Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? ...Это вот что: если я, вместо того чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!», я смеюсь. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займется чисткой сараев - прямым своим делом, - разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удается, доктор, и тем более людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор еще не совсем уверенно застегивают свои собственные штаны!»
Сюжет каждому очень хорошо знаком. Патриотизм нельзя воспитать призывами, лозунгами - это реальные дела. Это не тогда, когда учителя в школе на первом уроке первого сентября говорят, что патриотизм - это любовь к Родине, и вы должны быть патриотами своей страны. А тогда, когда в школе создаются условия для понимания самими ребятами значимости того места, где они родились, выросли, живут и будут жить, того места, которое питает их энергией, наделяет ресурсами и дает возможности для развития. Что вкладываем в это слово - патриотизм? Главный принцип, по которому должна работать школа, - это принцип партиципации (то есть приобщения к участию в чем-либо), например в разных по форме практиках. Именно тогда, когда ты являешься участником, формируется чувство ответственности, чувство коллективности, сплоченности (оно особенно важно в современных условиях)...
Важны ли внешние атрибуты ребенка - одежда, прическа, пирсинг - в формировании личности, несущей ответственность за свой двор, дом, школу? Нет, определенно (конечно, не забываем и о правилах приличия, и о манерах поведения, но согласитесь, что невозможно навязать «правильный» стиль человеку, если он этого не хочет). В наших занятиях по субботам (просветительский проект ДОгМ «Субботы активиста») участие принимают совершенно разные ребята; здесь речь идет конкретно об имидже этих детей: у каждого он свой, но важно то, что именно эти ребята меняют сейчас образовательное пространство школы, реализуют различные социально значимые проекты (благотворительные ярмарки, проекты, направленные на преобразование района, экологической ситуации, внутреннего пространства образовательной организации и так далее).
Очень значимы для будущего нашей страны проблемы несформированной речи, умения общаться, поддерживать друг друга у подрастающего поколения. Это выражается в неумении задавать вопросы, боязни общения с администрацией и педагогическим коллективом, со взрослыми и работниками различных сфер общественной жизни. Здесь особую роль играют два социальных института - школа и семья. Но время не стоит на месте, каждый день появляются все более новые и новые устройства связи и взаимодействия. Так, может, не только молодому поколению нужно уметь с ними работать?.. В школе очень важно общаться на одном языке с ребятами, от этого повышаются доверие и интерес к учебному предмету и внеурочной деятельности.
Сейчас нельзя говорить о том, что молодежь не ценит старшее поколение, напротив, такие масштабные акции, как «Бессмертный полк», проекты по обучению взрослых людей работе с персональным компьютером, различные школьные, районные проекты и многие другие подтверждают это. Другой вопрос, что не всегда мы можем передать словами и эмоциями эту любовь...

Роман ВАЛИЕВ, выпускник 2016 года гимназии №1595