Успех в современном мире во многом определяется способностями человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближнюю перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Сегодня в образовательных организациях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся - проектной деятельности. И хотя проектная деятельность все чаще применяется в образовании, до сих пор еще не сформировались представления о том, какой она должна быть. Проектом могут называть работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения самого стандартного задания (ответ с выполнением песен и танцев изучаемой страны) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой или дипломной работы.
Для того чтобы ученик воспринял знания как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка. Решить проблему - значит получить реальный и ощутимый результат.
Целью проектной деятельности является то, что она направлена на развитие активного самостоятельного мышления ребенка и призвана научить не просто запоминать и воспроизводить знания, которые даются, а уметь применять их на практике.
Важным и на первых порах самым трудным является постановка цели проекта. Поэтому для тех, кто делает первые шаги в проектной деятельности, хорошим опытом является работа над учебными проектами. Их тематика привязана к темам, изучаемым в ходе учебных курсов. Роль учителя здесь весьма значительна, хотя основную работу все же учащийся выполняет самостоятельно. Основная помощь взрослого необходима на этапе осмысления проблемы и постановки цели. Необходимо помочь автору будущего проекта найти ответ на вопрос: зачем я собираюсь делать эту работу? Ответив на этот вопрос, учащийся определяет цель своей работы. Затем возникает вопрос: что для этого следует сделать? Решив его, ребенок увидит задачи своей работы. Следующий шаг - как это делать. Поняв это, учащийся выберет способы, которые будет использовать при создании проекта. Также необходимо заранее решить, чего ты хочешь добиться в итоге. Это поможет представить себе ожидаемый результат. Только продумав все эти вопросы, можно приступать к работе.
Проекты могут быть долгосрочными и краткосрочными; индивидуальными, парными, групповыми. Приступая к такой работе, автор проекта самостоятельно или с небольшой помощью учителя составляет план предстоящей работы.
Я работаю со школьниками по этому направлению начиная с первого года обучения. Вот один из них - проект «День семьи, любви и верности», который стал победителем Всероссийского конкурса социально значимых проектов «Изменим мир к лучшему» (май 2016 г.).
Автором проекта была ученица 9-го «Д» класса Екатерина Ходеева, которая с большим увлечением и интересом работала над проектом.
Актуальность проекта: в современном мире, как бы ни было популярно виртуальное общение, живые настоящие чувства и общение между детьми и их родителями, бабушками, дедушками определяют исторически сложившиеся семейные ценности, такие как любовь, верность, взаимная поддержка.
День семьи, любви и верности, празднование которого проходит ежегодно 8 июля, входит в общенациональную российскую программу «В кругу семьи». В школах нашей страны изучают произведение древнерусской литературы «Повесть о Петре и Февронии Муромских», которое является основой этого замечательного праздника.
Целью проекта является организация духовно-нравственного воспитания школьников через традиционные ценности российской семьи.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть содержание «Сказания о Петре и Февронии», основные аспекты их жизненного бытия;
- создать историко-культурный комментарий к открытию памятников святым Петру и Февронии по России;
- разработать технологическую карту классного часа «День семьи, любви и верности» для проведения в школе.
Гипотеза: на сегодняшний день, как никогда, актуально формирование у детей и подростков традиционных ценностей, присущих российской семье. Этот процесс станет успешным, если будет представлять собой четко спланированную и организованную работу в системе школьного воспитания.
При разработке данного проекта использовались следующие методы:
- теоретический анализ научной литературы по теме проекта;
- социологический опрос, наблюдение;
- конкурс творческих работ;
- качественный и количественный анализ результатов проекта.
Повесть о Петре и Февронии Муромских - реальная история любви и верности.
Однажды будущий князь Муромский Петр, брат Павла князя Муромского, заболел страшной болезнью: тело его покрылось безобразными струпьями. Болезнь эту не мог излечить ни один лекарь. Чтобы найти человека, который мог бы спасти их господина, слуги княжеские отправились на поиски. Забросило как-то одного из гонцов в село Ласково.
Там он обратил внимание на одну девушку, спросив у нее, не знает ли она лекаря подходящего, он получил ответ: «Приведи своего князя ко мне, я его вылечу, если только он смирен и чист сердцем». Девушку эту звали Февронией. Узнав о предложении, Петр отказался: ведь не подобает князю на поклон к простой крестьянке идти. На отказ князя Феврония сказала: «Теперь я вижу, что много в князе гордыни. Так знайте же, я вылечу его только в том случае, если он возьмет меня в жены!» На удивление, на этот раз Петр согласился. Пришел он к Февронии, та дала ему обычное тесто, велев намазать им тело. Послушал Петр Февронию, болезнь тотчас отступила, но жениться на Февронии Петр отказался. Тогда болезнь обрушилась на него с новой, еще более коварной силой. Пошел он к Февронии просить прощения и поклялся, что женится на ней. После свадьбы болезнь окончательно оставила его.
Стали жить Петр и Феврония в городе Муроме душа в душу. Шло время. Правящий в то время Павел, брат Петра, скончался. Власть перешла к князю Петру. Со стороны бояр начались интриги против Февронии из-за ее простого происхождения. На одном из пиров придворные хитростью выманили у князя обещание исполнить любое их желание. Бояре потребовали прогнать Февронию со двора и жениться на другой девушке, благородных кровей. Петру волей-неволей пришлось согласиться. Однако княгине в качестве величайшей милости позволили забрать из дворца все, что она пожелает. Мудрая княгиня никакого богатства не стала брать из дворца, а пожелала забрать с собой своего мужа - любимого ею князя Петра.
Оставили они Муром, сели вдвоем в ладью и поплыли вниз по Волге. На одной из стоянок их нагнал гонец из Мурома. Он поведал, что бояре, оставшись без княжеского правления, начали жестокие распри в борьбе за престол, основательно перебили друг друга, а оставшиеся в живых умоляют Петра с Февронией вернуться в город.
Возвратились изгнанные супруги и правили долгие годы мудро и справедливо. Умерли Петр и Феврония в один день. Ходят легенды, что Петр заранее заказал общий на двоих гроб и велел положить супругов после их смерти вместе. Приказ князя выполнен не был - их положили в разные гробы.
На следующее утро, на удивление всех, лежали Петр и Феврония вместе. Скоро у гробницы Петра и Февронии стали совершаться исцеления, к ней потянулись паломники из других городов, особенно те, кто просил Всевышнего о даровании им супружеского счастья. Это паломничество совершается до сегодняшнего дня...


Памятники святым Петру и Февронии как способ пропаганды традиционных ценностей российской семьи
В 2008 году в России указом Президента России был учрежден День семьи, любви и верности, а его ежегодное празднование было назначено на 8 июля. Именно в этот день Русская православная церковь отдает дань памяти муромским чудотворцам - благоверному князю Петру и княгине Февронии.
Первый памятник святым Петру и Февронии в рамках общенациональной российской программы «В кругу семьи» был установлен 8 июля 2008 года в старинном Муроме Владимирской области. Этот памятник получил название «Союз любви - мудрый брак». Аналогичный памятник был открыт в 2012 году в Новосибирске под названием «Святые благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские». Эти памятники вносят художественный вклад в повышение качества семейного воспитания.


Разработка технологической карты классного часа «День семьи, любви и верности» для проведения в школе
В нашей школе пятый год функционирует семейный клуб «Огонек». В рамках деятельности клуба проводятся увлекательные для учеников мероприятия, такие как встречи с писателями, поэтами, спортсменами, различные экскурсии и поездки, посещение выставок и музеев. Активом клуба «Огонек» в октябре прошлого года был проведен опрос учеников 9-х классов с целью определения уровня грамотности в вопросах семьи и семейных ценностей.
Были заданы следующие вопросы:
1) Какие семейные ценности вы знаете?
2) Какие семейные ценности вы считаете наиболее значимыми?
3) Знаете ли вы сказание о Петре и Февронии, о Дне семьи, любви и верности?
Результаты опроса показали нам следующую картину: первые два вопроса затруднений не вызвали, учащиеся без труда назвали целый ряд значимых семейных ценностей. В качестве основных ребята выделили любовь, верность, общность интересов и согласованность действий членов семьи. Однако третий вопрос вызвал у большинства опрошенных некоторое замешательство. Ребята имели лишь отдаленное представление о Дне семьи, любви и верности, не говоря уже о сказании о Петре и Февронии Муромских.
Стало абсолютно ясно, что есть необходимость повышения грамотности учащихся в вопросах семьи, семейных ценностей и их исторических предпосылок. Взявшись за дело, группа учеников 9-го «Д» класса вместе с учителем литературы Надеждой Демидовой провела в школе целый ряд мероприятий. Это позволило ученикам разных возрастных категорий прикоснуться к истории о Петре и Февронии; ощутить присутствие определенных ценностей в своих семьях на практике, принять участие в семейных конкурсах, семейной гостиной, проявить свой талант в творческом конкурсе рисунков, посвященном Дню матери.
Наша группа провела около десяти классных часов по теме «День семьи, любви и верности» в 5-8-х классах, интерактивную викторину по повести о Петре и Февронии Муромских, конкурс творческих работ к Дню матери и концерт, посвященный этому празднику, выпущены две школьные тематические стенгазеты.
Ребята отметили, что:
1. Анализ повести о Петре и Февронии Муромских показал, что пронести любовь через все тяготы жизни - поистине тяжелый труд и подвиг, сделавший этих людей святыми.
2. Памятники Петру и Февронии по всей России - символ и пропаганда любви и верности, семейных ценностей.
3. Социологический опрос среди школьников показал необходимость постоянной работы в целях формирования основ семейной жизни у подрастающего поколения.
Следует заметить, что метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат, значимый для ребят.
Во время работы над проектом строятся новые отношения учителя и учащихся. Работа над проектом помогает детям проявить себя совершенно неожиданно. У них есть возможности показать свои организаторские способности, скрытые таланты и умения.
Проект ориентирован на достижение целей самих учащихся и поэтому уникален. Он формирует большое количество умений и навыков и потому эффективен. Он формирует опыт деятельности и потому незаменим. Проектная деятельность может стать альтернативой классно-урочному обучению. Будущее образования - в балансе альтернатив.
Таким образом, деятельность учащихся при реализации проектов формирует навык поиска информации, расширяет возможности интерактивного общения, закладывает фундамент для самостоятельной познавательной деятельности, позволяет оценить свои новые возможности, лучше понять себя и окружающий мир, а значит, является прекрасным способом самореализации личности школьника.

Надежда ДЕМИДОВА, учитель русского языка и литературы школы №354 имени Дмитрия Карбышева