Кировской области был размещен законопроект, по которому стопроцентную компенсацию расходов предполагалось заменить на фиксированную выплату в сумме 1200 рублей. Для Кировской области такая замена грозила настоящей катастрофой, так как в некоторых районах у многих работников образования заработная плата не на много превышает размер коммунальных платежей.
Обком профсоюза не только начал вести дебаты с губернатором области и председателем Законодательного собрания и писать в прокуратуру, но и призвал членов профсоюза к активным действиям. Депутатам было направлено около 4 тысяч обращений по этому поводу. Параллельно в рамках первомайских мероприятий были организованы митинги и пикеты с требованием сохранения учительских льгот. В результате 12 мая в обком профсоюза пришло письмо о том, что правительство Кировской области отозвало законопроект из Законодательного собрания.
- Мы выиграли битву, но не выиграли войну, - заключил Александр Усатов. - Нашу позицию, по всей вероятности, придется отстаивать после выборов Законодательного собрания нового созыва.
Главный правовой инспектор труда Астраханской областной организации профсоюза Гор Апян рассказал о нюансах защиты в суде прав работников, уволенных в связи с завершением срочного трудового договора. А секретарь - заведующий правовым отделом Башкирской республиканской организации профсоюза Рафаэль Мусин - о взаимодействии с органами надзора и контроля в республике при проведении профсоюзных проверок по соблюдению работодателями трудового законодательства и законодательства в сфере образования.
Завершая семинар-совещание, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Михаил Авдеенко вручил наиболее отличившимся представителям правовой службы почетные грамоты и благодарности за активную работу по защите трудовых и социальных прав членов профсоюза.
Говоря о рисках, с которыми сталкивается система образования, он отметил, что профсоюз и впредь будет оставаться на консервативных позициях как в отношении утвержденного профессионального стандарта педагога, так и в отношении проекта новой системы должностей учителя:
- Сама проблема введения дополнительных должностей наводит на мысль: для чего это делается и каковы последствия НСУР для правового и социального статуса педагогического работника, который закреплен в действующем Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»? Все эти вопросы профсоюз будет и в дальнейшем поднимать перед своими социальными партнерами.