Исключительно субъектов Федерации, потому как заказ бланков в Рособрнадзоре их обязанность. Речь не идет о том, чтобы приобретать тонны бумаги - это все-таки деньги, да  и деревья жалко, - но нужно прогнозировать объем необходимых материалов с учетом анализа минувшей кампании и иметь НЗ на крайний случай. Не смогли оперативно отреагировать и команды, дежурившие в пунктах приема экзамена. Неужели не видно было, что бланки вот-вот закончатся и надо срочно что-то предпринимать? В итоге одни недосчитали, другие недосмотрели, а пострадали третьи - выпускники.
В то же время  радует, что все реже детей ловят со шпаргалками и мобильными телефонами. Не слышал я пока и ни одной претензии по содержанию измерительных материалов, упреков в их ошибочности или некорректности. В Интернете попалась на глаза петиция, в которой одиннадцатиклассники обращаются к президенту Путину с просьбой понизить порог профильного экзамена по математике. С вашего позволения, комментировать ее не буду: принимая решение участвовать в испытаниях повышенного уровня сложности, ребята знали, на что идут. Аргумент, что, дескать, человек год готовился, а теперь не смог решить необходимого количества задач, для меня звучит малоубедительно. Потому что готовиться к экзамену год бессмысленно.  Это тот случай, когда предмет надо учить все 11 лет. Математика не та наука, которую можно «взять на абордаж» за пару месяцев. Звучит в этом обращении и упрек в непомерной сложности заданий. Но ведь демоверсии появились в открытом доступе еще в сентябре. Это было сделано специально, чтобы все заинтересованные смогли себе представить, что их ждет.
С моей точки зрения, команда Рособрнадзора продолжает работу по повышению объективности проведения ЕГЭ и соответственно по повышению доверия к самой процедуре. Конечно же, результаты кампании надо анализировать по ее завершении, цыплят, как говорится, по осени считают. Надеюсь, в сентябре состоится серия обсуждений, которые покажут, что получилось, а что не удалось и какие задачи необходимо решать в следующем году - и с точки зрения содержания экзаменационных материалов, и с точки зрения технологий проведения единого госэкзамена.

NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.