Анна Каренина и компания
Литература оживала здесь в музыкальных, театральных и кинематографических декорациях. Так, на торжественном открытии праздника выдающийся скрипач Вадим Репин и Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» представили премьеру программы, посвященной роману Льва Толстого «Анна Каренина». Под музыку современного греческого композитора Афродиты Райкопулу на большом экране промелькнули кадры из лучших мировых экранизаций романа, начиная с немого голливудского фильма «Love», где роль Анны исполнила Грета Гарбо. А затем над Красной площадью полилась музыка Петра Ильича Чайковского: ария Ленского из оперы «Евгений Онегин» в переложении для скрипки.
В течение четырех дней на главную сцену фестиваля поднимались артисты лучших столичных театров. Мастерская Дмитрия Брусникина продемонстрировала вольное изложение пушкинского «Евгения Онегина». Звездная труппа МХТ им. А.П.Чехова читала любовную лирику. Дом-музей Марины Цветаевой пригласил на спектакль Алисы Гребенщиковой «Девять писем», в основу которого легла переписка поэта с издателем Абрамом Вишняком. Центр им. Вс.Мейерхольда сложил оду женщине: спектакль по пьесе Елены Исаевой «Жена гения» - это рассказ о судьбе супругов Толстых, Чеховых, Пушкиных, Достоевских, Булгаковых.
О том, что на дворе Год кино напомнил спектакль «Вера Полозкова. Короткий метр». Герои кинематографически смонтированного действия, отсылающего к лентам Тарантино, Линча, братьев Коэнов, говорили о взрослении и любви, о юности и смерти.
На главной сцене прошли и финальные испытания сразу нескольких литературных конкурсов. Мария Ватутина была названа победителем 1-го Всероссийского турнира «Красная площадь. Время поэтов». Своих героев чествовал и Всероссийский конкурс юных чтецов «Живая классика».

Пришвин в помощь
Трудно себе даже представить, что ощущали эти одиннадцать подростков, выходя на сцену. Да, конечно, все они опытные «бойцы», прошедшие огонь, воду и медные трубы отборочных этапов - школьных, муниципальных, региональных. Да, они оставили за спиной несколько миллионов конкурентов - именно столько школьников каждый год участвуют во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика». Они победили на Всероссийском финале в «Артеке». Но все это ничто по сравнению с тем напряжением, замешанным на волнении и восторге, которое они испытали здесь, на Красной площади, где их слушали сотни зрителей, а жюри - режиссеры Борис Грачевский и Егор Кончаловский, артисты Сергей Гармаш, Михаил Полицеймако и Иван Охлобыстин, телеведущая Светлана Сорокина и литературный критик Константин Мильчин - расположилось прямо на сцене, буквально на расстоянии вытянутой руки.
Первым по жребию выпало выступать москвичу Алексею Лямину. Рассказ «Точильщики» Арсения Тарковского зазвучал прямо под бой курантов Спасской башни. Блистательно отыгравший весной столичный этап, безоговорочно покоривший «Артек», на сей раз Алексей не смог собраться. Волнение захлестнуло его, и удивительная история мальчика, завороженно наблюдающего на городском базаре за работой точильщиков ножей, потерялась и поблекла. Но это не поражение, а лишь репетиция будущего успеха, ведь по новым правилам «Живой классики» участие в конкурсе отныне могут принимать не только шестиклассники, но школьники с пятого по одиннадцатый класс. И наш Леша еще непременно возьмет свое!
Увы, Всероссийский суперфинал на Красной площади не дал ответа на главный вопрос, который волнует всех без исключения организаторов конкурса в регионах: какие произведения выигрышнее - проверенная десятилетиями классика или менее известные отрывки? По регламенту ребенок должен самостоятельно выбрать текст, не входящий в школьную программу. Важно, чтобы он, как хорошо сшитый костюм, подходил к его внутреннему мироощущению, природной органике. Конечно, малоизвестные сюжеты и жюри, и зрители принимают лучше, но репертуар победителей этого года показывает, что все-таки дело не в именитости или, напротив, малой известности автора. Так, Александр Ким из Сахалинской области читал Чехова, Арина Коноплева из Мордовии - Тэффи, а Софья Селезнева из Саратовской области - рассказ «Козочка», знакомый лишь страстным поклонникам Михаила Пришвина. Выходит, во главе угла все-таки мастерство самого чтеца. Но в чем оно проявляется? В зашкаливающей актерской игре, как у Александра Кима и Арины Коноплевой? Или в спокойном, вдумчивом исполнении, как у Софьи Селезневой? Идеальный баланс продемонстрировал в «Артеке» москвич Алексей Лямин, а на Красной площади - петербуржец Данила Сударушкин, выбравший для участия в конкурсе чеховскую «Драму». Его живое и сочное исполнение без надрывного переигрывания, которым грешили многие соперники, покорило и публику, и жюри. Даниле аплодировала даже группа японских туристов, с нескрываемым интересом наблюдавшая за выступлениями русских детей. До победы Даниле не хватило всего лишь шага. Досадная нелепость, которую непременно нужно исправить в следующем сезоне «Живой классики». А вот что на Красной площади стало окончательно ясно: костюмированные представления, будь то переоблачение в военную форму или русскую косоворотку, очков выступающим не прибавляют, но, напротив, вызывают недоумение, если не раздражение.
Впервые в истории «Живой классики» жюри голосовало не за закрытыми дверями, а открыто, глядя детям в глаза. Серьезная проверка на прочность и для судей, и для участников. Впрочем, ее с достоинством выдержали как взрослые, так и дети. Может, потому что читали много мудрых книг, научивших держать себя в руках и не сдаваться неудачам? И потом, что есть победа, а что поражение? Может, это не более чем дождь, пролившийся над Красной площадью прямо во время выступления юных чтецов, но не заставивший их голоса дрогнуть?

Анна НИКОЛАЕВА, пресс-служба Всероссийского конкурса юных чтецов «Живая классика» (фото)

К сведению

Во время фестиваля «Красная площадь» определились и победители Международного конкурса юных чтецов «Живая классика». Председатель Государственной Думы Сергей Нарышкин и советник Президента РФ по культуре Владимир Толстой вручили призы Александру Эненбергу из Украины, Арине Дунаевой из Германии и Алексею Семенову из Молдовы.