В детстве, по мнению Василия Сухомлинского, человек должен пройти эмоциональную школу - школу добрых чувств: «Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь...» Вот почему, по нашему мнению, так важно, чтобы все, что воспринимает ребенок в окружающем мире, вызывало в его душе эмоциональный отклик, добрые чувства, положительное отношение к окружающему.
Вместе с тем психологи утверждают, что нравственные чувства не могут возникнуть путем естественного вызревания. Их развитие осуществляется постепенно в процессе накопления и эмоционального освоения конкретных фактов из жизни Родины. И это развитие зависит от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок. При целенаправленном воспитании патриотические чувства ребенка гораздо богаче, чем у детей, не получивших правильного воспитания.
Принимая во внимание структуру и содержание понятия «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как процесс взаимодействия воспитателей и воспитанников, направленный на развитие патриотических чувств, формирование патриотических убеждений и устойчивых норм патриотического поведения и поступков.
Исследования показывают, что первоначально ребенок активнее включается в различные виды деятельности вне школы (в секции, клубы, кружки), и это позднее может создать основу для изменения отношений с окружающими, изменения отношения к самому себе, стабилизации поведения и личностных особенностей. Идея единства учебного процесса и дополнительного образования как нельзя кстати.
В ней органично взаимодействуют познавательная деятельность детей по интересам и клубная (дополнительное образование), в которой предоставляются наиболее благоприятные условия для развития способностей. Единство общего и дополнительного образования - важнейший путь гуманизации учебно-воспитательного процесса.
Систематизирующими видами деятельности при этом становятся познавательная и клубная. Познавательная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, к расширению познавательного кругозора, что активизирует познавательную деятельность. С другой стороны, в процессе занятий по интересам ребенку легче самореализоваться среди сверстников.
Воспитание патриотизма не может идти эпизодически, без содержательной основы. Нельзя воспитать патриота вообще. Трудно представить патриота, в ком отсутствует любовь к родной матери, родному языку, своей семье, своему городу, родной природе, землякам. В воспитании патриотизма нельзя перескочить через какой-то этап. Этот процесс требует учета истории, местных условий, национальной психологии, культуры, героико-патриотических традиций, обычаев старших поколений данного народа.
Интересный опыт работы по патриотическому воспитанию накопился в школе №354 имени Дмитрия Карбышева. Проект «Народный памятник - на народные деньги» разработал ученик 8-го «Д» класса Павел Стрихар. Участники проекта - его одноклассники.

...За последние годы заметно изменились и похорошели улицы, дворы и парки Басманного района столицы. Изменились и люди, проживающие в районе. Басманный по-настоящему становится нашим! Об этом свидетельствуют имена людей и названия организаций, принявших участие в общественном движении «Народный памятник - на народные деньги». За каждым рублем из собранных средств стоит живой человек, его мысли и чувства, его память и долг, и мы, старшеклассники школы №354 имени Дмитрия Карбышева, не имеем права обойти кого бы то ни было вниманием. Более того, учитывая тот факт, что ученики, родители и учителя нашей школы принимали самое активное участие в этой акции.
Открытие на площади Разгуляй памятника 7-й Бауманской дивизии народного ополчения работы архитектора Зураба Церетели стало для Басманного района Москвы настоящим событием года, ознаменованного 70-летием Великой Победы.
Цель проекта - создание условий для социальных проб личности школьника; необходимых механизмов для участия детей в принятии решений; создание ситуаций выбора, в которых подростки находят решение важной социальной проблемы на основе своих ценностей, нравственных установок и социального опыта.
Задачи:
1. Изучить историю и происхождение народного памятника.
2. Выявить имена людей и организаций, принявших участие в общественном движении «Народный памятник - на народные деньги» в рамках сотрудничества с Советом депутатов и Советом ветеранов муниципального округа Басманный.
3. Провести опрос людей, участвующих в акции «Народный памятник - на народные деньги».
4. Принять участие в международной научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Басманного района Москвы» (октябрь 2016 г.).
Гипотеза: если тема социального проекта учитывает интересы и возможности конкретной группы школьников, то успешность его реализации гарантирована. Кроме того, у учеников появляются способности:
- принимать ответственность за свои действия;
- делать выбор и контролировать свою личную и общественную жизнь;
- определиться в отношении ценностей.

Новизна проекта
Опыт социального партнерства между детьми и взрослыми, приобретенный в ходе разработки и реализации проекта «Народный памятник - на народные деньги», способствует становлению гражданской позиции школьников, определяет вектор их социального развития.
Басманный район изменил свое лицо - в его центре, на площади Разгуляй, появился памятник 7-й Басманной дивизии народного ополчения. Он - народный памятник - уже стал для жителей района объединяющим началом, центром притяжения и, надеемся, останется таким для детей и внуков.
Идея проекта возникла на встрече с ветеранами в мае 2015 года. Ветераны, общаясь с нами, поблагодарили за участие в сборе средств на народный памятник. Они подчеркнули тот факт, что ветеранов становится все меньше и меньше, и в ближайшем будущем лишь памятники и мемориальные доски будут напоминать нам о тех воинах, которые своим беспримерным мужеством и отвагой одолели врага, отстояли свободу и независимость нашей Родины.
Реализация проекта проходила 4 этапа.

1-й этап. Выбор проблемы
Это было несложно. Именно мы, учащиеся 8-го «Д» класса, были назначены ответственными за сбор средств на народный памятник. В нашей команде 10 человек. Мы нашли единомышленников из числа родителей, учителей. Ходили по классам, рассказывали о значимости установки памятника, о его влиянии на окружающее социальное пространство.
При входе в школу, на 1-м этаже, был установлен ящик, в который каждый мог опустить денежные средства.
Для моих одноклассников проект оказался интересным, понятным. Мы с удовольствием решали организационные вопросы, встречались с ребятами, родителями, учителями.

2-й этап. Информационный
На этом этапе мы разделились на группы. 1-я группа изучала историю вопроса. Для этого ребята встречались с депутатом Совета депутатов муниципального округа Басманный, доцентом МГТУ имени Николая Баумана Григорием Змиевским. Вот что рассказал Григорий Николаевич:
- 7-я дивизия народного ополчения Бауманского района формировалась в помещении школы №353 имени Александра Пушкина. Командиром дивизии был Иван Заикин. Всего в дивизию вступили 12000 человек. На восточный берег Днепра дивизия прибыла в конце июля 1941 года. В конце лета ополченцы участвовали в успешной для нас Ельнинской операции. С 1 сентября дивизия стала 29-й стрелковой; входила она в состав Резервного фронта с маршалом Семеном Буденным во главе. 30 сентября началось наступление немцев на Москву. 5 октября 1294-й полк 29-й дивизии вступил в бой с немецкими танками. Два остальных полка 6 октября семь раз атаковали немцев на берегу реки Вязьмы. На этом рубеже более 6000 ополченцев 29-й дивизии отдали свои жизни.
2-я группа работала с исторической литературой. Их главная задача заключалась в том, чтобы найти ответ на вопрос, кто же такие ополченцы.
Как писал Маршал Советского Союза Георгий Жуков: «Они... не обладали военными навыками, многое пришлось познавать уже в ходе боев, но было нечто общее, что всем им было свойственно, - высочайший патриотизм, непоколебимая стойкость и уверенность в победе».
3-й этап. Содержательный
По сведениям, полученным в муниципальном округе Басманный, в общественном движении «Народный памятник - на народные деньги» приняли участие более тысячи москвичей и десятки организаций, на установку памятника собрано более 6 миллионов рублей. Для нас было важно узнать, какие организации и кто лично из москвичей принял участие в общественной инициативе «Народный памятник - на народные деньги». С этим вопросом мы обратились к главе муниципального округа Басманный, председателю Совета депутатов Геннадию Аничкину. Нам были предоставлены следующие материалы: в акции приняли участие 85 различных организаций, среди которых советы ветеранов, советы депутатов, фонды, ЗАО, ООО, религиозные организации, школьные сообщества и др., а также личные пожертвования более 1500 человек.
Мы взяли интервью у тех, кто принимал активное участие в акции «Народный памятник - на народные деньги»:
- у Геннадия Аничкина, главы муниципального округа Басманный, председателя Совета депутатов;
- у Игоря Волка, летчика-космонавта, Героя Советского Союза;
- у Сергея Степашина, председателя Императорского православного палестинского общества, генерал-полковника;
- у Генриха Новожилова, авиаконструктора, академика АН СССР, дважды Героя Социалистического Труда;
- у Михаила Савелия, участника Великой Отечественной войны;
- у Татьяны Родионовой, почетного жителя Басманного района, директора школы №354 имени Дмитрия Карбышева, заслуженного учителя РФ.
- Мы всегда будем в неоплатном долгу перед теми, - сказала директор нашей школы Татьяна Константинова, - кто ушел на фронт и погиб, защищая нашу Москву, наше Отечество. Каждый из нас благодарен всем тем, кто ценой невероятных усилий отстоял нашу Родину, завоевав для нас Победу в этой кровопролитной войне. Сегодня, открывая монумент воинам-ополченцам 7-й Бауманской дивизии народного ополчения, сохраняя и развивая Басманный район, мы отдаем дань подвигу героического русского народа и вспоминаем каждого бауманца, отдавшего жизнь за Великую Победу! Надо сказать, что это благое дело еще и потому, что оно воспитывает в душах подрастающего поколения чувство глубокого патриотизма, основанного на гордости за своих земляков!
- Монумент призван хранить память о наших земляках, - отметил глава муниципального округа Басманный, председатель Совета депутатов Геннадий Аничкин, - о 12 тысячах жителей Бауманского района, добровольно ушедших в народное ополчение. Это память о подвиге всех защитников Родины, отдавших свои жизни в борьбе с захватчиками, а также их жен и матерей, мужественно вынесших на своих плечах тяготы войны, обеспечивших надежный материальный и духовный тыл, хранивших любовь и верность. Этот символ всеобъемлющ, как и подвиг народа в годы Великой Отечественной, как благодарность потомков.
- Наша планета необъятна для отдельного человека, - добавил летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Игорь Волк, - но в то же время она маленькая и хрупкая - это становится понятным при взгляде из космоса. Мы не имеем права подвергать ее тем ужасам и разрушениям, которые несет с собой война. Вторая мировая была самой страшной, и помнить о людях, благодаря которым был побежден воинствующий фашизм,  наш общечеловеческий долг. Памятник народному ополчению в Басманном районе Москвы станет еще одним напоминанием о нем нам и нашим детям, и я искренне рад, что мне довелось быть причастным к его появлению.
- Я из того поколения людей, - присовокупил председатель Императорского православного палестинского общества, генерал-полковник Сергей Степашин, - для которого слова «есть такая профессия - Родину защищать!» святы. Мой отец являлся морским офицером, затем служил в органах МВД, полковник, тесть - Герой Советского Союза, сапер, в послевоенное время стал подполковником, доцентом, преподавал в военном училище. Сам я избрал эту благородную профессию сознательно, еще в юности. Я преклоняю голову перед подвигом советского народа в Великой Отечественной войне. История 7-й дивизии народного ополчения Бауманского района Москвы является ярким примером массового подвига наших людей в войне за свободу Отечества. О подвигах героев дивизии должны знать потомки. Память, олицетворенная в том числе и в этом народном памятнике, будет напоминанием всем поколениям наших соотечественников о них и миллионах других тружеников войны, которые подарили миру Победу над черными силами гитлеровского фашизма.
- Май сорок пятого, - вспоминал авиаконструктор, академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда Генрих Новожилов. - Победа. Мир. Они в нашей памяти не только в образе нашего солдата и офицера, но и в образе солдатской жены и матери, которые вынесли на своих плечах неимоверные тяжести. Миллионы из них не дождались своих мужей и сыновей. Памятник 7-й Бауманской дивизии народного ополчения, на котором женщина - вдова и мать - держит в руках фотографию погибшего солдата, - глубоко символичен. Его открытие - это не только дань памяти погибшим, но и знак нашему будущему поколению: мы не только должны помнить о тех, кто не вернулся с войны, но и в память о них бережно хранить этот хрупкий мир.
- Из двенадцати дивизий московского народного ополчения, - продолжил тему участник Великой Отечественной войны Михаил Савелий, - в июле 1941 года уже были сформированы девять, в том числе и 7-я дивизия Бауманского района. Сооружение посвященного ей монумента имеет значение не только для жителей района. Это событие всенародного значения, так как памятник будет стоять в центре Москвы, и к нему будут приходить не только москвичи, но и гости столицы. Павшие живы, пока жива о них память, потому что не во власти человека самому терять что-то из своей памяти. Эта скульптура обогащена множеством смыслов и творческих особенностей, она придает силы и вызывает гордость. В нашей жизни всегда лучшими были те памятники, которые воздвигались самой общественностью на свои средства...
На встрече в управе Басманного района к нам обратились депутаты с просьбой поделиться своими впечатлениями о том, как проходило открытие памятника, так как ведутся съемки документального фильма, создание которого планируется завершить к 75-летию с момента формирования народного ополчения в 1941 году.
Каждый из нас (10 человек) написал письменную работу на тему «Событие юбилейного года». Получился интересный и содержательный рассказ. Этот материал мы передали в управу.

4-й этап. Выводы
С этим проектом мы выступили на Международной научно-практической конференции, которая была посвящена вопросам сохранения историко-краеведческого наследия Басманного района. Нас поблагодарили за интересный и нужный проект и предложили не останавливаться на достигнутом и взять шефство над народным памятником: ухаживать за ним, высаживать цветы, смотреть за чистотой и порядком около памятника, проводить экскурсии для младших школьников.
Выводы по проекту:
1. 2015 год был годом 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. И именно в этот, юбилейный, год произошло знаковое для Басманного района событие - был открыт на площади Разгуляй памятник 7-й Бауманской дивизии народного ополчения. Наша школа внесла лепту в это благородное дело. А мы, восьмиклассники, разработали социальный проект и его материалы передали в управу для создания документального фильма.
2. Мы решили продолжить наш проект. Следующим его этапом является разработка экскурсионного маршрута к народному памятнику для учащихся нашей школы. Будем формировать группу экскурсоводов, собирать необходимый материал.
3. Мы считаем, что каждый из нас в отдельности не в состоянии повлиять на происходящее в мире, стране, городе, но может сделать так, чтобы вокруг нас, в школе, в семье, жизнь была добрее, а для этого надо нести добро самим, нести его каждый день. Только тогда можно надеяться, что мир вокруг нас будет добрым... Шефство над народным памятником на площади Разгуляй - наш долг перед прошлым и будущим.
С управой и муниципалитетом Басманного района планируем разработать двухстороннее соглашение о шефстве над памятником 7-й Бауманской дивизии народного ополчения.
4. Подготовиться и принять активное участие в ежегодной научно-практической конференции «Историко-культурное наследие Басманного района Москвы».

В настоящее время проблема патриотического воспитания претерпевает существенные изменения. Во многом это обусловлено социально-политическими преобразованиями, происходящими в государстве и оказывающими влияние на все сферы человеческой деятельности.
Противоречивость современной социокультурной ситуации усложняет решение вопросов формирования патриотизма у школьников. Трудности, связанные с усвоением весьма расплывчатых норм поведения и мотивов деятельности, отсутствием в обществе устойчивой системы ценностей, снижением информированности школьников по вопросам истории, попытки ее современной интерпретации оказывают негативное влияние на становление патриотической позиции личности. В связи с этим необходимо искать обновленные формы и методы патриотического воспитания, выявлять условия их реализации. Проектная деятельность, по нашему мнению, способствует самореализации учащихся и является эффективным способом формирования активной гражданской позиции школьников.

Гельсина КАРИМОВА, педагог-организатор школы №354 имени Дмитрия Карбышева;
Анна МОЧАЕВА, педагог дополнительного образования Центра эстетического воспитания детей