Давно не было слышно о подобных организациях. Правда, последние заседания Общества любителей русской словесности проходили не далее как в 1992 году, но в первую очередь вспоминаются все-таки первые собрания 1811-го. И вот сейчас традицию возобновили. Об открытии Общества русской словесности начали говорить весной этого года, если не раньше. Первое официальное собрание состоится в конце этой недели. А сегодня прошло предварительное заседание.
- Мы наконец имеем Общество русской словесности - после Российского географического общества и Российского исторического общества, - высказался Владимир Аннушкин 9 марта 2016 года на утверждении общества.
Постоянный автор «Русской народной линии», профессор кафедры русской словесности и межкультурной коммуникации Государственного института русского языка имени Пушкина, доктор филологических наук, председатель Российской ассоциации исследователей, преподавателей и учителей риторики, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Владимир Аннушкин вошел в состав собрания - табличка с его именем значится на кафедре в павильоне №57 на ВДНХ, где сегодня проходит заседание.
В большом и светлом конференц-зале на экране проектора огромная панорама представителей дома Романовых, которая украшала Манеж в связи с большой интерактивной выставкой пару лет назад. Очень показательно.
Заседание проводит епископ Егорьевский Тихон, ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре, редактор СДС. Он оглашает порядок проведения мероприятия, и присутствующие в зале готовятся слушать доклады представителей крупнейших лингвистических вузов Москвы. Лично мое мнение сначала было довольно предвзятым. Современному молодому человеку подавай интерактив, чтобы вызвать интерес к проблеме. Так уж привыкли, по-западному. На создание самого Общества русской словесности для молодежи, как прописано в анонсе, при этом не видя представителей молодежи за кафедрой, смотрела с улыбкой укоризны и сомнения. Однако после первого доклада молодого оратора о том, для чего вообще это общество создается, пришлось серьезно задуматься.
Константин Белый, выпускник исторического факультета МГУ, студент 2-го курса духовной семинарии, рассказывает, что в рамках общества планируется множество мероприятий для школьников и студентов, в том числе и публикации школьных работ, проведение интервью с преподавателями на профессиональном уровне. Также возможно открытие своего канала на YouTubе, где будут размещаться интеллектуально наполненные передачи, интересные интервью с учеными и писателями и многое другое. Будут проводиться информационные кампании, просветительские мероприятия, станет возможно участие в государственных праздниках, связанных с русским языком и литературой.
Слово берет Сергей Зинин, профессор, доктор педагогических наук, председатель Федеральной предметной комиссии по литературе в системе ЕГЭ. К слову, на ЕГЭ в последнее время очень часто жалуются. Это стало уже некой привычкой. Поэтому интересно послушать человека, который знает современную систему проверки знаний изнутри и может возразить всем на нее нападающим. И это он и сделает, а пока только приводит красочные примеры по поводу системы преподавания. Сергей Александрович рассказывает, что во время перестройки ученики частенько писали письма в специализированные журналы примерно с таким содержанием: не хотим Горького, хотим Булгакова. Или учитель литературы, много лет искренне любивший и честно преподававший творчество и жизнь Владимира Маяковского, после трагических событий распада СССР разочаровывается в кумире и совсем отказывается о нем рассказывать детям. Личные впечатления, крайняя субъективность сильно повлияли на школьную программу. И вот чтобы такого не было, нужно изменить систему и сделать ее более устойчивой к событиям жизни.
Следующий доклад имеет название «Классическая литература как лекарство от бессловесия». На мой взгляд, самое точное и актуальное выступление. Проблема современного общества, особенно в молодежной среде, то, что люди разучились говорить. Короткие рубленые фразы, простые предложения, неспособность связать слова и выразить свою мысль полно и доступно. А ведь отсутствие культуры речи - отсутствие культуры мысли. Таким образом, любой подготовленный человек - пропагандист, диктатор, фанатик - силой своего слова может легко убедить мало мыслящую и бессловесную толпу. Получается, что проблема бессловесия одна из самых важных угроз современной молодежи в первую очередь. «На лицо кризис гуманитарного - кризис человеческого!» - восклицает докладчик.
По моему скромному мнению, кризис этого самого человеческого наступает потому, что учиться гуманитарным наукам нынешние старшеклассники не хотят. Простой вопрос: а как я после окончания филологического факультета смогу работать, как мне на этом зарабатывать? Очень прагматичный подход. В СССР этот вопрос решали распределением на рабочие места целенаправленно. И к такому подходу привыкли. Поэтому сейчас выбирают специальности, по которым точно возможно высокооплачиваемое место. А приложить свои способности и найти себе применение самостоятельно (что не так сложно с гуманитарным образованием, ведь оно базовое и разностороннее одновременно для понимания мира в целом) студенты не могут и не хотят.
Необходимо возрождение диалогической системы преподавания гуманитарных предметов, продолжает докладчик. ЕГЭ по литературе и истории убог. При введении устного экзамена подразумевается устная подготовка, то есть диалог.
Следующий выступающий - представитель Литературного института имени Горького (Александр Ужанков, кстати, тоже находится в рядах основателей Общества русской словесности). Доклад о роли чтения в среде молодежи. Читает ли сегодня молодежь? По мнению Александра Николаевича - да, безусловно. Приводятся примеры и фотографии. Как мне кажется, нужно понимать, о какой молодежи идет речь. Рожденные с 1992 по 1996 год, то есть на данный момент им от 20 до 23 лет - это одна сторона. Эти люди читают, в это можно поверить. А вот дети так называемых нулевых и младше - совсем другая сторона. И вот они как раз и не любят читать, как показывает практика в школах.
Замечательные представительницы Государственного университета русского языка имени Пушкина, Елена Вершинина и Мария Королева, рассказывают о том, каким сегодня должен быть преподаватель литературы. В 2015 году проводился опрос, в ходе которого было задействовано 129 человек. Школьники отвечали на два вопроса: «Какие книги вне школьной программы вы читали в последнее время?» и «Какие книги о детстве вы читали в последнее время?». Приведу примеры самых распространенных ответов. 11-12 лет - на первом месте «Денискины рассказы», 13-14 - «Бежин луг», 15-16 - «Виноваты звезды» и другая современная популярная литература, 17-18 - «Дети капитана Гранта», «Лолита», «Маруся». Судя по статистике, получается, что интерес к классике не теряется. Хотя доля лукавства в этом всем есть, и любой учитель это может подтвердить.
Особо остро сегодня стоит вопрос об актуализации классики для современного времени. Но если подумать, хороший учитель должен показать, как описываемые события были актуальны тогда, а сообразительный ученик сам сумеет связать классику с настоящим благодаря вызванным интересу и сопереживанию. Преподаватель должен учитывать темп чтения аудитории. Тогда отпадет необходимость пользоваться краткими содержаниями, так распространенными сегодня в Интернете. Креативность, отзывчивость и внимание - главные факторы, которые позволят преподавателю комфортно вести уроки и просвещать юное поколение.
Наконец вниманием аудитории завладевает Сергей Зинин. В своем выступлении Сергей Александрович упоминает кризис 1989 года, когда типовая программа была упразднена, а новой еще не придумали. Педагоги упражнялись в составлении программ по своему вкусу. И только после появления программы Курдюмовой учителя вздохнули. То, что отменили сочинение, в те годы сыграло на руку слабым вузам, которым позарез нужны были слабые дети. Сейчас, что можно назвать положительным, сочинение возвращают в экзамены. Особой критике подвергается предметная программа по литературе старшей школы. Объем произведений растет, так как время не стоит на месте, а часов не хватает. Еще в 90-е была попытка увеличить количество часов на литературу. Но об этой реформе многие даже не слышали, она провалилась.
Еще один недостаток огласил Зинин. Используется технология критического мышления, а вот эмоциональная сторона остается не у дел. Изучение происходит по принципу накопления тем. То есть определенные произведения на тему «дружба», «любовь», «личность в истории» и т. д. А ведь такой подход совершенно не научный! Непонятно, зачем он применяется! (А по-моему, очень понятно - так детей натаскивают на сдачу ЕГЭ по русскому языку, где нужны аргументы в сочинении.)
Многие молодые педагоги жаждут изменить программу, сделать ее современной, дать современных авторов. «Но мы учим навыкам, - уточняет Зинин, - а если навыки хорошо отрабатываются на произведениях Пушкина, то пусть будет Пушкин!»