Мнения разделились. Одни считают, что в соцсетях действует какая-то деструктивная секта. Другие - что данные сообщества - дело рук группы ненормальных людей, которые действуют из садистских побуждений. А третьи уверены, что погибшие дети стали жертвой общей нездоровой атмосферы в обществе и отсутствия любви в семье, а группы ВКонтакте стали лишь катализаторами их депрессивного состояния.
Между тем, на мой взгляд, все эти точки зрения далеки от истины. Я считаю, что подобные сообщества в соцсетях создают вовсе не деструктивные секты и не праздноразвлекающиеся садисты. Ни у сект, ни у отдельных психически нездоровых граждан нет таких средств, чтобы содержать около полутора тысяч однотипных групп ВКонтакте. Наполнение развлекательным содержанием и модерирование хотя бы одного подобного сообщества требуют огромного количества времени, между тем контент некоторых из них явно разрабатывался профессионалами. Да и цель у этих сообществ вовсе не подтолкнуть к самоубийству. Почему? Да потому, что на самоубийствах не заработаешь. А вот на выявлении депрессивных подростков, не ценящих жизнь, склонных к мистике и экспериментам с измененными состояниями сознания, можно заработать очень много.
Несомненно, что эти сообщества создают наркодилеры, которые таким образом выявляют круг потенциальных клиентов - детей богатых родителей, имеющих мобильное интернет-устройство типа айфона и отдельную комнату, в которой можно без помех выходить в чат соцсети в период с 4.20 до 6.00 утра, когда взрослые спят. Все группы, призывающие к самоубийству, устраивали чат именно в этот период. Соответственно детей будили по сотовому телефону, поставленному на вибрацию или на тихий звонок. Таким образом, под предлогом побудки для ночных чатов дети добровольно передавали организаторам номера своих телефонов. Что касается места жительства и школы, эта информация содержалась на личной странице ребенка, равно как и его фотография, по которой его можно узнать.
Мне могут возразить: «Но ведь соцсеть охватывает всю страну, и в том городе, в котором проживает конкретный участник группы, может не быть наркодилера, имеющего отношение к данной «рекламной площадке».
Ответ здесь следующий. Как известно, ВКонтакте можно делать рекламные и прочие рассылки по целевым группам. Например, можно сделать рассылку (или показ рекламной картинки) для всех девочек или мальчиков определенного возраста, проживающих в избранном вами городе. Ребят завлекали сначала в обычные открытые сообщества, где обсуждались нейтральные темы о том, как лучше ногти накрасить или какая рок-группа сейчас в моде. Затем следовало приглашение: «Ты девочка? Тебя предали друзья? Бросил парень? Часто слушаешь грустную музыку? Тогда подписывайся на «Киты плывут вверх» (название ныне закрытой группы, где рекламировался суицид).
Далее шел процесс, который я называю «просеивание целевой аудитории». Ребенок вступал в закрытую группу, попасть в которую можно только по приглашению организатора. В закрытой группе более явно фигурировали темы, связанные с одиночеством, неразделенной любовью и обидами, связанными со школой и семьей.
Того из ребят, кто начинал иронизировать по поводу тематики сообщества, немедленно исключали, а остальным давали «творческие задания». Например, выложить на личной странице фото своей руки с порезами или написать эссе о девочке Рине, покончившей с собой (ее гибель была намеренно разрекламирована в Интернете и служила образцом для подражания). В какой-то момент следовало предложение вступить в следующее закрытое сообщество, где тематика становилась предельно откровенной.
Обратим внимание на ряд приемов, которые использовали организаторы таких групп. Под страхом исключения предписывалось не покидать сообщество более чем на 48 часов, таким образом, ночные бдения с 4.20 до 6.00 повторялись ежедневно. Естественно, ребенок начинал учиться все хуже и тем самым навлекал на себя недовольство учителей и родителей, что еще больше убеждало его в том, что мир враждебен.
Перевод подростка из одной закрытой группы в другую и проведение чатов в ночное время являлся практически полной гарантией того, что родители не смогут проследить, с кем и на какую тему общаются их дети.
Условие выкладывать на своей личной странице материалы на тему суицида ставилось тоже неспроста. Любой следователь, заглянув на страницу погибшего подростка, тут же убеждался в том, что  покойный был попросту психически нездоров и винить в его смерти некого, кроме него самого и родителей, которые вовремя не отправили его лечиться. И со спокойной совестью закрывал дело.
«Так-то оно так, - возразят мне. - Но если целью организаторов таких групп являлось выявление ребят, предрасположенных к употреблению наркотиков, то зачем было допускать их самоубийства? Какой в этом смысл?» Судя по всему, ребята, покончившие с собой, - это, с точки зрения организаторов, «непонятливые клиенты», которые так и не догадались, что от них на самом деле требовалось, хотя намеки были более чем прозрачны, ведь даже время с 4.20, когда начинался чат, - это популярный час курения марихуаны, и сами эти цифры являются своеобразным паролем для тех, кто употребляет наркотики. Скорее всего детей обрабатывали и «в реале» - через несовершеннолетних дилеров, проживающих в том же городе.
А что, если «непонятливые» ушли из жизни не сами? Что, если им «помогли» уйти как нежелательным свидетелям, которые могли догадаться о связи между «безобидной» группой ВКонтакте и предложениями «попробовать»? Это предположение находит свое подтверждение в следующих фактах.
Мать погибшей Эли установила: перед тем как погибнуть, девочка проходила квест, и на последнем этапе она должна была связаться с кем-то по скайпу. В свою очередь эта деталь наводит на воспоминание об известном приеме вовлечения в распространение наркотиков с помощью скайпа. Именно после загадочного сеанса связи Эля получила звонок якобы от подруги  и побежала на какую-то встречу, надев зачем-то школьную жилетку, которую никогда не носила. Далее девочка для чего-то поднялась на крышу высотного здания, откуда прыгнула.  
Мама Эли, проникшая под чужим именем в закрытую группу, где была ее дочь, обнаружила, что дети следовали инструкции: «Чтобы прыгнуть, вы должны снять куртку». Смысл предписания очевиден. Куртка, найденная на крыше, обязана убедить следствие в том, что это не убийство, а именно добровольный уход из жизни.  
Впрочем, обстоятельства гибели Эли наводят на мысль, что девочка и не думала погибать. Скорее всего она просто выполняла условия интересного квеста: шла туда, куда ей указывали, оставляла там, где надо, условленные надписи, надевала необходимую по сценарию одежду.
В настоящее время один из администраторов подобной группы, испугавшись уголовной ответственности, утверждает: группа якобы была создана... для оказания психологической помощи детям, склонным к суициду, а видеосъемки некоторых самоубийств на самом деле являлись фейком, способом рекламы сообщества. Разумеется, разработчики «бизнес-проекта» подумали о возможном разоблачении и подстраховались. Кроме того, доказать связь между модератором сообщества и конкретным наркодилером, работающим «в реале», весьма проблематично. Впрочем, в сентябре 2015 г. Госнаркоконтроль разоблачил два закрытых сайта,  координировавших работу... 10 тысяч торговцев смертью.
Почему я с такой уверенностью предполагаю, что группы с рекламой суицида на самом деле являются средством вовлечения в употребление наркотиков? Дело в том, что ВКонтакте имеется большое число аналогичных групп, рассчитанных на другие возрастные группы, например, изрядное количество сообществ, посвященных теме несчастной любви. Впрочем, дети гораздо более выгодная группа. Во-первых, потому что не несут за свои действия уголовной ответственности, во-вторых, потому что у них больше социальных контактов (как известно, один наркозависимый вовлекает в употребление и распространение наркотиков до двадцати человек в год).
В конечном итоге хотелось бы призвать как родителей, так и правоохранительные органы не отставать от жизни, ведь криминальные технологии не стоят на месте.