В контексте новой образовательной парадигмы, когда главной становится задача научить учащихся действовать на основе полученных знаний, активно применять их в различных сферах деятельности, в том числе в интеллектуальном труде, развитие проектной деятельности становится особенно важным и необходимым. В свете этих требований в школе №224 создана инновационная площадка «Формирование УУД учащихся средствами проектной деятельности».
Именно поэтому в школьном расписании у всех учеников основной школы, которые обучаются по федеральному государственному образовательному стандарту - а в прошедшем учебном году это были ученики 5-х, 6-х и 7-х классов, - появился такой предмет, как «Индивидуальный учебный проект». В начале учебного года все - все! - учащиеся выбирают предмет, тему, руководителя проекта. Затем каждый напряженно работает в течение нескольких месяцев.
Известно, что проектная деятельность - это интегративный вид деятельности, который учит творчески воспринимать действительность, формирует навыки самообразования, позволяет не только применять школьный программный материал на практике, но и успешно решать жизненные задачи. Ведь жизнь не создает нам проблемы, где требуются знания, например, только физики. Или только математики, химии, литературы. Все жизненные задачи интегративны и метапредметны. А значит, к решению таких задач лучше всего готовит проектная работа. Ученик при работе над проектом изучает и анализирует литературу, сам добывает информацию. Это он формирует навыки познавательной деятельности! В результате этой работы он формирует свое отношение к информации, проявляет собственные убеждения, усваивает нравственные нормы жизни. Это ценностно-ориентационная деятельность! Создание проекта - это всегда создание чего-то качественно нового, ранее не существовавшего. Значит, в проектной деятельности есть элемент творческой и преобразовательной деятельности! Сбор информации, анкетирование, интервью - это коммуникативная деятельность. Таким образом, специфика проектной деятельности позволяет ученикам нашей школы получать качественное и современное образование.
Свои проекты ученики представляют на фестивале проектных и проектно-исследовательских работ, который проходит в апреле. В этом учебном году фестиваль был вторым по счету. В секциях по разным направлениям состоялась защита 147 индивидуальных проектов по разным предметам. Фестиваль стал настоящим праздником для учителей, родителей, учеников. Лучшие проекты были представлены на закрытии: «Сайт класса - современная площадка для общения» - проект ученика 7-го класса Лагутина Даниила; буктрейлер «Кто такая Динка? (по произведению Валентины Осеевой)» - проект Ирины Фроловой, ученицы 6-го класса; Даниил Козлов из 7-го класса создал собственную игру на UNITY 3D; а семиклассник Иван Переверзев доказал, что современные школьники не только разбираются в компьютерных технологиях, но и умеют работать руками - он сам смастерил гидравлическую машину.
Такая организация проектной работы в школе позволила в этом учебном году добиться значительных успехов на городском и окружном уровнях. Ученицы 6-го класса Анна Вовченко и Евгения Николаева стали призерами городской конференции «Открытие» с проектом «Творческие образы родной природы».
В городском конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России» из более 100 проектов проект нашей школы вошел в десятку лауреатов.
Примечательно, что все проекты-победители и призеры данной конференции ориентированы на решение проблем современных школьников. Например, шестиклассница София Холина при выполнении проекта «Можно ли сберечь зрение современному школьнику?» определила учащихся группы риска по ухудшению зрения и предложила меры по профилактике близорукости. А семиклассник Александр Бобырь-Бухановский создал робота-секретаря, который извещает о поступившей на электронную почту корреспонденции, его проект называется «Живая сталь - мой электронный секретарь». Проект «Оценка экономической эффективности энергосберегающих мероприятий школы №224» Стефано Босколо, ученика 9-го класса, не только принес своему автору призовое место на окружной конференции, но и позволил произвести экономическую оценку эффективности энергосберегающих мероприятий и дать конкретные рекомендации по снижению энергозатрат в нашей школе.
В следующем учебном году в фестивале проектов примут участие не только ученики с 5-го по 8-й класс, но и ученики начальной школы. Результаты, достигнутые на различных конкурсах и конференциях, интерес к проектам учащихся и родителей доказывают: проектная деятельность является важным дополнением традиционной системы обучения и дает возможность ученикам реализовать на практике то, что они узнали на уроке.
Школа № 224 расположена в Войковском районе Северного административного округа Москвы. По сравнению с образовательными комплексами-гигантами она небольшая - в школьном и дошкольном отделениях около восьмисот детей, но это не мешает ей быть достаточно заметной в образовательной системе Москвы.
Школа построена в 1951 году, имеет богатые традиции, при этом устремлена в будущее: педагоги школы используют новейшие научные и технологические достижения современного образования. В школе реализуются различные формы обучения, в том числе основные образовательные профили многолетней традиции: физико-математический, социально-экономический и углубленное изучение английского языка. В 2015 году появились гуманитарный, социально-гуманитарный и лингвистический профили. Учащиеся и педагоги участвуют в различных конкурсах, слетах, фестивалях, олимпиадах разных уровней.
Осуществляется научно-педагогическое партнерство с ведущими российскими (МАИ, НИУ ВШЭ, МГПУ), а в перспективе и зарубежными университетами. В рамках системы дополнительного образования реализуется курс «Коронованный английский» (изучение английского с носителем языка).
Современные интернет- и IT-технологии - это реалии сегодняшней школы: все учителя - сертифицированные пользователи электронных СМАРТ-досок. В 2015 году школа стала победителем проекта «Школа новых технологий», благодаря чему она получила новейшее оснащение кабинетов и учебных мест.
Проектная и проектно-исследовательская деятельность учащихся реализуется на всех образовательных ступенях. В рамках школьной инновационной площадки «Формирование УУД учащихся средствами проектной деятельности» все обучающиеся основной школы создают в течение учебного года индивидуальный проект, который защищают на традиционном фестивале проектов. Работа инновационной площадки приносит свои результаты: в 2016 году в городской конференции проектных и исследовательских работ «Открытие» двое учеников школы стали призерами, в городском конкурсе социальных проектов «Я - гражданин России» - лауреатами; в окружной конференции «Технопарк» - 3 победителя, 8 призеров, 2 лауреата.
В школе, кроме инновационной площадки по проектной деятельности, действуют площадки «Разработка и апробация межпредметного курса «Смысловое чтение. Работа с текстом», «Апробация системы стратового обучения», «Технологии групповой коммуникации», что позволяет максимально обеспечивать индивидуализацию обучения и реализацию образовательных потребностей каждого из учащихся, учит детей организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, интенсифицирует работу по формированию метапредметных результатов освоения основной образовательной программы.
Имеет школа и традиции сотрудничества с Российской академией образования. Школа №224 - экспериментальная площадка РАО по теме «Долговременный модульный деятельностный педагогический совет как средство профессионального развития педагога в процессе реализации ФГОС». В рамках работы данной площадки накоплен опыт, позволяющий превратить педагогический совет из информирующего в формирующий; из краткосрочного мероприятия по осознанию проблемы в систему по формированию компетенций и компетентностей по решению проблемы; из мероприятия, дискретного по содержанию и формам реализации, в систему, чье функциональное назначение, структура и формы проведения гармонизированы с требованиями ФГОС общего образования. Научные сотрудники института ИСИО РАО оказывают школе консалтинговые услуги.
Педагоги школы №224 активно делятся накопленным опытом по проблемам современного образования с коллегами из других образовательных организаций. В 2016 году на базе школы прошли круглый стол для педагогических работников  Москвы «Интеграция детей с нарушением слуха в социальную среду» и семинар «Этап планирования проектной деятельности». Данные мероприятия получили высокую оценку.
Дошкольное отделение школы №224 является поистине уникальным: в нем совмещаются коррекционное и общее образование детей с нарушенным слухом, благодаря чему у них формируется общепринятая письменная и устная речь (не используются жестовая и дактильная формы).
Система дополнительного образования, представленная академическими курсами, такими как «Коронованный английский», который ведет носитель языка (с 2015 года), «Занимательный китайский», кружками различных направлений: научно-технического, физкультурно-спортивного, художественно-эстетического, эколого-биологического, социально-педагогического, культурологического и других. Ведется работа по организации сотрудничества с издательством «Cambridge University Press» (сдача кембриджских экзаменов РЭТ/КЭТ, известных во всем мире, сертификаты об их успешном прохождении признаются на международном уровне учебными заведениями; методическая помощь; совместные мероприятия).
В школе проводится большая работа с жителями микрорайона и родителями, в которой принимают активное участие школьники: традиционные мероприятия, праздники, дни здоровья.
У школы №224 хорошие ресурсы: получено и активно применяется новое современное учебное оборудование - компьютеры, интерактивные приставки, мультимедийные проекторы, цифровые микроскопы, копировальные устройства, цифровые фотоаппараты, телевизоры, DVD-плееры, музыкальные центры, СМАРТ-доски и др.
Высоких результатов работы позволяет добиться высококвалифицированный педагогический состав: 5 кандидатов наук, 1 заслуженный учитель Российской Федерации, 7 почетных работников общего образования, учителя высшей и первой квалификационных категорий. К работе в предпрофильных и профильных классах привлекаются педагоги высшей школы.
Из года в год растут результаты ЕГЭ и ОГЭ, выпускники школы поступают на бюджетные места в лучшие вузы страны, в том числе и на бюджетные места. За последние два года школа поднялась в рейтинге вклада школ в качественное образование московских школьников на 170 позиций (312-е место в рейтинге-2015).
В школе создана безопасная, психологически и физически комфортная, научно обоснованная образовательная среда, которая позволит повысить конкурентоспособность школы и на московском, и на всероссийском пространстве отечественного образования.

Инна ГОЛОВЛЕВА, директор школы №224