- Иван, на республиканском этапе конкурса вы были среди дебютантов. Как вам удалось потеснить опытных коллег и оказаться на первой ступени пьедестала? Такого в истории конкурса еще не было.
- Нужно сказать, что в этом году молодые учителя Татарстана со стажем менее трех лет вообще впервые смогли участвовать в конкурсе «Учитель года». Номинация «Педагогический дебют» появилась по инициативе республиканского комитета профсоюза работников образования. И молодые педагоги сумели заявить о себе! А согласно положению о конкурсе, если участник «Педагогического дебюта» набирает такое же количество баллов, как и участник основного конкурса, он может быть признан победителем. Так и произошло. Победу мы разделили с коллегой из Набережных Челнов, учителем математики гимназии №26 Эльмирой Ахмедзяновой. Причем это любопытное совпадение. Мы с Эльмирой ровесники, учились в соседних школах, которые по-хорошему всегда друг с другом соперничали.
- Вы уже тогда знали, что станете учителем?
- Конечно, нет. Я увлекался историей, поэтому после школы решил поступать на исторический факультет. Выбор был небольшой: Казанский государственный университет или Татарский гуманитарно-педагогический университет. Документы подал в оба вуза. А когда один из экзаменов назначили в один день и одно время, пришлось определяться. Так как по итогам первого испытания мой рейтинг в педагогическом университете был немного выше, выбор сделал в пользу него.
Учился хорошо, окончил магистратуру, но почему-то думал, что педагогика - это все-таки не мое. Я экспериментировал: работал и официантом, и барменом, и менеджером, и промоутером, даже сварщиком. А потом понял, что обязан попробовать себя в качестве учителя. В итоге пришел в свою родную гимназию… и остался. Школа, конечно, затягивает, очень сильно привязываешься к детям, привыкаешь к образу учителя.
- Значит, вам удалось избежать периода адаптации? Коллектив вас принял и во всем поддерживал с первых дней?
- Да, в этом смысле мне повезло. Большинство учителей так и работают в гимназии, например, мой классный руководитель Надежда Яковлевна Трошина. Конечно, все они мне очень помогают. Директор Гульсина Данановна Закирзянова учила меня истории. Она сама в свое время окончила нашу школу. И я считаю, что это прекрасная традиция - возвращение учеников в родные пенаты.
- Помните свой первый урок в качестве учителя? Тяжело было начинать?
- Тяжело, потому что в буквальном смысле не знал, с чего начать! Из университета я вынес фактические знания истории и планы-конспекты, которые мы составляли. Первые уроки шли строго по конспекту, поэтому они, конечно, были сухими, шаблонными. Позже я понял, что должна присутствовать и импровизация, и наглядность.
- Наверняка используете современные технологии, которые так нравятся детям?
- Вы знаете, сейчас у нас в каждом классе есть различные гаджеты, интерактивные доски, но провести хороший урок можно и без них. Помню восторг в глазах шестиклассников, когда я принес на урок костюм рыцаря: меч, доспехи, шлем. Вот это действительно произвело на них впечатление. Порой достаточно даже старой ложки, чтобы детям было интересно на уроке.
А еще мы ходим на экскурсии. Самым запоминающимся был поход в музей ФСБ. Объект режимный, поэтому заранее пришлось объявить конкурс, но ажиотаж был большой. С остальными ребятами мы потом сходили в музей МВД. Тоже было увлекательно: подержали в руках полицейские дубинки, шлемы.
- Вам самому еще все это интересно. Возраст помогает в работе?
- В отношениях с детьми - безусловно. Я еще понимаю, о чем они говорят, как с ними общаться, что их интересует. Главное ведь быть интересным. Мне нравятся слова советского педагога Владимира Караковского: «Дети не всегда тянутся к знаниям, но всегда тянутся к личности. Плохо, когда учитель - «пирожок ни с чем». Я стараюсь расширять свой кругозор. На уроках с детьми мы вместе анализируем, строим прогнозы. Начинаем с новостей, обсуждаем, что происходит в мире. Я подбираю такую новость, которая подведет к теме урока. Для ребенка важна мотивация. Он должен знать, зачем это ему. Например, урок в шестом классе «Эпоха Византийской империи». На шее у одного из ребят висит крестик. «А ты знаешь, почему носишь крестик?» - «Да, я православный». - «А откуда пришло православие?» - «Из Византии». Вот и ниточка, благодаря которой просыпается интерес к истории. Федеральный государственный образовательный стандарт как раз и строится на этом принципе - высоком уровне мотивации. Я думаю, ФГОС - это шаг вперед, который позволит нам воспитывать и выпускать из школ инициативных людей.
- А как вы относитесь к единому государственному экзамену? Эта реформа тоже была необходима?
- У ЕГЭ есть как плюсы, так и минусы. Безусловно, я за дополнение письменных тестов устным собеседованием. В частности, по истории. В ходе беседы можно увидеть, как человек размышляет.
На мой взгляд, здорово, что, пройдя тестирование в школе, выпускнику теперь не нужно при поступлении в вуз опять сдавать экзамены, нервничать, переживать. С другой стороны, страсти во время сдачи единого государственного экзамена сегодня такие, что не каждый выдержит психологически. Все должно проходить намного спокойнее, у ребят должна быть возможность пересдачи. Сейчас, к сожалению, реальность такова, что одиннадцатиклассники, которые не сдают ЕГЭ по истории, вообще не настроены ее учить. Приходится убеждать, что они являются гражданами России и обязаны знать историю своей страны.
Кстати, когда я учился в университете, к нам приезжал преподаватель из Голландии. Так он рассказывал, что у них тоже есть тестирование для выпускников, что-то вроде ЕГЭ. Но темы для этого экзамена (их всего две) известны аж за два года. Естественно, все спокойно готовятся и никто не нервничает. Вузы Голландии не устанавливают проходной балл по ЕГЭ, абитуриенту нужно набрать лишь минимум.
- Я знаю, что вы состоите в Совете молодых педагогов Республики Татарстан. Год назад эта организация была создана при республиканском комитете профсоюза работников образования. Насколько, на ваш взгляд, такая ассоциация была необходима?
- Это великолепная идея! Только на первом форуме молодых педагогов, который проводил совет, я наконец понял, что не один. Мы смогли пообщаться друг с другом, обсудить ситуации, которые происходят у нас в школах, услышать не авторитетное мнение опытных коллег, а таких же начинающих педагогов. Я считаю, что это хороший задел на профессиональное сотрудничество в будущем.
- Какой период истории России вам больше всего интересен и с каким историческим персонажем вы себя ассоциируете?
- Мне нравится эпоха Петра I, но не могу сказать, что я ассоциирую себя с Петром, нет. Я не совершил пока никаких глобальных реформ. Мне всегда импонировали люди, которые в кризисный период умели поддержать государство, могли воодушевить людей. В этом смысле мне близки Дмитрий Пожарский, Кузьма Минин, Петр Столыпин.
- Иван, а если бы у вас была возможность что-то изменить в школьной системе, на чем бы вы сосредоточились?
- Я провел бы реформу эстетического образования. К сожалению, современные дети бывают очень жестоки, агрессивны. Какое видео сегодня школьники выкладывают в Сеть! А это значит, что мы где-то недорабатываем. Мне в этом смысле импонирует школа полного дня, где есть все условия для развития разносторонней личности. В такой школе ребенок с утра занят уроками, а после обеда занимается спортом и творчеством. Пока большинство учебных заведений не приспособлены для внедрения этой системы, а жаль, идея, на мой взгляд, просто замечательная.
- Нагрузка на детей в школе увеличивается с каждым годом. Это замечают и педагоги, и родители. Не хочется оглядываться назад, но в советские времена детство было другим.
- Верно. И знаете почему? В СССР всем были гарантированы рабочее место и определенный уровень дохода. Сейчас такой уравниловки нет. Ребенок должен быть конкурентоспособным. И чем качественнее у него знания, тем больше вероятность, что он поступит в хороший вуз. Соответственно, чем лучше у него будет образование, тем престижнее работа и выше доход. Требования современного общества!
- Для учеников вы настоящий пример для подражания: красавец, интеллектуал, спортсмен… Расскажите о своих увлечениях.
- С первого класса я занимаюсь футболом, окончил спортивную школу. В студенческие годы тренировал мальчишек. Сейчас играю в казанской футбольной любительской лиге, стою на воротах. Позиция голкипера одна из самых ответственных, требует определенной психической устойчивости. В этом плане спортивная закалка мне очень помогает в школе. Но и ученикам, конечно, интересно, многие приходят на матчи.
Еще одно мое увлечение - игра «Что? Где? Когда?». Я веду секцию интеллектуальных игр в детском центре «Алга». Мои воспитанники принимают участие в межшкольных чемпионатах, есть призеры всероссийских турниров.
- А чем занимаются ваши родители?
- Мама детский кардиолог, всю жизнь посвятила этой профессии. Папа - военный, служил в казанском танковом училище, но сейчас уже на пенсии. Их любовь и преданность своему делу позволили мне понять главное - от одного человека может зависеть будущее страны. Позже я в этом еще больше утвердился, когда пришел в спорт.
- Иван, на что потратите приз, 300 тысяч рублей, за победу в республиканском конкурсе «Учитель года»?
- Я его еще не получил, награждение будет только в октябре. Но лукавить не стану, в финансовом отношении я пока крепостной, поэтому деньги пойдут на погашение ипотеки. Хорошее подспорье, хотя, конечно, когда я шел на конкурс, об этом не думал. В первую очередь мне хотелось достойно представить нашу гимназию. И мы победили! Говорю «мы», потому что «Учитель года» - это прежде всего командное соревнование.

Фото Андрея Титаева
Казань