Что такое - быть директором школы? Не открою Америки, если скажу, что это колоссальная ответственность. Но действительно, так оно и есть - все ответы про управление будут связаны с ответственностью. А еще? Что значит быть директором школы сегодня?
Мне бы не хотелось зависеть от случайных факторов. Мы живем в таком сложном мире, с которым уже не справиться, перебирая варианты. Значит, надо вооружиться современными технологиями управления.
Однако не секрет, что красивые идеи, сталкиваясь с практикой, зачастую начинают искажаться, уплощаться, а то и вовсе трансформироваться в свою противоположность. Какие-то вещи планируешь, а они себя не оправдывают. А чему-то, наоборот, даже не придаешь значения, а оно выстреливает. Надо научиться более точно прогнозировать, чтобы двигаться более целенаправленно, а цели должны быть поддержаны всей системой управления - от воли руководителя до понимания функций каждого участника образовательного процесса. Это не общие фразы из инструктивных материалов и не пустое рассуждение: весь мой опыт работы директором школы убедил меня, что дело здесь не только и не столько в каких-то повседневных сложностях, а в согласованности работы всех звеньев и готовности каждого нести свой, пусть небольшой, кусочек ответственности. Если каждый знает, чего от него ждут, и готов отвечать за свой участок, то школа в своей повседневной жизни может отказаться от ручного управления в каждой мелочи, ручное управление, как хорошо знают пилоты, нужно только в самых сложных моментах. Но нет единого рецепта, который бы подходил каждой школе. И потому, что есть специфика школы, и потому, что директор - живой человек.
Для того чтобы все заработало, нужно правильно организовать процесс - алгоритм и методы управления. Но недостаточно абсолютно точного соблюдения алгоритма и инструкций. Есть субъективный фактор.
Я работаю в школе №224 уже 5 лет, за это время многое было сделано, мы сумели стать единой командой, достичь высокого уровня цифровой компетентности, выйти на международное сотрудничество. Приложили много усилий, для того чтобы выражение «работаем по ФГОС» стало конкретной реальностью. Чего стоит один только наш двухлетний проект по работе с метапредметами и метапредметными компетенциями под руководством Галины Леонидовны Копотевой!
А еще мы научились побеждать на конкурсах и олимпиадах (в этом году мы вышли на 79-е место в Топ-100 школ по результатам муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников), и не последнюю роль в этом играет презентация наших результатов и достижений: для учащихся наиболее значимыми стали фестивали (фестиваль проектов, фестиваль дополнительного образования «Шаги к успеху» и др.), а для педагогов - не только публичное поздравление с успехами их учеников, но и такие формы, как проведение мастер-классов для коллег на общегородских и районных мероприятиях. Провести мастер-классы доверяем только лучшим! А свой профессионализм наши учителя подтверждают постоянно, и не только на уроках. Мне было очень приятно, что уровень методических знаний позволил многим нашим педагогам принять участие в научно-практических конференциях - успешно сделать доклад и опубликовать статьи достойного качества. Обсуждение работы учителя на конференции само по себе уже стимул, а публикация статьи, да еще в сборнике, который вошел в базу РИНЦ, - показатель методических знаний и предмет особой гордости.
О важности презентации результатов можно долго говорить: благодаря им наши ученики и учителя чувствуют свою востребованность, свою нужность, у них растет самооценка, уверенность в себя, а значит, и результаты. Получается такой правильный круг взаимовлияния, который стоит один раз запустить, и потом он работает на школу уже практически без специального контроля директора.
Очень важным результатом, конечно же, является уверенный курс на грамотную работу в системе ФГОС, который мы взяли с самого начала и целенаправленно его придерживаемся. Системно-деятельностный подход, заявленный во ФГОС как основной, мы реализуем не только на уроках. К примеру, наши методические семинары и наши педагогические советы, построенные на основе этого подхода, уже три года проводятся в виде деловой игры. Сегодня уже точно можно сказать, что это сформированная традиция! В предлагаемых деловых играх каждый педагог (чаще всего это работа в группах) выполняет пусть небольшие, но важные и наиболее сложные кусочки своих проектов (воспитательных программ, учебных занятий, форм педагогической рефлексии, педагогических приемов и методических разработок). Каждый педсовет, каждый семинар посвящен какой-то очень важной проблеме, решить которую в одиночку учителям трудно.
Главным результатом своей работы за эти годы я считаю выработку общешкольной стратегии, которая на определенном этапе реализовалась в виде концепции развития школы, а теперь мы хотим наши концептуальные идеи довести до грамотной и непротиворечивой программы развития школы, которая была бы не просто бумажкой, но реальной системой реальных шагов.
Определяя сегодняшнюю стратегию, наверное, с точки зрения грамотного управленца, следовало бы сразу сослаться на ФГОС, показать, какие мы молодцы, как хорошо наши педагоги понимают ФГОС и работают в соответствии с ним, что мы придерживаемся рекомендаций и методических разработок для директоров школ на основе ФГОС. Все правильно. Но еще есть тот самый субъективный фактор управления. Многие требования к управлению школой вроде бы известны с самого начала и обязательны к исполнению. Но проходит время, и начинаешь понимать, что недостаточно знать и соблюдать формальную инструкцию. Вот так получилось с моей директорской ответственностью, когда со всей полнотой встали вопросы: а что на сегодняшнем этапе является стержнем моей управленческой стратегии? Как мне построить процесс получения легированного сплава под названием «успешная школа»? Какие мои личностные качества лучше всего помогут мне в этом? Чтобы мой директорский субъективный мир влиял на управление позитивно, его нужно осознать и целенаправленно использовать.
Пытаясь отрефлексировать свою главную директорскую задачу, на сегодняшний день я поняла, что лично для меня очень важно на этом этапе. Во-первых, честно признаю: это не только развитие, не только хороший результат сам по себе, но официальное признание уровня и статуса школы. Почему это важно? Он отражает социальную значимость школы, а значит, и всех педагогов, и учеников. Социальная значимость - основа смысла жизни. Если мы не будем иметь признания, депрессивные настроения не дадут нам развиваться дальше. Ну и конечно, официальное признание увеличивает зарплаты, позволяет улучшить материальное благополучие школы, а значит, запускается еще один правильный круговорот самоуправления.
Конечно, нам пока еще сложно угнаться за школами, имеющими многолетнюю традицию эффективной работы, грамотной организации процесса, но мы стараемся. Если школа не движется вперед, если у школы нет выдающихся результатов, если учителя и ученики не могут гордиться своей школой, то на всех лежит печать депрессии и упадка. Жизнь превращается в догонялки. Здоровые амбиции должны быть!
Во-вторых, для меня как для директора очень важно, чтобы была дисциплина труда, причем не тупое подчинение приказам и правилам и не безудержная креативность, а дисциплина, в основе которой лежат ответственное отношение педагога к своему делу и умение грамотно сочетать инициативу и исполнительность. И мне думается, что здесь нужно начинать с системы внутришкольного контроля.
И в-третьих, в школе должна возникнуть особая атмосфера, так как самым сильным развивающим фактором является среда, и в первую очередь это среда общения. Можно вспомнить пример с африканскими детьми, которые научились управляться с компьютером, который исследователи оставили в их полном распоряжении, абсолютно самостоятельно, но только тогда, когда их было много, когда они могли обсуждать и сравнивать. Еще можно вспомнить одну из самых популярных и самых сильных образовательных технологий - развивающее обучение, где главным фактором развития является метод, взятый из проблемного подхода, - обсуждение изучаемого материала, сравнение точек зрения, дискуссия, спор. Но мы не можем ждать, пока эта особая атмосфера возникнет, мы ее должны создать. Например, для хорошей атмосферы в школе в первую очередь нужно быть принятыми в районе, нужно иметь признание и одобрение родителей. Что нужно, чтобы тебя приняли, чтобы полюбили? Вот вопрос, который мы тоже еще не решили до конца.
Это и есть три кита моей управленческой стратегии.
По моим ощущениям, самой болевой точкой моей работы является внутришкольный контроль. Думается, что если все в школе будут точно выполнять свои функциональные обязанности и мои требования, то школа полетит высоко-высоко, управляемая нитью в наших руках (поплывет вперед, как великолепный быстроходный корабль, везущий своих пассажиров в прекрасное будущее, и никакие поломки не смогут его затормозить). Поэтому возникает соблазн проконтролировать всё и всех лично, а когда обнаруживается чья-то промашка, хочется наказать человека, чтобы больше неповадно было нарушать. Если не наказать, то поругать, как-то погрозить пальчиком, что ли... Я иногда действительно ощущаю себя в роли строгого родителя, который переживает за своих детей-педагогов. Мой характер - сильный, я быстро реагирую и поэтому могу сказать тому, кем недовольна, что-то резкое, но учителя прекрасно знают, что это от переживания за школу, мы всегда более строго относимся к тем, кого любим, за кого переживаем. Они знают, что я потом успокоюсь, и мы продолжим работать дальше в обычном режиме, главное - исправить промашку. Мне очень хочется, чтобы школа была в числе лучших, чтобы все наши ученики с радостью шли в школу, а родители улыбались на родительских собраниях. Может, так и надо делать? Выкладываться до предела, лично проверяя и перепроверяя все снасти моего корабля?
Соблазн? Да. Это, конечно, дает ощущение удовлетворенности от того, что я делаю очень полезное дело, что без меня школа не будет столь хороша... И в первый год работы в школе я практически так и делала. Но все чаще и чаще в вечерние часы, когда от усталости даже не хватало сил собраться и пойти домой, меня посещали мысли, что я что-то делаю не так. Не подумайте, что я не знала или забыла прописную истину любого управленца, что всех невозможно лично проконтролировать и нельзя держать школу, пусть даже такую небольшую, как наша, на ручном управлении. Уровень классности любого учреждения, любого предприятия определяется в том числе по способности работать как часы независимо от повседневного контроля руководителя. Поэтому, конечно же, я стремилась работать в команде, поддерживая наиболее тесную связь с моими замами и наиболее ответственными учителями, которым можно было поручить серьезный участок работы. Можно целую книгу написать о том, какие у нас учителя молодцы, как они стараются, какие интересные и важные дела свершились благодаря им... Но наши достижения растут, о них можно почитать на сайте школы («Отличный сайт»), учителя награждены и отмечены разнообразными благодарностями, а работа директора... становится все труднее и труднее.
Недавно прочла статью о том, что три российских вуза вошли в Топ-100 мировых вузов, и ректор МФТИ, вошедший в число от российских вузов помимо МГУ и СПбГУ, Николай Кудрявцев пояснил, что это стало возможным благодаря участию в программе 5-100 по повышению конкурентоспособности российских учебных заведений на мировой арене. А программа 5-100, по его словам, так построена, что каждый вуз сам анализирует свои сильные стороны, видя конечную точку, куда нужно прийти, и двигается к этой точке своей дорогой. Школы Москвы придерживаются похожей стратегии, благодаря тому что поддерживается инициатива, поддерживаются школы, у которых есть свой путь.
Какой же путь у нашей школы? Правильнее спросить: какой ресурс нужен, чтобы субъективный фактор из препятствия превратить в преимущество? Мне кажется, что ответ кроется в обращении к методам построения индивидуальной траектории развития. Для ученика, для школы, для учителя. Если мы хотим добиться того, чтобы у школы был свой путь, чтобы каждый ученик мог построить свою индивидуальную траекторию развития, то и учителя тоже должны иметь возможность строить свою траекторию профессионального роста. Только вот каждому нужны помощники. Ученику помогает учитель, учителю - директор и замы, а кто будет помогать им? Я считаю, что сегодняшней школе нужны грамотные консультанты - ученые-методисты, ученые-психологи, которые в повседневной практике будут помогать нам строить стратегию и тактику, выстраивать  траекторию полета.

Инна ГОЛОВЛЕВА, директор школы №224