И самые яркие воспоминания - это лагерь, где есть шанс ощутить себя самостоятельным без присмотра мамы и папы, построение на линейке для поднятия флага, вечерний костер и незабываемая прощальная ночь с песнями под гитару. Так было у нескольких поколений. Но время идет, меняется реальность. Как сегодня проводит лето ученик, отдыхающий на каникулах?
Конечно, было бы замечательно, если бы у каждого появилась возможность на все лето покинуть душный мегаполис и отправиться куда-нибудь в ближнее Подмосковье или еще дальше - на юг. Смена обстановки, новые друзья и впечатления, а еще свежий воздух, фрукты, игры и кружки по интересам - все это позволяет растущему организму отдохнуть, а взрослеющему человеку набраться солнца, радости, позитива. Но так получается не всегда. И тогда перед родителями встает ряд вопросов: как будет проводить лето мой ребенок, где можно увидеть достойные предложения по организации детского досуга и отдыха? Еще острее эта проблема обозначается в семьях детей с ОВЗ и инвалидностью. Часто медицинские противопоказания не позволяют ребенку покинуть город, или эмоционально-личностные особенности школьника таковы, что ему обязательно каждый вечер надо возвращаться к себе домой, не разлучаясь надолго с семьей. И тогда на помощь могут прийти специалисты проекта «Открытый город», реализуемого в рамках Городского психолого-педагогического центра. «Открытый город» - это отличная возможность для каждого ребенка приобрести новых друзей, хорошо отдохнуть, поучаствовать в увлекательных квестах, а также реализовать свои творческие возможности. Сюда дети приходят утром, играют, поют, танцуют, занимаются в интересных кружках, а во второй половине дня их забирают домой родители.
В июне в ряде территориальных отделений Городского психолого-педагогического центра организованы инклюзивные площадки для досуга и отдыха детей от 4 до 17 лет. Каждое территориальное отделение разработало и внедряет свою уникальную авторскую программу досуга и отдыха, так что жителям мегаполиса предоставлен большой спектр занятий для детей в соответствии с их интересами и возможностями. На инклюзивных площадках дети смогут посетить творческие мастерские по квиллингу, валянию из шерсти, оригами, пескопластике и др., будут общаться и радоваться.
В ТО «Крылатское» запланировано большое количество спортивных мероприятий - игры в хоккей на траве, футбол и шахматы. В ТО «Переделкино» - ролевое фехтование, студии танца и изобразительной деятельности, конструирование из Lego. В ТО «Чертаново» дети поиграют в «Поле чудес», станут участниками фестиваля «Золотая маска», в день Нептуна ознакомятся с азбукой Морзе и азбукой моряков, в день мультяшек в ходе игр и викторины вспомнят любимые мультфильмы. Перечислить все невозможно. Но все инклюзивные площадки Городского психолого-педагогического центра объединены одной общей идеей - свобода общения и творчество.
Отдельно можно сказать об оригинальных программах территориального отделения «Таганское», рассчитанных на подростков от 11 до 17 лет:
- программа «Музыка в городе» позволит подросткам научиться слышать и дополнять друг друга, перейти от монолога к диалогу, находить музыкальные средства для выражения чувств и идей;
- программа «Искусство в городе» познакомит участников с различными течениями в искусстве: видео-арт, эко-арт, даст возможность через изодеятельность поработать со своим эмоциональным состоянием;
- программа «Практики внимательности» поможет подросткам научиться прислушиваться к себе, понимать свои истинные желания и определять цели, выбирать способ решения поставленной задачи, не отвлекаясь на второстепенное, концентрировать внимание, справляться с тревогой и стрессом.
Приведем пример одного дня в территориальном отделении «Выхино». Сюда пришли дети от 4 до 12 лет. В первый день была проведена торжественная линейка, команды представили свои девизы, эмблемы и названия: «Карибские пираты» и «Голубь мира». Инструктор по АФК организовал работу танцевальной мастерской и спортивные игры на улице. Завершился этот день поиском «волшебной» карты. В ходе интересного и захватывающего квеста «В поисках сокровищ» ребята попробовали свои силы в различных испытаниях: балансировали на слэклайне над пропастью с крокодилами, пробирались сквозь джунгли, искали ответы на непростые вопросы.
В территориальном отделении «Переделкино» ребят собрали в команды, которые соревнуются между собой: у кого громче и интереснее речевка, кто быстрее пробежит эстафету, кто сможет лучше подготовиться к финальному концерту. В каждой группе дети разного возраста - от 4 до 10 лет. Старшие помогают младшим, и вне зависимости от возраста и возможностей все вместе поют, рисуют, играют. Эти досуговые мероприятия посещают как ребята с нормативным развитием, так и дети, имеющие нарушения сердечно-сосудистой и дыхательной систем, с особенностями сенсорного, речевого, двигательного и интеллектуального развития. Каждый из них при помощи опытных и чутких педагогов находит свое место в группе, учится взаимодействию с другими детьми, такими разными и непохожими друг на друга.
Отдельно хочется отметить профессионализм специалистов, организующих деятельность таких групп. Все педагоги, работающие с особыми детьми на площадках ТО этим летом, прошли специальную подготовку. Каждый взрослый проживал один день в таких тренировочных группах в роли ребенка с ОВЗ. Части педагогов завязывали глаза (нарушения зрения), другим закрывали наушниками уши (нарушения слуха), ограничивали движения рук (нарушения опорно-двигательного аппарата), запрещали говорить (тяжелые нарушения речи и поведенческие особенности при РАС). Именно такой способ позволил взрослым людям в прямом смысле на себе испытать, как чувствует себя особый ребенок в окружающем его мире и в какой ситуации он остро нуждается в помощи.
Лето - это время возможности отойти от привычных схем и шаблонов, время, когда любой ребенок может получить неоценимый новый опыт. Именно в процессе совместной досуговой деятельности можно почувствовать, что такое надежное плечо друга, работа в команде, сотрудничество и взаимовыручка.
«Открытый город» - это территория доверия и взаимодействия для всех детей!

Мнение эксперта


 «На таких площадках появляется возможность создания естественной среды для социализации. Ребенок сам, опираясь только на свои интересы, а не на авторитетное мнение взрослого, может выбрать занятие по душе. Огромный плюс - работа в команде, где не важны возраст, уровень психофизического развития, а есть только желание внести посильный вклад в общую деятельность: создать картину, поделку, конструкцию из Legо».
Александр СТАТНИКОВ, педагог-психолог, методист территориального отделения «Крылатское»