Ежегодный городской проект «Москва - позитивное пространство!» - это комплексный подход, включающий информационное и консультативно-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (обучающихся, педагогов, родителей) в области обеспечения профилактики негативных проявлений.
Основная идея - создание условий для самореализации обучающихся в виде воплощения потенциала личности как процесса, заключающегося в осознании собственных задатков, таланта и их развития в каком-либо выбранном виде деятельности. Но самореализация подростка невозможна без отрицательного отношения к таким негативным проявлениям, как курение, употребление алкоголя и психоактивных веществ, чрезмерное увлечение компьютерными играми, агрессивное поведение, антивитальные настроения. Участвуя в проекте, школы ориентируют обучающихся, педагогов и родителей на здоровый образ жизни, мотивируют их на достижение успехов и гармоничное развитие и самосовершенствование.
В структуру проекта «Москва - позитивное пространство!» входят мероприятия, повышающие квалификацию педагогов (конференции, семинары, мастер-классы), профилактические недели, городские конкурсы для обучающихся и педагогов.
Все мероприятия и конкурсы, разработанные методистами, предоставляют участникам проекта возможность проявить себя не только в учебе, но и во внеурочной, общественной деятельности. Участие в мероприятиях не требует больших временных затрат, дополнительных соглашений и дает возможность участникам продемонстрировать свою позицию в отношении ко многим негативным явлениям, присутствующим в современном обществе.


Конкурс социальной рекламы
Городской конкурс социальной рекламы «Дорога в будущее позитива!» позволяет обучающимся выразить свою позицию к какому-либо социальному явлению. Как правило, в создании видеоролика школьнику помогают педагоги и родители, предлагают свои творческие идеи, сопровождают детей на всех этапах конкурса, который направлен на воспитание активной установки на здоровый образ жизни, сотрудничество со сверстниками в решении социальных и образовательных задач. Обучающиеся пробуют себя в роли настоящих сценаристов и операторов, создают видеофильмы, посвященные темам дружбы, ответственности, взаимопомощи, гражданственности. В 2015-2016 учебном году в городском этапе конкурса приняли участие более 400 школьников и студентов колледжей, предоставивших 205 социальных роликов, из которых 15 стали победителями.
Несколько лет подряд большое количество ребят принимает участие в городском конкурсе мотиваторов «Мотивируй открыто!», что отражает современную тенденцию популярности у молодежи мотиваторов в Интернете. Но одно дело, когда обучающийся использует интернет-ресурсы, а другое - когда подросток создает работу самостоятельно, фантазирует, может проявить свой вкус не только в эстетике оформления работы, но и продемонстрировать свой вектор роста, отразить свои мысли и идеи. Это могут быть фотографии, рисунки, коллажи в синей рамке и с надписью в виде социально значимого слогана, который мотивирует на отказ от курения и алкоголя, соблюдение законов и прав других людей, пропагандирует спорт и здоровый образ жизни.
Наиболее популярными темами конкурсных работ стали проблемы употребления психоактивных веществ, проявления грубости, насилия и равнодушия. В 2015-2016 учебном году на городской этап конкурса было представлено 387 работ старшеклассников школ и студентов колледжей, из которых 12 стали победителями.
Очень актуален у школьников городской конкурс агитбригад «Новое поколение выбирает...». Этот конкурс направлен на привлечение внимания учащихся к ценностям здорового и безопасного образа жизни путем создания детских агитационных коллективов.
Многие сформировавшиеся команды выступают несколько лет подряд не только в своей школе, но и на сценах и площадках других школ, привлекая к значимым ценностям тысячи детей. В 2015-2016 учебном году в городском этапе конкурса показали свое мастерство 54 агитбригады, и только 1 команда стала абсолютным победителем года.
В проекте «Москва - позитивное пространство» важную роль играют мероприятия не только для детей, но и для педагогов.


Конкурс педагогического мастерства
С октября 2015 по февраль 2016 года впервые состоялся конкурс педагогического мастерства «Инновационное решение». Его целью стало повышение у педагогов уровня профессионального мастерства в сфере профилактики негативных проявлений, выявление, обобщение и распространение инновационного опыта, форм и методов организации профилактической работы.
В конкурсе приняли участие более 60 специалистов школ Москвы: социальные педагоги, педагоги-психологи, методисты, педагоги-организаторы, заместители директора.
В результате тщательного отбора в финал конкурса вышли 18 лучших проектов. В конференц-зале учебного центра Московского дома учителя (структурное подразделение «Поведники») в доброжелательной атмосфере конкурсанты представили профессиональному жюри свои очные презентации. Проекты участников отличались актуальностью тематики, инновационными решениями и нестандартными подходами в организации профилактики негативных проявлений среди школьников и студентов колледжей.
В торжественной обстановке оргкомитет конкурса вручил победителям и призерам дипломы и ценные подарки от информационно-методических журналов «Нарко-Нет», «Не будь зависим!», «Уберечь от наркотиков детей».
Все участники оставили искренние отзывы и выразили желание представить свои новые работы в следующем году.


Курсы повышения квалификации
С января по март 2016 года были проведены курсы повышения квалификации «Основные подходы к решению проблем профилактики негативных проявлений среди обучающихся». Они предназначены для специалистов, ответственных за профилактику негативных проявлений (социальные педагоги, педагоги, психологи, педагоги-организаторы, учителя-предметники).
Программа курсов рассчитана на 36 часов. В задачи курса входит объединение информационно-педагогических и психолого-педагогических ресурсов для организации профилактической работы, формирование профессиональных компетенций педагогов в области негативных проявлений среди обучающихся, внедрение современных технологий по организации социального партнерства, правового воспитания детей, работы с родительским и педагогическим коллективом, разработка алгоритмов действий при работе с детьми, попавшими в сложную жизненную ситуацию.
Курсы носят информационно-практический характер. Рассматриваются следующие важные аспекты: правовые основы профилактики негативных проявлений; особенности организации межведомственного взаимодействия в области профилактики негативных проявлений; индивидуальное сопровождение ребенка с использованием внутришкольного консилиума как ресурса; использование технологий и приемов в профилактике; разработка эффективных проектов в области профилактики негативных проявлений среди детей; организация профилактики негативных проявлений как условие для самореализации обучающихся; видеолекции, презентации, интернет-ресурсы в области профилактики негативных проявлений. Участники курсов отметили ценность предлагаемого материала и возможность практической апробации приемов работы.
С сентября 2015 года ежемесячно проводится Клуб педагогов, ответственных за профилактику негативных проявлений в образовательных организациях. На заседаниях клуба педагоги делятся опытом работы, апробируют рабочие приемы и техники, обсуждают рабочие ситуации. Заседания клуба проходят в поддерживающей атмосфере доверия и взаимопомощи. Каждая встреча имеет актуальную тему и содержит элементы проектной деятельности, где участники создают разработки, применимые в практике, например, «Неделя профилактики интернет-зависимости», «Приемы обеспечения интернет-безопасности», «Алгоритм организации профилактических мероприятий в период подготовки и проведения экзаменов». Участники отмечают, что клубные встречи позволяют не только отработать практические навыки, но и познакомиться ближе, наладив сотрудничество с коллегами, в том числе из других ведомств, которые также занимаются проблемами профилактики среди молодежи.
Игра-квест
Интересным событием проекта «Москва - позитивное пространство!» стала игра-квест «В поисках инновационного опыта», которая была проведена для педагогов, ответственных за профилактику негативных проявлений совместно с наркодиспансером №6 Московского научно-практического центра наркологии.
Игра-квест проходила очень насыщенно. На первом этапе участники посетили площадку «Шанс», которую подготовили медицинские психологи МНПЦ наркологии Ирина Шведова и Наталья Кайдашева. Две команды по 6 человек получили карту и, следуя по намеченному маршруту, выполнили ряд увлекательных заданий, направленных на развитие осведомленности в области применения методов и приемов профилактики негативных проявлений. На втором этапе участники отправились на площадку «Позитив», задания для которой разработали методисты Городского методического центра. За короткий срок игрокам пришлось пройти по следам земноводных, залезть в пасть крокодилу, разгадать многочисленные ребусы и загадки, найти ключи в новогодней елке. Многие задачи потребовали от игроков смекалки и физической подготовки.
В ходе игры участники проявили ответственность, интеллектуальную и творческую самостоятельность, а также командное взаимодействие. В финале квеста их ждала заслуженная награда - благодарственные письма от Городского методического центра и праздничный торт.
Участники квеста отметили: «Мы набрались профессионального опыта, весело и с пользой провели время, сплотились друг с другом и с удовольствием поучаствовали бы в подобных мероприятиях еще!»
Важной составляющей проекта «Москва - позитивное пространство» являются тематические недели профилактики негативных проявлений, приуроченные к значимым всероссийским и международным датам: Всероссийский день солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), Всемирный день трезвости и борьбы с алкоголизмом (3 октября), Международный день ребенка (20 ноября), Всемирный день борьбы с ВИЧ (1 декабря), Всемирный день борьбы с наркотиками и наркобизнесом (1 марта), Всемирный день без табака (31 мая), День защиты детей (1 июня).
Недели направлены на снижение рисков возможного употребления обучающимися психоактивных веществ, расширение представления подростков о замещении употребления психоактивных веществ (труд, спорт, творчество, подвижные игры), развитие навыков проявления силы воли и принятия собственных решений (выбор).
События недель представлены тематическими классными часами, спортивными соревнованиями, тренингами, флешмобами, акциями, беседами со специалистами различных ведомств.
Значимую помощь в реализации проекта оказывает Общественный совет - профессиональное сообщество специалистов в сфере профилактики негативных проявлений среди обучающихся. Совет выполняет такие функции, как современная система наставничества, профессиональная экспертиза методических материалов, координация работы проекта «Москва - позитивное пространство!».
В составе совета - 43 педагога московских школ из каждого межрайонного совета, руководители образовательных организаций, педагоги-психологи, социальные педагоги.


Форум
Своеобразным подведением итогов реализации проекта стал Первый московский общественный форум «Безопасное поведение в мегаполисе», который состоялся 20-21 апреля 2016 года в Городском методическом центре Департамента образования города Москвы.
Основные идеи форума - совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области профилактики негативных проявлений среди обучающихся; организация социально-педагогических и воспитательных аспектов профилактики негативных проявлений; формирование у участников образовательного процесса умений отличать позитивные и негативные проявления в обучении и социализации; развитие у обучающихся мотивации, направленной на достижение успеха и самореализацию; подведение итогов проведения тематических конкурсов и фестивалей обучающихся и педагогов в области профилактики негативных проявлений.
В форуме приняли участие более 700 человек: педагоги, обучающиеся московских школ и колледжей, представители родительской общественности, управляющих советов, межведомственных партнеров.
Участники пленарного заседания поделились с педагогами и родителями опытом работы, рассказали о новых технологиях профилактики негативных проявлений и возможностях межведомственного сотрудничества. Основную часть форума составили открытые дискуссионные площадки:
- молодежная дискуссионная площадка «Мой выбор - осознанность и безопасность»;
- родительская дискуссионная площадка «Профилактика негативных проявлений - возможность для успешного развития детей»;
- площадка школьного ученического актива «Безопасный путь к самореализации».
Также состоялись площадки открытых мастер-классов для педагогов:
- «Организация системы профилактики негативных проявлений в школе. Опыт работы, методы, инновации» (место проведения - школа №1497);
- «Интересный и безопасный Интернет» (место проведения - Московский многопрофильный техникум имени Леонида Красина);
- «Психологическая безопасность современного подростка» (место проведения - Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина).
Форум завершился церемонией награждения победителей и призеров городских конкурсов. На площадке «Москва - позитивное пространство» в Городском методическом центре ребятам были вручены дипломы и ценные призы.
В следующем учебном году в рамках проекта «Москва - позитивное пространство!» состоятся новые интересные мероприятия:
- конференция для специалистов, ответственных за профилактику негативных проявлений, «Новые горизонты»;
- воркшоп «Активизация творческих процессов для создания идей в области разработки социальных проектов»;
- конкурс короткометражных фильмов «Кроссенс»;
- городской студенческий квест «Безопасный мегаполис»;
- интерактивная выставка социальной рекламы в области профилактики негативных проявлений «Дорога в будущее позитива»;
- интерактивная игра «Комикс групп»;
- цикл встреч «Диалоги о развитии успешной личности»;
- цикл студенческих форсайт-сессий «Подумай о будущем» (работа студенческих площадок форсайт-клуба «Будущее сегодня»).
Эффективная организация системы профилактики негативных проявлений сегодня - это комплекс мер, который охватывает всех участников образовательного процесса и помогает ребятам легче адаптироваться к современной жизни, учиться умению брать ответственность за себя и свои поступки, стремиться к личным победам в своей деятельности и, наконец, использовать свои самые лучшие качества для успешной самореализации!

Артем ЗАВАЛЬСКИЙ, методист Городского методического центра Департамента образования Москвы