Когда в классе, где учился Сергей Яковлевич, стал преподавать Солженицын, сразу начались неформальные уроки, полные экспериментов и нестандартных вопросов. Чтобы увлечь учеников физикой, Александр Исаевич сочинил «Рассказ незадачливого фантаста», в котором ребята должны были найти ошибки по изучаемой теме. Принцип педагога был такой: чем больше неточностей обнаружишь у «фантаста», тем выше получишь оценку. В другой раз Александр Исаевич предложил конкурс на лучший способ определения географической широты. А рассказывая о скорости звука, он вспоминал, что на фронте говорили: «Не бойся пули, которая свистит, раз ты ее слышишь - значит она не в тебя».
Сергей Яковлевич отметил, что Солженицына-педагога отличали внимательность и тактичность, внутренняя собранность и пунктуальность, артистичность и благородство речи. Он был эталоном для своих учеников.
Также Гродзенский рассказал и о литературных произведениях Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «Красное Колесо», «Для пользы дела» «Один день Ивана Денисовича».
С замиранием сердца дети слушали воспоминания Сергея Яковлевича о своем учителе, где каждое слово дышало признательностью, теплотой, искренностью. А рассказ о солженицынских уроках физики, и особенно об экспериментах, вызвал такой интерес, что Сергею Яковлевичу пришлось долго и подробно объяснять ребятам математические и физические термины, чертить на доске схемы.
Учитель физики трепетно относился к русской речи. С болью в душе реагировал на речевые искажения. На уроке был истинным актером. Его речь, голос, артистичность, благородство были эталоном для учеников, что передалось и Сергею Яковлевичу, который стал образцом и для своих сегодняшних слушателей. Ученики Солженицына с любовью, одухотворенностью называли его «наш Исаич».
Эта встреча неповторима. Профессор ознакомил детей с творчеством писателя, как бы ненароком, но с какой глубиной! Ученик нобелевского лауреата прочитал два стихотворения Александра Исаевича, читаемых Солженицыным-учителем своим ученикам. Тактичность, внутренняя собранность, по словам Сергея Яковлевича, никогда не покидали Солженицына.
Ребята задавали гостю много вопросов. Например, Павел из 10-го класса спросил:
- Был ли Александр Исаевич патриотом?
- Да, - ответил Сергей Яковлевич, - ему, выгнанному из страны, разрешили вернуться. Он возвращался на Родину не через Москву, а через всю Россию: Магадан, Колыму... С замирающим сердцем проходит он по той земле, где столько выстрадано, пережито, видит те бараки, встречается с простыми людьми... Для него все это важно, мне кажется, так поступает истинный сын своей земли. Наталия Дмитриевна уезжала за мужем со словами: «Вернемся. Когда? Не знаю. Но обязательно...»
- Как мальчик из крестьянской семьи, - тянет руку Таня П., - стал нобелевским лауреатом?
- Почему, - спрашивает Миша Ш., - Солженицын отказывается от приглашения президента Рейгана и отказывается принять орден Святого Андрея Первозванного от Ельцина?
- Все произведения Александра Исаевича, - отмечает Дима Р., - о любви, заботе о Родине, простом человеке, о нас. Мы читали Бориса Екимова, Джона Бойна, Захара Прилепина, Альберта Лиханова... Слезы не просыхали. Только два слова - «жить не по лжи» - может сказать настоящий человек. И так жить. Я участвовал в конкурсе сочинений и писал о Солженицыне-учителе.
Сергей Яковлевич поблагодарил детей за их мысли, заинтересованность, обдуманное чтение.
Сегодня так редко слышится литературный наш «великий могучий» русский язык. Долго- долго ребята спорили об услышанном и сказанном Сергеем Яковлевичем о своем Исаиче.

Вера БОРМОТ, заместитель директора школы №1948,
Светлана УШАКОВА, учитель литературы