ONLINE EDUCA BERLIN - это самая большая в мире международная конференция (и сопровождающая ее выставка) по технологиям электронного обучения. В этом году на юбилейной, X конференции собрались 1619 ведущих международных специалистов, экспертов и практиков, принимающих решения в сфере образования, бизнеса и правительственных программ. На выставке работали 118 экспонентов из 26 стран мира, а 358 выступающих из 38 стран принимали участие в пленарной сессии, презентациях и публичных обсуждениях. Участники и посетители конференции побывали на семинарах, мастер-классах, выставках, получили индивидуальные консультации, заключили деловое партнерство, провели переговоры о сотрудничестве. Ведь на данный момент дистанционное обучение - это прежде всего возможность получения высшего или дополнительного образования через интернет. В Европе подобная форма обучения часто используется на предприятиях, в профессиональных училищах, на курсах повышения квалификации. Поэтому помимо технических вопросов на конференции обсуждались теоретические основы дистанционного обучения, шел разговор о разработке комплекса методических вопросов. Кроме этого, на мероприятии были затронуты немаловажные вопросы о поддержании высококачественного учебного проекта и инновационного изучения, включая деловую игру, моделирование, виртуальные миры и другие нетрадиционные подходы. Участники попытались определить эффективность педагогики электронного обучения, проектирование и поставку цифрового программного обеспечения учебного курса.

На выставке, прошедшей параллельно с ONLINE EDUCA BERLIN, учителя школ и преподаватели вузов, школьники, студенты смогли познакомиться с имеющимися возможностями электронного обучения, посмотреть виртуальные библиотеки, базы данных, специализированные каталоги. Вообще на конференции вопросам образования уделялось большое внимание. Большая часть тем, предложенных для обсуждения, касалась проблем школ и вузов. ONLINE EDUCA BERLIN могла бы стать полезной для российского образования. Тем более что после вступления в Болонский процесс и с переходом к общеевропейским принципам высшего образования наши школьные учебные программы и стандарты специальностей в вузах требуют пересмотра. Однако из 118 стендов на выставке было всего два российских: Республиканского мультимедиа центра и Ульяновского государственного технического университета. Непонятно, почему вузы не включаются в подобные широкомасштабные мероприятия, которые позволяют достойно показать себя на международной арене. Ведь у нашего высшего образования есть что показать и рассказать о себе.

Германию представляли 25 стендов. Большая часть из них касалась профессионального образовании и повышения квалификации педагогов. На все просьбы показать стенды, посвященные использованию ИКТ в немецких школах, организаторы выставки растерянно пожимали плечами. Оказалось, в образовательных учреждениях новые технологии - достаточно редкое явление, потому как в немецких школах 1 компьютер приходится на 13 человек. В основном активными пользователями новых информационных технологий являются студенты: в Германии около 10 процентов получают дистанционное образование. И все-таки удалось отыскать парочку проектов, финансируемых государством, которые смогут заинтересовать российских учителей, преподавателей профессиональных колледжей, училищ и вузов.

На стенде BIBB (Государственный институт дополнительного образования и обучения), к которому сейчас подключены 16 немецких высших учебных заведений, представлены электронные курсы по химии, физике и биологии. Так как изучение этих предметов опирается на эксперименты, следовательно, присутствие учащегося в лаборатории строго необходимо. С новыми технологиями школьники и студенты все опыты по всем предметам могут проводить виртуально, не выходя из дома. Это экономит время и способствует эффективности обучения. Подробнее о проекте можно узнать на сайте www.bibb.de.

Международный банк данных iMOVE основан по инициативе министерства образования и науки ФРГ с целью предоставления информации о предложениях по профессиональному обучению и повышению квалификации в Германии. Все предложения по профессиональному образованию разрабатываются и проводятся германскими фирмами. Банк данных iMOVE предоставляет возможность заинтересованным лицам, проживающим за пределами Германии, получить информацию о предложениях в области профессиональной подготовки и переподготовки «made in Germany». Кроме того, iMOVE способствует созданию актуального, ориентированного на спрос рынка профобразования. Вместе с тем банк данных iMOVE демонстрирует многолетний опыт германской системы профессионального образования. Банк данных iMOVE является многоязычной информационной системой. Информация предлагается на семи языках: английском, немецком, французском, испанском, китайском, русском и арабском. Стенд iMOVE был интересен тем, что многие просто узнали о Международном банке данных iMOVE. Более подробную информацию можно получить на сайте www.imove-germany.org. Кстати, это был единственный стенд на всей выставке, не считая двух российских, где посетителям предлагалась информация на русском языке.

Немецкая фирма «Digital publishing» (www.digitalpublishing.de), занимающаяся созданием программ для дистанционного изучения иностранных языков - английского, французского, итальянского, испанского, а также немецкого как иностранного, предлагала курсы по интернету. Как правило, обучение рассчитано на подростков от 16 лет, однако 10 процентов своей продукции фирма производит именно для школ. Не исключено, что «Digital publishing» окажется полезной для преподавателей иностранного языка из России.

Невозможно было пройти мимо стендов таких компаний, как IBM, Microsoft, BBC, ORACLE, PeopleSoft. Один тот факт, что эти «киты» электронного бизнеса не просто участвуют в выставке, но являются ее спонсорами, наглядно говорит о высоком уровне данного мероприятия.

Задержавшись на несколько минут около стенда Microsoft, мы узнали, что компания специально для школ и высших учебных заведений разработала программу IT Academz Program, которая уже работает и в России. Главная цель продукта - оказывать поддержку педагогам в работе. Поэтому очень разительным контрастом оказалась реакция на стенде Российского мультимедиа центра, где на просьбу рассказать о компании «облили холодной водой», задав встречный вопрос: «А почему руководство вашей газеты не обратилось заранее к нашему руководству в Москве?». И хотя потом все-таки выдали рекламный проспект, а моя немецкая подруга купила диск по Третьяковской галерее, чему была искреннее рада, мне стало до боли ясно, чем отличается реклама в Microsoft от нашей.

Кстати, о рекламе. Почему-то многие российские организации, приезжающие рекламировать свою продукцию в Германию, убеждены, что информация должна быть исключительно на английском языке, а о русском можно забыть. Можно, конечно, шутя предположить, что все немцы, как родной, знают английский, но зачем лишать себя очень большого количество клиентов в лице проживающего в Германии русскоязычного населения? С этой проблемой многие столкнулись на стенде Ульяновского государственного технического университета (www.ulstu.ru). Видно, что студенты проделали колоссальную работу по переводу всего материала на английский язык, и, к сожалению, зря.

На стенде MVC (Mobile Video Communication AG) для школ и других учебных заведений предлагали видеоконференции, благодаря которым школьники, не выходя из класса, могут узнать о том, как, например, производятся автомобили или ракеты.

В целом то, что предлагают немецкие фирмы для использования в школах, мало отличается от того, что уже знают и умеют у нас. По крайней мере подобный опыт использования ИКТ давно уже применяется в МГТУ им. Баумана. Поэтому если к таким крупным конференциям Россия будет проявлять больше интереса, то это поможет нам «не изобретать велосипед», а заниматься более эффективными разработками. К тому же, как сообщили в пресс-центре конференции, есть вероятность, что в 2005 году XI Международная конференция ONLINE EDUCA пройдет в Москве.

Галина АНИСИМОВА, Цилли КЕЛЛЕР

P.S. Подробнее о X Международной конференции ONLINE EDUCA BERLIN см. http://www.online-educa.com.