Музей истории школы «Школа на Старой Басманной», расположенный в образовательном комплексе школы №354 имени Дмитрия Карбышева, - один из девяти хранилищ образовательного комплекса. Все они воспитательные центры открытого пространства, интегрированные в образовательный процесс, все связаны с преподаванием учебных дисциплин и дополнительным образованием учащихся.
Музею 15 лет. Он находится в старинном здании в Гороховском переулке. Здесь уже 135 лет работает учебное заведение - бывшая школа №325, созданная известным меценатом нашего города бароном фон Дервизом.
Вся музейная деятельность - сбор материалов, исследования, пополнение фондов, проведение экскурсий и мероприятий различной направленности - ведется активистами музея, в основном старшеклассниками.
Основные положения деятельности школьного музея «Школа на Старой Басманной» сформулированы так:
- музей образовательного учреждения интересуется всеми аспектами учебно-воспитательного процесса и пытается найти ответы на возникающие вопросы, отражая их посредством музейной экспозиции;
- в процессе музейной деятельности школьникам прививается способность критически осмысливать характер развития социума и его тенденции, у каждого ребенка развивается чувство ответственности за состояние отношений между личностью и обществом;
- педагог вовлекает учащихся в процесс обучения на принципах сотрудничества и сотворчества;
- музей не ограничивается распространением знаний, а формирует взгляды, навыки, убеждения;
- для формирования целостного представления о мире в музейной деятельности используются межпредметные связи.
В 2015 году разработан новый вариант программы практической и научно-методической деятельности музея. Цель программы - создание условий для разностороннего развития школьников путем включения их в многообразную музейную деятельность. А значит, решается ряд задач:
- формирование самосознания, становление активной жизненной позиции школьников;
- формирование умения успешно адаптироваться в окружающем мире;
- развитие творческих и организаторских способностей;
- предоставление возможности реализоваться в соответствии с собственными склонностями и интересами, проявить свою неповторимую индивидуальность;
- формирование детско-взрослой совместной музейной деятельности;
- освоение нового типа и форм занятий, формирование профессиональной компетентности педагога, занимающегося музейной деятельностью;
- формирование системы критериев и механизмов оценки образовательного процесса педагогики музейной деятельности;
- развитие познавательных способностей и познавательной деятельности учащихся;
- формирование поисковых, проектно-исследовательских умений и навыков;
- воспитание любви к школе, ее истории и традициям;
- воспитание общей культуры школьников средствами музейной деятельности.
Эта программа стала основой эффективного взаимодействия педагогов и учащихся. Она позволяет решать комплекс задач - от формирования у школьников навыков визуального мышления и межличностного общения до получения знаний о специфике и истории изучаемого предмета, освоения культурного опыта. Тем самым в условиях музея такая программа дает учащимся возможность самостоятельно приобрести и развивать следующие умения и способности:
- визуального мышления;
- оценки зрительных образов в условиях постоянно возрастающего потока визуальной информации;
- работы с историческими источниками;
- научного оформления материала;
- изложения самостоятельных суждений;
- творческого отношения к окружающему миру и процессу любой деятельности.
Важность создания такой педагогической программы подтверждается в Законе «Об образовании в РФ», в документе «Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в Концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации.
Основное предназначение образовательной программы музейной деятельности: формирование общей культуры личности на основе воспитания гражданственности и любви к Родине, уважительного отношения к культурному достоянию своего народа, его обычаям и традициям, историческому прошлому, почитанию национальных святынь и символов, готовность к достойному служению обществу и государству.
Образовательная программа музейной деятельности органично вписывается в систему педагогического процесса образовательного учреждения, в концепцию развития учреждения.
При разработке программы использовались принципы организации образовательного процесса, актуальные для современного дополнительного образования и, в частности, для музейно-педагогической деятельности:
- личностно ориентированный подход к школьнику (учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся);
- творческое самоопределение учащихся в выборе особенностей музейной деятельности;
- теоретическая и практическая доступность занятий и проводимых мероприятий;
- наглядность в процессе поисковой, исследовательской и художественно-творческой деятельности;
- принцип научности - включение в содержание основных понятий, взаимосвязь и единство человека и общества, системность обучения и воспитания;
- принцип демократичности - педагог самостоятельно выбирает пути достижения планируемого программой результата деятельности;
- принцип практической направленности - практическая направленность реализуется за счет введения в каждый блок практических и интерактивных занятий, экскурсий, творческих заданий;
- принцип гуманизма - учащиеся получают сведения об истории школы, знакомятся с выдающимися ее выпускниками: деятелями науки, культуры, образования, экономики, внесшими свой вклад в развитие Москвы и нашей страны.
Важным этапом в процессе комплектования школьного музея стала подготовка учащихся к поисково-исследовательской деятельности. Это направление дает возможность школьникам проявить себя в исследовательской работе, закрепить исследовательские умения. В рамках исследования можно разрабатывать любую тему, интересующую учащихся. На подготовительном этапе начинается изучение темы по источникам, литературе.
Одним из основных принципов любой исследовательской работы является комплексность. Следуя ему, школьники пытаются всесторонне исследовать тему, стремятся связать изучаемые события с общеисторическими процессами, увидеть их характерные черты, установить достоверность получаемых сведений, понять роль отдельных лиц в этих событиях. Такой подход дает возможность составить объективное представление об изучаемых исторических явлениях, о степени их отражения в истории школы.
В процессе исследовательской работы происходит социальная адаптация учащихся, так как через личностное отношение к существующей проблеме проявляются их гражданская позиция, ценностные ориентиры. Важен момент организационного обеспечения поисково-исследовательской деятельности школьников, а именно:
- информирование членов педагогического коллектива о результатах работы музея, текущих задачах и планах на педагогических советах, методических совещаниях, заседаниях методических объединений;
- разработка индивидуальных и групповых творческих заданий по направлениям поисково-исследовательской работы;
- презентация результатов поисковой работы;
- обучение навыкам поисково-исследовательской деятельности: систематизация, обобщение, описание экспонатов, сопоставление фактов, работа с библиографическими источниками.
Создание экспозиции - важнейшая функция музея, основным содержанием которой является организация и проектирование экспозиции. В процессе экспозиционной работы музейные предметы становятся экспонатами, которые выстраиваются в определенную систему образов, через экспозицию музей решает свои основные задачи. Состояние экспозиции, ее научный уровень, богатство представленного материала определяют уровень работы музея. Специфика музейной экспозиции заключается в том, что то или иное школьное событие отражается в ней с помощью не только музейных предметов, но и художественных и технических средств. И поэтому над музейной экспозицией работает большой коллектив - педагоги, художники, родители, сами дети. Создание экспозиции - сложный процесс, проходящий несколько этапов:
- разработка концепции будущей экспозиции, то есть формулировка цели и задач ее создания и исполнения, определение и обсуждение тематики будущей экспозиции;
- разработка архитектурно-художественного решения экспозиции: в процессе художественного проектирования разрабатываются эскизы и макеты стендов, экспозиционных витрин, которые дают достаточно точное и образное представление о будущей экспозиции.
В музее «Школа на Старой Басманной» используются различные формы работы - как традиционные, так и нетрадиционные. Культурно-просветительская деятельность реализуется в соответствии с планами работы музея, образовательного учреждения, знаменательными датами и событиями в жизни страны, Москвы, развивается экскурсионная деятельность. Музейная экскурсия - форма культурно-просветительской деятельности музея под руководством педагога, обучающегося экскурсовода по заранее намеченной теме и специальному маршруту. В детских музейных экскурсиях используется вопросно-ответный метод (викторина), приемы игры, театрализации и продуктивной деятельности ребенка (рисунок, моделирование). Рассматривая экскурсию как форму воспитания, можно выделить несколько характеризующих ее функций: социально-информационная, социально-мобильная, социально-коррекционная.
В учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения используется уникальный содержательный материал, представленный в музее. Система работы дает возможность изучать историю школы разнопланово. Используются разнообразные формы образовательной музейной деятельности.
Немецкий ученый Ганс Фройденталь сформулировал совокупность требований к проведению занятий в музее, актуальных для педагогов и сегодня:
- каждое посещение музея - это занятие, и оно должно иметь конкретную (образовательную, воспитательную, развивающую) цель;
- посещение музея происходит после предварительной подготовки и в процессе занятий, когда учащиеся готовы к восприятию учебного материала;
- отбираются экспонаты для экскурсионного показа и музейных занятий с учетом возрастных особенностей и интересов школьников;
- итоги посещения музея - самостоятельное творчество детей (рисунки, сочинения, отзывы, рефераты на тему увиденного, создание моделей, проектов, презентаций).
Деятельность музея школы №354 имени Дмитрия Карбышева направляет совет музея, привлекая учащихся образовательного учреждения к совместной деятельности. Координацию работы совета музея осуществляет руководитель школьного музея, так как осуществление целенаправленного систематического педагогического руководства - важнейшее условие в образовательном процессе музейной деятельности.
Совет музея - это орган самоуправления учащихся, который создается с целью более эффективной работы по выполнению поставленных перед музеем задач:
- поисково-исследовательская деятельность. Учащиеся планируют поисковую работу по обозначенным направлениям, занимаются поиском и исследованием материала по определенной теме, ведут переписку с учителями - ветеранами, выпускниками и другими частными лицами, архивами, музеями, государственными и общественными учреждениями и организациями по вопросам поисково-исследовательской работы;
- фондовая деятельность. Члены совета музея организуют учет и описание новых материалов, предметов в книге музейных экспонатов, следят за хранением фондов;
- экспозиционная деятельность. Участвуют в составлении тематического плана экспозиции, составляют эскизы, находят и редактируют материал для временных выставок по отдельным актуальным темам, отбирают экспонаты и документы, ведут постоянную работу по обновлению экспозиции;
- культурно-просветительская деятельность. Учащиеся в тесном контакте с советом музея готовят информацию для теоретических занятий и внеклассных мероприятий, проводят экскурсии, консультации.
Одним из способов использования информационных ресурсов музея является формирование электронных каталогов. При их создании, описании экспонатов из базы данных на основе какой-то идеи отбираются материалы, группируются, структурируются, сопровождаются статьями, то есть происходит интерпретация информации.
Создаются электронные экспозиции, выставочное пространство, формируется специальная музейная среда. Применение аудио- и компьютерных программ в музее создает новые возможности в работе со школьниками. Данный вид информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, музейных занятий, вызывает интерес у учащихся.
Разрабатываются серии мультимедийных презентаций для использования в учебной деятельности и демонстрации их в рамках школьных мероприятий, виртуальных экскурсий, расширяя тем самым образовательное пространство музея.
Применяется офисная и компьютерная техника для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов.
Конечно же, вся эта деятельность - кропотливый труд руководителя музея по отбору материала, созданию электронной базы, а также вовлечению в эту работу учащихся школы.
Приобщение обучающихся к миру музея требует от педагога не только обширных знаний, но и владения методикой педагогики музейной деятельности. Педагогика музейной деятельности значительно расширяет возможности педагога в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания учащихся к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь школьников более насыщенной и интересной, повышает их культуру, развивает интеллект, предлагает новый инструмент для познания мира.
Деятельность педагогов, занимающихся музейной деятельностью, сконцентрировала в себе функции учителя, научного сотрудника и педагога дополнительного образования.
Руководитель музея образовательного учреждения принимает активное участие в обучающих семинарах, конференциях по проблематике музейной деятельности, проводимых на городском уровне, ведет научно-исследовательскую деятельность, участвует в профессиональных конкурсах.
Использование программно-методического материала в музейно-педагогической деятельности позволяет учителям школы активно использовать систематизированный, научно обоснованный и методически верно оформленный, наработанный годами, богатый и содержательный музейный материал. Программно-методическая работа с учителями школы помогает им структурировать свои знания и доступно, на высоком профессиональном уровне, донести материал до учащихся на уроках истории, географии, обществознания, МХК.
В центре музейного педагогического процесса всегда находится источник - подлинник истории и культуры. Здесь проявляется единство информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства школьников. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизируется визуальное мышление. Многое создано в музее самими детьми и их педагогами в процессе долгой поисково-исследовательской, экспозиционной работы. Такой широкий спектр направлений в работе позволяет нашему музею привлечь к активной деятельности многих заинтересованных учащихся и превратить музей в центр культурного и гражданско-патриотического воспитания.
Сегодня музей «Школа на Старой Басманной» - это не только носитель культурных традиций, но и мощное средство воспитания и образования человека, это пространство реального соприкосновения с опытом и знанием прошлых поколений. С точки зрения музейной педагогики наш музей рассматривается как универсальная модель мира. Именно поэтому педагогика музейной деятельности не замыкается на пространстве музея. Способы познания мира, сообразные музею, могут быть перенесены в среду ближайшего окружения ребенка. Педагогика музейной деятельности может существовать вне пространства музея и использовать способы познания, адекватные музею, накопленный опыт в учебной, исследовательской и познавательной деятельности личности школьника.
- Я побывал в школьном музее, - восторженно сказал Павел Лукьянов, - и сделал хорошее дело: провел ревизию в своем сердце.
Проект «Наша школа вчера и сегодня» успешно реализован в рамках Московского городского конкурса «Времен связующая нить: урок в школьном музее», где был отмечен дипломом лауреата.
Интерактивное занятие в школьном музее разработано в соответствии с планом учебно-воспитательной работы школы. Применение интерактивных методов работы позволяет повысить интерес учащихся к занятиям в музее, способствует качественному усвоению информационного материала, развивает мотивацию к творческой деятельности. Участники интерактивного занятия имели возможность провести самоанализ и совершенствовать личностные качества. Подготовила и провела интерактивное занятие я, руководитель школьного музея Елена Иванова. Активно участвовал в проведении этого занятия учитель информатики школы Александр Журавлев.
Цель интерактивного занятия - содействовать развитию у учащихся чувства любви к своей школе, причастности к ее жизни, к жизни и истории Отечества, ответственности за его судьбу. Интерес к традициям школы, гордость за ее историю вызывает у школьников желание найти новые материалы о ее выпускниках и пополнить музейный фонд.
Перед занятием был проведен опрос старшеклассников: «Что значит для вас музей школы?» 87 процентов опрошенных ответили: «Наш музей - это визитная карточка школы».
На занятии обсуждались виды учебных заведений в дореволюционной России; технические средства обучения химии, физики, биологии в дореволюционной России и в современной школе; традиции школы; выпускники в истории школы. И все вместе пришли к выводу - интерактивная форма школьного музея необходима. Была создана рабочая группа учащихся (по желанию) для решения данной проблемы.
Общему вниманию была представлена презентация проекта «16 фактов из истории родной школы». Об этих фактах не знал никто, и для нас, педагогов, важна была точка зрения группы старшеклассников, чтобы в последующем внести их мнения в книгу, посвященную 135-летию школы (ноябрь 2016-го). Проект был поддержан всеми участниками интерактивного занятия.
Следует сказать, что к 125-летию школы была выпущена книга, которая называется «Летопись одной из старшейших московских школ». Это проект под названием «История московского образования в истории школ Центрального округа». Книге десять лет, она экспонируется в музее и до сих пор пользуется вниманием учащихся: здесь представлены фотографии гимназии фон Дервиз, учебных предметов, книг, многие из них можно потрогать.
Как усилить интерес старшеклассников к материалам музея для дальнейшего использования в учебной и внеучебной деятельности? Ребята отвечали так: можно использовать материалы при изучении географии, биологии, МХК, истории, обществознания, а также при разработке исследовательских и социальных проектов в рамках проведения ежегодной международной конференции «Карбышевские чтения». А еще школьники предложили организовать экскурсии «Моя Москва - школьная кругосветка».
Интерактивные занятия дают учащимся возможность высказываться, отстаивать свою точку зрения, сопоставлять ее с ответами других.
Главным результатом урока со старшеклассниками в школьном музее, с точки зрения педагогов, является развитие общекультурных компетенций будущих выпускников нашего образовательного комплекса.
Технологическая карта урока в музее «Школа на Старой Басманной» и комментарий к ней, разработанные автором статьи, помогут учителям проводить интерактивные занятия в школьном музее.

Технологическая карта
Тема урока - «Наша школа вчера и сегодня». Планируемые результаты - у учеников 10-х классов формируется представление об истории школы как о части истории страны; воспитывается потребность участвовать в возрождении, сохранении и развитии школьных традиций; учащиеся приобщаются к социально значимой деятельности в рамках работы музея. Задачи урока - показать роль музея «Школа на Старой Басманной» как хранителя памяти, традиций, истории учебного заведения; развивать критическое мышление у школьников, навыки коммуникативного общения, умение вести диалог и отстаивать свою точку зрения; способствовать вовлечению учащихся в социально полезную деятельность посредством работы в школьном музее. Учитель, создав на занятии доброжелательную и непринужденную обстановку, позволяет каждому ученику высказать свое мнение по обсуждаемой проблеме, активно участвовать в диалоге, учит размышлять, оценивать исторические события, анализировать, обсуждать материал, делать соответствующие выводы. Презентация проекта: «16 фактов из истории родной школы».

Комментарий к технологической карте
Содержание интерактивного занятия в школьном музее «Школа на Старой Басманной» тесно связано с внеурочной деятельностью нашего образовательного учреждения и является ее составной частью.
Тема урока «Наша школа вчера и сегодня» дает возможность использовать разнообразные формы занятий, в том числе нетрадиционные (интерактивное занятие).
Подготовка интерактивного занятия ведется заранее. Шесть учеников получают задание - под руководством учителя готовят проблемные вопросы, одна ученица разрабатывает проект «16 фактов из жизни родной школы» и готовит его презентацию.
Учитель начинает занятие, его задача - создать мотивацию для активной познавательной деятельности учащихся. В своем вступительном слове он говорит о том, что школьный музей является визитной карточкой школы, хранителем ее памяти, традиций, истории, знакомит с идеей создания музея, его основателями, которые начали собирать музейную экспозицию. Каждый из участников занятия может выступить в качестве эксперта, задав выступающему вопросы.
Следующим этапом занятия является знакомство учащихся с основными направлениями деятельности школьного музея с целью определения перспектив развития музея, улучшения его деятельности, организации виртуального музея. Эти вопросы обсуждаются в группах в формате свободной дискуссии. Учащиеся отвечают на проблемные вопросы, высказывают свою точку зрения.
Ученики обсуждают проблемные вопросы, касающиеся форм работы школьного музея с использованием информационных технологий. Затем учитель предлагает подвести итог данного интерактивного занятия и по его результатам сделать выводы.

Домашнее задание: метод «выходная карта»
Ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы:
1. Главная мысль проведенного занятия в школьном музее.
2. Вопрос, который остался у вас после обсуждения.
3. Назовите мысль, с которой вы не согласны. Обоснуйте.

Елена ИВАНОВА, учитель истории и обществознания школы №354 имени Дмитрия Карбышева, методист, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук