Казалось бы, подготовка инженера - задача исключительно технического вуза. Однако в наше время и педагогический вуз не может оставаться в стороне от этой глобальной проблемы.
В Институте математики, информатики и естественных наук Московского городского педагогического университета прошло совещание, посвященное созданию Образовательного центра развития инженерно-технических компетенций. В инициативную группу вошли как представители педагогического сообщества из разных регионов России, так и производители, поставщики учебного оборудования в сфере мехатроники, робототехники и других перспективных направлений технического творчества.

В совершенствовании программ технической направленности, реализуемых в системе дополнительного образования школьников, заинтересованы все: государство, общество, бизнес. Как объединить их усилия? Это непростая задача. Для ее решения настало время объединиться всем заинтересованным сторонам. Поэтому участники совещания поддержали инициативу Ассоциации участников рынка арт-индустрии по объединению отдельных компонентов системы образования и производителей (поставщиков) современного оборудования и средств обучения, направленных на качественное и массовое внедрение инноваций в образование.
Согласились участники совещания и с тем, что реализация Концепции развития дополнительного образования детей, региональных и муниципальных программ развития технического творчества и формирования инженерно-технических компетенций учащихся общего и дополнительного образования осуществляется крайне медленно. Это проявляется в недостаточном количестве дополнительных общеобразовательных программ, развивающих компетенции в области мехатроники, робототехники, электроники, программирования.
Наблюдается дефицит квалифицированных педагогов, готовых организовать учебный процесс на современном оборудовании, с использованием образовательных технологий, популяризирующих инженерные профессии и формирующих инженерно-технические компетенции учащихся.
Мало используются механизмы государственного и частного партнерства для повышения качества, доступности и инвестиционной привлекательности программ общего и дополнительного образования в области инженерно-технической подготовки и технического творчества.
Обозначенную проблему надо решать. Но как? С чего начать? Участники совещания решили создать Образовательный центр развития инженерно-технических компетенций на базе Московского городского педагогического университета, интегрирующего в своей деятельности технологии сетевого взаимодействия, популяризацию научных знаний и исследовательской деятельности, современные методики профессионального обучения и повышения квалификации педагогических кадров.
Были горячо поддержаны не только цели будущего центра, но перспективы создания специального web-ресурса, позволяющего обеспечить информационную поддержку педагогического сообщества по вопросам подготовки педагогических кадров в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества.
На базе центра планируется готовить педагогов для общего, дополнительного и профессионального образования, реализующих программы инженерно-технического профиля. Здесь же будут обучаться магистранты, которые должны получить знания для обучения педагогов, оказывающих тьюторскую помощь начинающим специалистам в области технического творчества школьников.
Какие задачи неизбежно возникнут перед новым центром? Их немало. Вот лишь некоторые. Реализация программ магистерской подготовки и переподготовки педагогических кадров в области непрерывного инженерного образования. Разработка методик и программ, позволяющих проводить занятия с детьми, проявляющими особый интерес к техническому творчеству. Формирование инженерно-технических компетенций и подготовка учащихся 10-14 лет к участию в конкурсе JuniorSkills и в других мероприятиях, подтверждающих успешность и заинтересованность школьников в дальнейшем обучении в вузах инженерного профиля.
Создание системы дистанционного обучения, дистанционной тьюторской помощи педагогам, реализующим программы технического творчества, разрабатывающим авторские технологии и организующим проектную и исследовательскую деятельность школьников, - еще одна важная задача, требующая скорейшего решения.
Участники форума одобрили предложение института о разработке программы использования сетевых технологий, позволяющих обучать по программам магистерской подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов не только Москвы и Московской области, но и других регионов РФ.
Использование возможностей государственно-частного партнерства, обеспечивающего непрерывное взаимодействие всех заинтересованных сторон этого производственно-педагогического процесса, позволит создавать в будущем тиражируемые «комплексные решения», обеспечивающие трансфер современных технологий в дополнительное образование.
Ученые, педагоги и представители бизнеса поддержали предложение о создании при Ассоциации участников рынка арт-индустрии Гильдии индустрии учебной мехатроники, робототехники и других видов технического творчества. Ее работа объединит усилия и ресурсы образовательных учреждений и производителей (поставщиков) современного оборудования и средств обучения в решении задачи популяризации профессии инженера, повышения ее престижа в современном обществе. А это в свою очередь обеспечит формирование инженерно-педагогических компетенций будущих педагогов, повысит уровень их профессиональных знаний, практических умений и мастерства в области учебной мехатроники, электроники, робототехники.
Деятельность Гильдии индустрии учебной мехатроники будет содействовать наиболее полному раскрытию творческого и делового потенциала ее членов, созданию благоприятных условий для их профессионального роста и достижения коммерческого успеха.
Еще одно перспективное направление работы новой организации - консолидация педагогического сообщества и производителей современного оборудования в области учебной мехатроники, электроники, робототехники и других видов технического творчества. А это, безусловно, неизбежно способствует повышению престижа профессии педагога, реализующего программы инженерно-технической направленности.
На совещании было много жарких споров, высказывались разные, порой диаметрально противоположные точки зрения. Но все сошлись в одном: воспитание будущих инженеров - задача общая, а партнерское взаимодействие является одним из эффективных инструментов ее решения. Рабочая группа пригласила всех, кто неравнодушен к детскому творчеству, кто стремится придать нашему образованию новое качество, к сотрудничеству. И недалеко то время, когда мы будем восхищаться новыми техническими творениями талантливых детей и воодушевленной деятельностью их наставников.

Сергей ГРИГОРЬЕВ, доктор технических наук, профессор, директор Института математики, информатики и естественных наук МГПУ;
Ирина ЕГОРОВА, президент Ассоциации участников рынка арт-индустрии;
Наталья МИХАЙЛОВА, доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель социально-образовательных проектов Ассоциации участников рынка арт-индустрии