Я люблю Россию! Люблю ее такой, какая она есть: со всеми недостатками, плохими дорогами, сырую и холодную, неприкаянную, но родную, а главное - свободную! Независимую и смелую! Гордую и великую! Мою Россию!
А в чем же суть этой любви? Ведь можно постоянно повторять эту фразу, не задумываясь о смысле, не прикладывая усилий. На мой взгляд, надо стараться для своей страны на своем месте, там, где трудишься.
Я учитель. Работаю в школе, работаю с детьми. Требуются большая отдача, большая подготовка, любовь, понимание и вера.
Это каждый день, каждый год - всю жизнь. Так я и работаю большую часть жизни, по-другому не могу, потому что так работали мои деды и прадеды, мои родители, которые познакомились на фронтах Великой Отечественной войны и, вернувшись, продолжали трудиться с полной отдачей до последних минут жизни.
Я работаю и завещаю своим детям любить Россию и делать все для ее величия, совершенства и благополучия. Своим детям - это тем, кто рядом со мной, кого я учила и учу, кто встречает меня и с теплотой во взгляде рассказывает о своей жизни, своем труде.
Оказалось, что недостаточно просто сказать детям: «Любите свою Родину! Любите Россию!» Оказалось, что это каждодневный кропотливый труд - объяснить, что это такое. Для начала предложила написать мини-сочинение, взяв за основу слова Гоголя. Что получилось, можете судить сами, но было много неожиданностей. Конечно, ведь кроме слова учителя есть слово родителей и множество информации, которую дети получают извне.
«Я не понимаю, что значит любить Родину. Я люблю своих друзей, кошку Мурку и кота Ваську. Я согласна, что Россия большая и красивая страна, но есть и другие красивые страны. Даже если бы я родилась в Грузии или Норвегии, то я все равно любила бы только близких и родных».
«Я не очень понимаю, зачем надо рваться служить России, можно обойтись без этого».
«Совсем не обязательно любить Родину, разве мало вокруг того, что хочется любить?»
Сначала задумалась: «Что я делаю не так?» Но, прочитав разные мнения, я не отчаялась, а наметила план действий. Хорошо, что они так раскрылись передо мной, значит, доверяют, значит, есть над чем работать, определиться и попытаться направить поток мыслей и чувств по верному пути. Это не значит сломать, навязать и заставить. Это значит объяснить на своем примере и на примере тех, кто искренне чувствует и делает много для нашей страны, для России.
«Родина - это то место, где родился человек. Родина вызывает приятные чувства. Каждый дорожит своей Родиной, и совсем не важно, какая она: маленькая или большая, скромная или роскошная, но каждый любит ее всей душой».
«Я буду делать все, чтобы будущее поколение ценило, уважало и защищало нашу Россию, и сама приду на помощь и спасу ее, как это сделали люди во время Великой Отечественной войны».
«Любовь к Родине определяется не количеством слов, сказанных в ее адрес, а количеством дел и поступков, совершенных во благо своей страны. Надо продвигать свою страну вперед».
«Я согласен с Николаем Васильевичем Гоголем, что надо рваться служить России, потому что она тебя кормит, учит, содержит, и надо ответить взаимностью. Служить России - большая честь, поэтому, учась в кадетском классе, ты уже становишься на путь службы своей Родине».
«Я живу в великой стране, где у людей есть сила духа, стойкость, упорство и преданность России».
Как трудно воспринимают современные школьники прописные истины прошлого - заветы наших предков: быть патриотом - это всей душой любить жизнь, людей, которые рядом, быть терпимым и понимающим, любить свою землю и помнить о своих корнях, роде, верить в добро, быть честным и преданным. И в то же время дети тянутся к светлому, пытаясь для себя открыть «забытые» понятия прошлого:
«Честь для меня - это доверие, которое можно потерять или приобрести. Честь потерять очень легко, а вот заслужить и хранить - сложно. Честь - это цена, если ты знаешь цену самому себе, то ты ее не потеряешь. Честь - это твое достоинство». Ксения Белова
«Честь - это духовное достоинство, выработанное временем и силой духа. Честью можно считать независимость и гордость». Влад Абдурахманов
«Люди, которые являются образцами чести, никогда не врут, говорят правду, какая бы она ни была, они всегда держат свое слово. Честь - это высокий уровень отношений, которого мы достигаем в течение всей жизни». Полина Гоголева
«Преданность - это чувство, заложенное в каждом сердце, в каждой душе. Преданность - это не служение кому-либо, это взаимное чувство, преданность между кем-либо высказывается моральной и физической поддержкой, братским чувством, чувством свободы, ответственностью перед Родиной, своей семьей. Преданность дает силу видеть в человеке только хорошее, яркое, красивое». Эрик Хекоян
Мне вспомнились все эти выдержки из прежних сочинений, написанные ребятами в шестом и седьмом классах, но с взрослением произошла переоценка ценностей, и взгляды поменялись. Те дети, которые искренне готовы были на многое для других, вдруг погрязли в спорах с одноклассниками и сарказме по любому поводу. Я понимаю, что это временно, связано с возрастными изменениями, но все же...
«Я очень люблю свою страну, если даже просто произношу слово «Россия», то сердце наполняется любовью, чувствуются свобода и счастье, что это моя Родина».
«Мы любим Россию, ведь это наша жизнь, и мы никогда не предадим нашу родную и самую лучшую в мире страну».
После чтения сочинений появилась горечь от того, что столько стараний, терпения, выдержки понадобилось за эти годы совместной учебы (я считаю совместной, потому что тоже многому учусь у ребят, и по-другому быть не может), казалось, что все пошло насмарку. Но заложенная во мне черта никогда не сдаваться помогла преодолеть хандру и снова возродиться. Последние два урока - литературные композиции были посвящены дружбе и памяти: «Я друзей соберу. Москва - Дербент», «Москва. Письма с фронта. Память!».
Тема дружбы, объединившая всех, связана с книгой Расула Гамзатова «Берегите друзей», которая была подарена мне на форуме русского языка в Дагестане. Желание организовать такой урок появилось сразу же после прочтения первых строк:
Люди, я прошу вас,
ради бога,
Не стесняйтесь доброты
своей.
На земле друзей
не так уж много:
Опасайтесь потерять
друзей!
Тема памяти тоже объединяет всех, потому что связана с ушедшими от нас ветеранами Великой Отечественной войны, с Бессмертным полком 9 Мая, в котором участвуют люди по велению сердца, совести, идущие в одном строю. Этот строй лишний раз доказывает, что только вместе мы, объединенные любовью и верой, можем выстоять на благо нашей Родины, нашей России. Этот строй воспитывает молодежь в большей степени, чем любые организованные мероприятия, и он ценен тем, что дети шагают вместе с родителями, со своей семьей. Каждый год вливаются новые участники, новые семьи, жаль только, что ветеранов становится все меньше и меньше. Но зерно, брошенное в землю, должно дать результат, и я верю, что этот Бессмертный полк будет шагать вечно.
Одно дело - уроки, посвященные памяти о войне, закончившейся 70 лет назад, а другое дело - гибель и боль детей в Украине сейчас, в наше время. Урок «У войны не детское лицо» заставил сопереживать и сочувствовать, испытать боль и беспокойство за судьбы людей.
«Дети войны. Я считаю, что так называют их из-за сложной судьбы. Это личности, пережившие страшные вещи. Война не щадит никого, война - это проклятие. Мы обязаны поддержать детей Донбасса, чтобы они не дрогнули!» Влад Абдурахманов, 7-й класс
«Воспитание сострадания и чувства боли за других людей - важная составляющая часть личности человека. У страны, где боль, особенно детскую, воспринимают их сверстники, есть будущее. Спасибо за уроки, которые вселяют надежду, что будущее страны будет светлым и прекрасным». Учитель биологии Светлана Беликова
Что же делать? В первую очередь не опускать руки, не останавливаться, а продолжать путь в нужном направлении. Тема толерантности, дружбы, сострадания, гражданской позиции должна быть приоритетной, независимой, важной на уроках русского языка и литературы. Через картины художников, используя их опыт, произведения писателей и поэтов необходимо показать величие России, ее целостность, независимость и многонациональность. Проявление терпения, сострадания, человечности и доброжелательности должно лечь в основу воспитания детей.
Доброжелательность - это открытость характера и готовность поделиться духовным и материальным, это способность нести добро другим людям, принимать их такими, какие они есть, а не делить на хороших и плохих, друзей и врагов.
Доброжелательность дает радость от общения, возможность проявить лучшие черты своего характера, уверенность в лучшем будущем, энергию для добрых дел и благородных начинаний, свободу от разрушительного человеконенавистничества, открытость новым людям и новым событиям.
Хочется привести слова Дмитрия Сергеевича Лихачева, который очень мудро обращался к молодежи: «Истинный патриотизм в том, чтобы обогащать других, обогащаясь сам духовно. Патриотизм - это благороднейшее из чувств. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа, когда человек и весь народ как бы поднимаются над самими собой, ставят себе сверхличные цели. Русская история в прошлом - это история бесконечных испытаний, несмотря на которые народ сохранял и достоинство, и доброту. Будем любить свой народ, свой город, свою природу, свое дело, свою семью». Хочется добавить, что это и есть любить свою Родину, свою Россию.
Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладает художественная литература. Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания духа дружбы, взаимопонимания, чувства толерантности среди людей разных национальностей, религиозных конфессий, социальных слоев и взглядов на жизнь, для развития мира и народов и осознания места своего народа среди народов планеты.
Изучая любое программное произведение, ищу вместе с учениками материалы о проблемах толерантности, взаимопонимания между людьми, отношения человека к месту, где он родился, к родному дому, близким людям. Конечно, читая биографию писателя, творческого человека, мы отслеживаем в первую очередь и главный для нас вопрос: как относился писатель или поэт к своей Родине? У Александра Пушкина читаем:
Два чувства дивно близки нам -
В них обретает сердце пищу -
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам.
Или замечательные строки о России Владимира Набокова, написанные им в 1927 году:
Бессмертное счастие наше
Россией зовется в веках.
Ему вторит Саша Черный:
Россия, Россия, великая сила
Великая сила, бездонная Русь,
В Россию, в Россию всем сердцем влюблен я
И с нею останусь навеки, клянусь.
Разве можно остаться равнодушным, читая эти вдохновенные строки, проникнутые верностью и преданностью Отчизне?! Глубинный смысл, заложенный в словах Федора Тютчева («В Россию можно только верить»), заставляет каждое новое поколение обращаться к этим словам, так образно и метко характеризуется Россия. Все эти строки, написанные писателями и поэтами в прошлые века, являются примером отношения к Родине для последующих поколений, живущих в России.
Но особую надежду я возлагаю на уроки внеклассного чтения - литературные композиции, которые мы готовим вместе с детьми.
После каждого урока они пишут мини-сочинения, объясняя свое отношение к этому действу, к тому, о чем они думают, читая стихи.
«Для меня очень важно участвовать в литературных композициях, посвященных моей малой родине. Они учат нас понимать, что такое для нас эта маленькая родина, а для каждого человека - это свое, особое место». Маша Серова
«Москва для меня - это не малая, а большая Родина. Я москвичка и очень горжусь этим. Литературные композиции учат нас понимать, как дорога нам Москва, учат быть добрее, уважать тех, кто живет рядом с нами». Ксения Белова
«Я испытываю чувство гордости за свою страну и готова служить ей». Аня Шишкина
Очень важно, чтобы осознали, что такое любить Родину, ребята, которые поступают в кадетские классы. Сейчас во многих школах организуют кадетские классы, кадетское движение. На мой взгляд, это очень здорово, но и очень ответственно. По поначалу этот порыв бывает из-за красивой формы, участия в парадах. Но за годы, проведенные в строю, плечом к плечу, происходит переоценка ценностей.
«Быть кадетом по-настоящему трудно, даже не передать словами, но ведь это почетно - учиться быть патриотом своей страны, уметь защищать и поддержать ее в любую минуту». Кирилл Жидков
Впереди много уроков, посвященных этой теме, много произведений, созданных классиками литературы, которые своим примером, своим отношением воспитали не одно поколение россиян. Ведь у каждого человека, родившегося в России, или у того, для кого она стала своей, есть родное место, которое он будет помнить всегда, где бы ни находился. А для меня остается важным и основным: «Жить - Родине служить!»

Татьяна КОТОВА, учитель русского языка и литературы гимназии №1573