Эффективность деятельности профсоюзных органов напрямую зависит от состояния и уровня правовой работы, социально-правовой помощи членам профсоюза. При этом результаты работы зависят не только от компетентности правовой службы, юристов, но и от правовой культуры всех участников социально-трудовых отношений: работников, работодателей, должностных лиц.
Вполне очевидно, что из-за неправильного толкования закона, неточного его применения, нередко умышленного нарушения, сокрытия или неустранения нарушений могут последовать серьезные осложнения. И, наоборот, твердое знание нормативного материала и строгое его применение способны исключить нарушение прав и интересов работников или значительно их снизить.
Поэтому уже в течение десятилетий реском профсоюза одним из своих основных направлений работы считает повышение правовой грамотности всех участников трудовых отношений.
Мы и сегодня не без гордости констатируем, что первый юрист более чем среди двадцати отраслевых профсоюзов республики появился в профсоюзе образования. Так же, как первый экономист. А позже из этого выросли соответствующие службы. В очень короткие сроки и также одними из первых мы осуществили полную компьютеризацию в организациях профсоюза.
Сегодня, по прошествии десятилетий, совершенно очевидно, что работа специалистов делает правовое сопровождение профсоюзной работы квалифицированным и более результативным, повышает доверие к профсоюзу, позволяет вести профессиональный разговор с социальными партнерами - представителями Министерства образования, отделов и управлений образования, Минтруда, Трудинспекции и многих других структур.
Ставя задачи по усилению деятельности рай(гор)комов, первичек, словом, всех звеньев республиканской организации профсоюза, мы делаем акцент на обучении актива и бесперебойном информационном обеспечении организаций, содержащем анализ проектов и самих законодательных актов, комментарии к ним, практику правоприменения, судебную практику, образцы материалов для формирования локальной базы учреждений образования и многое другое.
В свое время реском принял программу развития информационной работы. Ее реализация позволила в значительной степени повысить уровень информационной и обучающей работы в республиканской организации. Добавлю, что система предусматривает и регулярное информирование членов профсоюза об акциях и инициативах профсоюза, о результатах переговоров с органами власти, социальными партнерами, о целях, угрозах и результатах проводимых в отрасли преобразований.
За последние годы рескомом профсоюза было разработано более 70 информационных бюллетеней, в том числе 45 из серии «Скорая правовая помощь». И там, где все материалы своевременно доводятся до коллективов, они работают как на членов профсоюза, так и на целые организации.
Например, когда в учреждениях были массовые задержки заработной платы, методические рекомендации по использованию КТС позволили работникам взыскивать задолженность, минуя затяжные судебные процедуры. Этим успешно пользовались, например, в Ленинском районе.
В Бурзянском районе председатель профсоюзной организации Ануза Валиева инициировала обращения педагогов в прокуратуру, по решению которой были восстановлены права учителей, связанные с предоставлением коммунальных услуг.
Правильное применение знаний, информации имеет свою стоимость. Общая экономическая эффективность правовой работы в республиканской организации профсоюза только в 2015 году составила 278 млн рублей.
На развитие навыков по применению трудового законодательства в образовательных учреждениях нацелены семинары, в том числе выездные, в ходе которых руководители и специалисты рескома профсоюза в режиме живого общения анализируют вместе со слушателями изменения в законодательстве, типичные нарушения, способы их устранения. При этом на местах можно оказывать консультативную и иную практическую помощь. Таких семинаров с 2013 года проведено более сотни.
Принципиальным стало то, что обучение обязательно проходит в смешанной аудитории: в совместный разговор вовлечены социальные партнеры - руководители отделов образования, школ, детских садов, центров творчества, бухгалтеры и профсоюзный актив. Ряд обучающих семинаров мы проводили совместно с Министерством образования. Такие встречи позволяют выработать единые подходы и скоординировать усилия руководителей образовательных и профсоюзных организаций в решении социальных вопросов. Ежегодно подобные семинары проводятся в 10-12 городах и районах республики. Практически не осталось ни одной территории, в которой не побывали бы специалисты рескома профсоюза.
Действенной формой обучения и информирования стали зональные семинары с различной тематикой и разной целевой группой. Так, в четырех зонах (в Белорецке, Мелеузе, Октябрьском и Месягутово) прошли семинары технических инспекторов труда и председателей территориальных профсоюзных организаций по вопросам охраны труда, в трех (Уфе, Октябрьском и Стерлитамаке) - молодых специалистов.
Молодым не всегда понятны и интересны предложения профсоюза, нередко они уверены в том, что вполне могут справиться с профессиональными проблемами и жизненными неурядицами самостоятельно. Вместе с тем необходимость работы с молодыми кадрами очевидна. И здесь надо подчеркнуть, что правовой ликбез необходимо начинать со студенческой скамьи. Сегодняшние встречи с молодыми учителями, студентами демонстрируют тотальное незнание элементарных норм права, обнаруживают недоработки по правовому просвещению в студенческой среде. Поэтому реском профсоюза специально для молодежи создал еще одну тему для обсуждения в группе ВКонтакте. Надеемся, этот ресурс будет востребован и использован молодежной аудиторией.
Для обучения широкого круга профсоюзных кадров и актива реском профсоюза не ограничивается собственными ресурсами, но широко использует возможности Башкирского института повышения квалификации профсоюзных кадров, учебно-методического центра Профсоюза образования «Гармония», Санкт-Петербургского профсоюзного центра, ведущих вузов республики, органов государственного надзора и контроля в области трудового законодательства.
Качественное изменение профсоюзной учебы произошло в республиканской организации профсоюза в результате участия в российско-голландском образовательном проекте. 30 председателей территориальных и вузовских профсоюзных организаций в течение двух лет овладевали методикой активных форм обучения. Нашим ноу-хау стало применение этих методик в соединении с профсоюзными кружками, использованием которых отличались профсоюзы Швеции. В течение ряда лет мы прошли славный путь развития сети профсоюзных кружков. Причем темы разрабатывались с учетом особенностей целевой аудитории. Например, разработка кружка «Рассчитай свою зарплату» была издана как для педагогов, так и для учебно-вспомогательного персонала. Нужно добавить, что этими материалами активно пользовались директора образовательных учреждений, бухгалтерские работники, что свидетельствует об их качестве и доступности.
Реском профсоюза в течение ряда лет проводил конкурсы на лучшую разработку профсоюзного кружка, слеты руководителей кружков. Все это в немалой степени способствовало не только распространению правовых знаний, но и сплочению членов организаций, повышению авторитета профсоюза. Забегая вперед, отмечу, что кружки не перестали существовать, не вымерли, как динозавры, а эволюционировали в формат веб-семинаров. Этому способствовал технический прогресс, наши возросшие возможности, усложнение реалий, а следовательно, необходимость более профессионального разговора с членами профсоюза. На выбор нового формата влияют и общие тенденции быстрого устаревания действующей нормативно-правовой базы, что связано с интенсивными изменениями общественных отношений в социальной сфере, в том числе в образовании. Чтобы ответить на вызовы времени, требуются бóльшая убедительность, мобильность, профессионализм модераторов и лекторов.
В этом ключе и новое законодательство мы можем рассматривать как потенциальное поле дополнительных возможностей для усиления правозащитной деятельности. Тем более, такие возможности профсоюзным органам предоставляет Федеральный закон «Об образовании в РФ». Важный момент - формирование локальной базы образовательных учреждений. Процессы децентрализации, расширение компетенций учреждений образования привели к необходимости формирования локальной базы. Наряду с проведением широкой обучающей и разъяснительной работы реском профсоюза содействовал процессу формирования пакета нормативно-правовых актов, необходимых для деятельности учреждений и органов управления образованием. Активизация этой работы была вызвана внедрением новой системы оплаты труда, переходом на эффективный контракт, реализацией майских указов президента, «дорожных карт». В процессе продолжающейся модернизации российского образования возрастают требования к результатам труда работников, уровню их подготовки и квалификации. Изменения в социально-трудовых отношениях должны найти отражение в локальной базе.
С 1999 года реском проводит слет-форум «Профлидер» - это тоже канал информирования и обучения профактива. Ежегодно более 60 председателей первичек принимают участие в республиканском слете. Полагаем, что прошедший через форумы профактив остается ядром наших организаций. Именно из числа участников слетов возможно формирование кадрового резерва профсоюзных лидеров.
Массовое компьютерное обеспечение, электронная связь значительно облегчили коммуникацию в организации. Профактив осваивает новые формы связи. Например, многие организации используют для общения WhatsApp. Популярны наша отраслевая группа ВКонтакте, гостевая книга на сайте рескома профсоюза, сам сайт. Пользуются популярностью вебинары, в ходе которых на вопросы членов профсоюза отвечают сотрудники рескома профсоюза, приглашенные специалисты. Наша техника фиксирует более 4,5 тысячи подключений. Среди наиболее востребованных тем - вопросы установления и распределения учебной нагрузки, аттестации, эффективного контракта и др.
Например, еще много неясного в вопросе применения профстандартов в сфере образования. Мы сочли необходимым структурировать имеющийся материал, чтобы хотя бы общие представления о грядущих новациях донести до учителей и руководителей. Помимо образовательных и информативных задач, мы ставим также цель снижения уровня тревожности в учительской среде. Эта цель достигается, когда люди перестают верить слухам, а доверяют точной информации.
Формат видеоконференции позволяет оперативно откликаться на серьезные моменты в жизни. Например, в ходе оптимизационных мероприятий председатель Салаватского райкома профсоюза организовала видеоконсультацию с юристами республиканского комитета, в которой приняли участие все заинтересованные руководители школ, детских садов, бухгалтеры, юристы. Совместное консультирование позволяет не допустить или исправить неправовые ситуации, снизить риски, найти варианты законного решения вопросов.
Хотим мы того или нет, все мы приходим к пониманию, что обычный, не обремененный навыками поиска и толкования норм законодательства член профсоюза тонет в море информации, руководитель не успевает найти и обработать необходимый материал и невольно отстает в движении вперед. В условиях развития нормотворчества с его сложным языком и нередкими противоречиями неискушенный человек не всегда разберется. Необходимы тщательный отбор, грамотная экспертная оценка, убедительное комментирование документов. В этом мы видим сегодня усиление защитных функций профсоюза. Помните, был советский научно-популярный журнал «Знание - сила»? Так вот, в прямом смысле это касается профсоюзной работы. В знаниях членов профсоюза - наша сила.
Возникла необходимость, и мы расширили целевые группы обучения. На постоянно действующей основе реском профсоюза проводит семинары с руководителями образовательных учреждений, председателями профсоюзных организаций и молодыми учителями Уфы. Например, только в формате «День директора» в Уфе проведено 18 семинаров.
Мы планируем проведение еще как минимум двух зональных семинаров с молодыми учителями. Надеемся, они содействуют адаптации молодежи в отрасли. Работает постоянно действующий семинар впервые избранных председателей территориальных профорганизаций.
Регулярные семинары с внештатными правовыми и техническими инспекторами труда позволили сформировать довольно сильные команды, которые на местах помогают профлидерам осуществлять контрольные и обучающие функции профсоюза. Слаженная, результативная работа рай(гор)комов с правовыми инспекторами организована во многих организациях. И это далеко не полный перечень наших совместных дел. Однако вряд ли можно говорить, что все мы сработали на 100% наших возможностей.
Несмотря на наши совместные усилия, несовершенной остается локальная база по оплате труда. Скачанные и бездумно применяемые положения, особенно о стимулирующих выплатах, нередко остаются непонятны работникам, сохраняют непрозрачность, следовательно, не решают основную задачу - стимулировать качественный труд.
Ряд территориальных органов профсоюза не осуществляет регулярную учебу профактива, не доводит полученные материалы до учреждений образования. Например, более трети председателей первичек Уфы на последнем семинаре сказали, что в 2016 году не получали ни одного информационного бюллетеня рес­кома, в то время как на сегодня в серии «Скорая правовая помощь» их вышло 3. Есть у нас рай(гор)комы, которые собирают профактивистов на учебу раз в год. Удивительно, что они еще помнят, как выглядит их председатель! Президиум рескома профсоюза объявил конкурс на лучшую организацию обучения и информационной работы в профсоюзных организациях. Возможно, своеобразная рефлексия при подготовке материалов позволит изменить отношение к этому направлению нашей деятельности, усилить его.
Бывая в городах и районах, нередко мы видим стопочки бюллетеней рескома профсоюза на столе председателя, но в школах их нет. Если вернувшись с семинара, в течение недели - 10 дней вы не собираете актив на обучение, ваша информированность обесценивается. Регулярность и последовательность в работе с профсоюзным активом и членами профсоюза - залог результативности в вопросах защиты.
Грамотное представление профкомом мотивированного мнения, особенно в условиях чехарды со стимулирующими выплатами, также является фактором усиления социальной защищенности членов профсоюза. Этой теме мы посвятили не один семинар, в организации были направлены разработанные алгоритмы действий работодателя и профкома при принятии локальных актов. Однако в лучшем случае мы нередко видим формальное протоколирование заседаний профкома, без обсуждения. Количество обращений на сайт рескома профсоюза по вопросам несправедливого распределения стимулирующих выплат не снижается. Налицо явная недоработка. Профком нередко вопрошает: что профсоюз может? При этом там, где профком реально что-то может, он не пользуется своим правом. Когда профком в полной мере использует свое право на дачу мотивированного мнения, мы имеем блестящие примеры действенной защиты интересов членов профсоюза. Это касается защищенности не только учителей, но и преподавателей системы профессионального образования, студентов. Реструктуризация сети вузов, создание образовательных кластеров требует от профкомов усилий, связанных с необходимостью максимально смягчить, минимизировать последствия реформ как для коллективов, так и для каждого работника и студента в отдельности. Поэтому задача научить каждый профком выражать мотивированное мнение остается актуальной в нашей работе.
Все, что мы с вами делаем в организациях, все наши информационные материалы в конечном счете влияют на рост правового самосознания всех участников трудовых отношений, на рост правовой культуры в отрасли. Следует отметить, что сама по себе правовая культура, как и культура вообще, не самоцель, а важнейший инструмент для бесперебойной работы механизма социально-правовой помощи и защиты, то есть основной функции профсоюза.
Мы все понимаем, что для успешной защиты прав и интересов работников в новых условиях необходимо применение не одной, а ряда моделей мотивации профчленства.
Организация должна найти дополнительные ценности, которые станут привлекательными для различных категорий работающих. И поскольку мы работаем в отрасли, в которой, как нигде, актуален принцип «Образование - через всю жизнь», содействие образованию членов профсоюза, в том числе и по социально-правовым вопросам, по сути является такой ценностью, становится нематериальной инвестицией в человеческий капитал. Давайте осознаем, каким благородным и благодарным делом мы занимаемся. Давайте выполнять его профессионально и ответственно!

Заметил нарушение? Не молчи!


Ануза ВАЛИЕВА, председатель Бурзянской районной организации профсоюза:
- В районную организацию профсоюза входят 26 первичных профсоюзных организаций (в 2015 году - 34). Численность членов профсоюза на 1 апреля 2016 года составила 1160 человек, это 99,9% от общего количества работников образования. Основная причина изменения численности первичек - слияние образовательных учреждений. Это осложняет работу районной профсоюзной организации, потому что ослабляются связи, трудно координировать деятельность профгрупп.
Все материалы, которые приходят из рес­кома профсоюза, мы размещаем на сайте отдела образования Бурзянского района (в разделе «Профсоюз») и направляем по электронной почте в первичные организации для дальнейшего распространения и использования.
С целью профилактики нарушений действующего законодательства проводятся обучающие семинары с профсоюзным активом, руководителями образовательных организаций.
На сегодняшний день я вхожу в состав общественного совета при администрации, совета районного отдела образования, межведомственной комиссии по организации детского отдыха. Принимаю участие во всех плановых проверках территориального отдела Министерства труда Республики Башкортостан в Бурзянском районе, которые касаются образовательных организаций. Это представительство позволяет мне быть в курсе всех проблем, своевременно реагировать на возникающие вопросы.
Ежегодно совместно с прокуратурой Бурзянского района мы проводим проверку соблюдения требований трудового законодательства при организации медицинских осмотров и выплате отпускных.
Вроде бы все мы делаем правильно, вместе с тем нарушения остаются. Одна из основных причин - игнорирование работодателями норм трудового законодательства, гарантий и льгот, предусмотренных соглашением, коллективными договорами. Плохо, что члены профсоюза вовремя не сообщают в райком о фактах нарушений.

Спасибо за науку!


Зульфия САБИРОВА, председатель Чекмагушевской районной организации профсоюза:
- На протяжении 9 лет я преподавала в малокомплектной начальной школе и платила профсоюзные взносы, хотя практически ничего не знала о профсоюзе. В 2002 году мы с семьей переехали в районный центр, где я начала работать методистом в отделе образования. А в 2004 году меня избрали председателем районной профсоюзной организации. Нас, новичков, очень многому учили сотрудники и руководители рескома профсоюза. Мы получили все что нужно для работы: информационные и методические пособия, консультативную и практическую помощь. Я освоила устав и решила: раз я учусь новому, то вместе со мной будет обучаться и профактив.
Поскольку мы обучали людей, как считать свою зарплату, они внимательно контролируют этот вопрос.
С 2008 года все работники образования проходят периодические медосмотры за счет работодателя. За счет средств федерального бюджета по программе «Здоровье» мы организовали диспансеризацию работников.
В учреждениях образования района с численностью работающих 50 и более человек в штатное расписание введена ставка специалиста по охране труда, в остальных учреждениях соответствующие обязанности работники исполняют на условиях внутреннего совмещения. Таким образом, соблюдается требование статьи 217 ТК РФ.
В 2012 году в 17 образовательных учреждениях проведена аттестация рабочих мест. Повышенная оплата установлена поварам. Предоставляются дополнительные оплачиваемые отпуска работникам, предусмотренные коллективными договорами. Мы научились использовать статью 226 ТК РФ и возвращать часть средств, перечисленных в Фонд социального страхования. Понятно, что все это стало возможным, потому что мы использовали методические и информационные материалы рескома профсоюза и Центрального совета.
Говоря о проблемах в системе образования, нельзя не коснуться работы надзорных органов. Они действуют от имени государства, однако само государство при принятии законов часто не закладывает средства на их реализацию. Каждая проверка завершается штрафными санкциями. Как защитить руководителей учреждений в подобных ситуациях? И здесь нам помогают консультации профсоюзных юристов.

Обучение нон-стоп

Галина ГОРДЕЕВА, председатель Октябрьской городской организации профсоюза:
- Мы считаем, что обучение председателей первичных профсоюзных организаций и актива - серьезный рычаг в обеспечении правовой грамотности членов профсоюза.
Что для этого делается? Ежемесячно проводятся обучающие семинары на базе общеобразовательных и дошкольных учреждений. Так, на одном из семинаров при рассмотрении вопроса оплаты больничных листов была использована форма круглого стола. Были приглашены специалисты ФСС и бухгалтерии отдела образования. Председатели получили ответы на интересующие их вопросы. Как итог были разработаны памятки с методическими рекомендациями. По-прежнему актуальны и профсоюзные кружки.
Есть положительная практика взаимодействия со школой педагогического мастерства молодых педагогов «Диалог», где наряду с профессиональными рассматриваются социально-экономические и правовые вопросы.
Мы считаем, что живое общение, оказание юридической помощи - это мощный фактор мотивации профсоюзного членства и сплочения коллективов.
Многие профсоюзные мероприятия также способствуют росту правовой грамотности, например, конкурсы агитплакатов, видеороликов «Что такое профсоюз?», «Лучший профлидер», «Лучшая первичная профсоюзная организация». Самые активные председатели и активисты награждаются грамотами и подпиской на газеты «Действие», «Мой профсоюз».

Проверки дают эффект

Элла КОЧКИНА, внештатный правовой инспектор труда Башкирской республиканской организации профсоюза, учитель-логопед школы №87 Калининского района Уфы:
- С 2003 по 2016 год мною проведено 16 плановых республиканских тематических проверок по соблюдению трудового законодательства. Руководителям учреждений выдавались акты по выявленным нарушениям. А руководители, в свою очередь, присылали уведомления об их устранении. С 2004 по 2016 год выявлено и устранено 3021 нарушение.
Хотела бы привести данные по проверке за 2015 год. Тема - «Осуществление гарантированных выплат педагогическим работникам». Всего было охвачено 40 учреждений. В 6 учреждениях установлены факты снижения и приостановления стимулирующих выплат. По выявленным нарушениям составлено 6 актов со сроком устранения замечаний в течение месяца. Также была составлена справка по итогам проверки централизованной бухгалтерии, которая рассмотрена на совещании руководителей образовательных учреждений. Экономическая эффективность проверки составила 1 млн 72,5 тыс. рублей. По истечении установленных сроков всем работникам был сделан перерасчет.