В ТемоЦентре состоялся круглый стол на тему «Мобильное образование: за и против». Встреча проходила в рамках международной конференции «Современные информационные технологии в образовании», которая запланирована на 28 июня в Троицке.
Перед началом участники и пресса разместились на съемочной площадке ТемоЦентра. Дружественные рукопожатия членов круглого стола, проверка связи, хриплый голос в рации одного из операторов справа от меня. На экраны выводят онлайн-участников («Как жизнь?» - вопрос по ту сторону экрана из Троицка. «Да ничего, лучше всех. Рад видеть в добром здравии», - отвечают здесь, в Москве). В пятиминутную готовность перед эфиром атмосфера на площадке теплая и непринужденная.
Все меняется, как только камеры начинают снимать. Александр Гулин, учитель истории и обществознания школы №1282 «Сабурово», поприветствовал собравшихся за круглым столом и задал первый вопрос: «Какую пользу приносит техника в школе?» Чтобы передать подробности обсуждения мобильного образования, будут приводиться вопросы и ответы гостей на них.
Итак, первый вопрос задан, и первым произнес свое высказывание Андрей Сиденко, учитель информатики, физики и астрономии школы №283, учитель года России-2013. Андрей Григорьевич отметил, что использование техники для улучшения школьного процесса стало очевидно, особенно в последние годы. Мобильное обучение означает, что школьник может в любом месте и в любое время продолжить узнавать для себя что-то новое и развиваться. Гаджеты имеют огромное количество функций и возможностей в целом. Так что использовать их нужно по полной. Мобильное обучение как формат было известно давно, но сейчас оно все ярче выражается и переходит на новый уровень.
Владимир Дудочкин, глава городского округа Троицк, принимавший участие в беседе дистанционно, добавил, что планшет для него теперь, как третья рука, помогает во всех делах.
Интересную аллегорию использовал для выражения своего мнения Александр Хорошилов, глава Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании:
- Технологии как воздух. Если воздух чистый, он приносит пользу здоровью, если воздух загрязнен, то пользы от него нет.
Технологии в школе позволяют перейти от модели обучения, где учитель у доски Бог, решает судьбы ребят, к модели, когда учитель и ученик являются партнерами в получении знаний.
Таким образом, была затронута тема инклюзии, то есть когда и учитель, и ученик равноправно учувствуют в процессе образования. Александр Ездов, директор Центра образования «Технология обучения», отозвался на этот вопрос тем аргументом, что теперь для людей маломобильных есть возможность получить качественное образование, не выходя из дома. Кроме того, учитель сможет достучаться до каждого ученика при помощи различных стратегий. А помогут ему в этом технические новинки.
Своим мнением поделился Артем Соловейчик, вице-президент по стратегическим коммуникациям и развитию объединенной издательской группы «Дрофа» - «Вентана - Граф». Он рассказал о заказе государства на электронные учебники. Заказ издательство выполнило, но школы эти учебники брать отказались. В этом и заключается сложность: «Мы не можем объяснить учителю, что нового ему может дать такой формат». Power Point - единственный ресурс, который сразу и надолго прижился в школьной среде. Сейчас существует название новой, прогрессивной школы - «Школа цифрового века», школа со всеми ее неизменными стандартами и правилами вынесена за пределы слова «цифровой». Изменения должны произойти так же постепенно, как внедрились социальные сети в жизнь детей. Сами знания менять не нужно, а вот придумать им мобильную обертку необходимо.
- Когда пришли мобильные технологии, - рассказала Мария Смирнова, заместитель директора по информации школы №777, - дети получили возможность сбежать из классов.
Классно-урочная система хорошо себя показала на протяжении многих лет. В классе у ребенка линейка в руках на уроке геометрии, транспортир и другие инструменты. Но стоит ему выйти на улицу, где этих инструментов под рукой нет, ученик достает телефон и с помощью различных приложений может совершить свое маленькое открытие в любом месте и в любое время.
Игорь Марчак согласился с мнением, что главное - это правильное использование гаджетов. Они в первую очередь инструменты для получения знаний.
Следующий вопрос вызвал новую волну эмоций. Кто должен создавать образовательный контент - сам учитель или различные образовательные организации и издательства? Ответы прозвучали разные. Многие из спикеров согласились, что создание контента посредствам организаций, но без участия учителя малоэффективно. Если между учеником и учителем возникает контакт, то ребенок как бы сам рождает знания, высказался Артем Словейчик. Именно этот принцип нужно использовать в составлении программы.
Александр Хорошилов убежден, что роль учителя нельзя сбрасывать со счетов. Многие из них очень талантливы, обладают огромным потенциалом и направляют его на обучение наших детей. Нужно создать цифровой генофонд, чтобы талантливые учителя могли контактировать между собой и своими учениками, делиться незаменимым опытом и уникальными знаниями, внутренне развиваться.
Слова Александра Владиевича показались довольно громкими Андрею Сиденко. Он прокомментировал свое мнение, что сейчас уже такая возможность у учителей есть. Они могут обмениваться всем, чем захотят, через блоги, сайты, страницы в Интернете и другие формы интернет-жизни. Это проще, чем кажется, нужно только попробовать, научиться, как учатся дети в школах. Но, к сожалению, из-за большой нагрузки у педагогов не всегда находится время на дополнительную деятельность.
Учитель обязательно должен привлекаться для моделирования контента. Ведь для того чтобы добавить еще один вопрос в учебник, не нужно переиздавать весь тираж. Достаточно зайти в настройки и добавить необходимую запись. Каждый учитель - это личность, а его урок уникален. Найти одну универсальную форму преподавания - значит лишить урок уникальности.
Мария Смирнова убеждена, что не нужно путать контент и учебник, поскольку учебник - это адаптация под ученика. Неадаптированную информацию из жизни ребята могут не понять. Учитель в данной ситуации должен выступить в качестве навигатора. Производителями и оценщиками программы должны быть сами дети. Мария Алексеевна рассказала о поездки учеников ее школы в Пушкиногорье. Там ребята создавали викторины, игры и вопросники по сказкам Пушкина. По приезде этот так называемый контент много раз использовался в школе с другими ребятами.
Также в рамках круглого стола были озвучены и другие вопросы по главной теме. После основного обсуждения прессе была предоставлена возможность задать свои вопросы. Я задала следующий: «То, о чем сегодня говорилось, особенно актуально для Москвы и других крупных городов России, а как быть с оборудованием и мобильным обучением в отдаленных регионах с более низким материальным обеспечением?» Артем Симонович ответил, что планируется сделать гаджеты более доступными для всех. Мобильное образование повысит уровень знаний учеников в любых регионах, даже там, где есть нехватка учителей, потому оно и мобильное.
После мероприятия Андрей Григорьевич объяснил мне более подробно о технических возможностях современного обеспечения знаниями. Уже сейчас доступны онлайн-курсы во многих вузах мира. Любой желающий, не выходя из своей квартиры, может приобретать ценнейшие знания. Это более эффективно, чем формальное просиживание на парах в университете. Человек берет только то, что ему интересно и нужно в жизни. И задача ученых и разработчиков - предоставить для этого все инструменты.
Это новое видение. Оно только начинает активно распространяться. Знания, доступные каждому, скоро перестанут казаться фантастикой.