Мы прошли курсы в Башкортостане, закупили все необходимое оборудование, - рассказывает заместитель директора Петр Федотович Савичев. - Сейчас у нас 40 пчелосемей и 16 ульев. С каждого улья собираем до 12 килограммов меда!
Мы с Петром Федотовичем находимся как раз на пасеке, пригрело солнце, и ребята вместе с педагогом открывают ульи - скоро все зацветет, и пчелы смогут собирать пыльцу. Учителю помогают двое школьников - пятиклассник Егор Давыдов и семиклассник Андрей Трофимов.
Ребята работают в специальных масках, и по тому, как они уверенно открывают ульи, видно, что в этом деле они уже не новички.
- Проводился анализ башкирского и амурского меда, так вот наш мед оказался на 30 процентов полезнее, - рассказывает Петр Федотович. - А знания по пчеловодству ребятам пригодятся в собственном хозяйстве. После того как школа прибрела ульи, многие жители села тоже стали заниматься пасекой, ведь мед не только вкусный продукт, но и от всех болезней лечит... Он у нас в основном цветочный, из разнотравья, душистый и очень целебный...
Кстати, нашу программу по пчеловодству активно поддерживает глава улуса. А ребята не только работают на пасеке, но и занимаются научно-исследовательской работой - изучают целебные свойства нашего меда. У них ведется такой предмет, как пчеловодство, а также другие элективные курсы по разным агронаправлениям.
Ребята придумали сами сделать будку на тракторном прицепе, чтобы можно было там находиться и охранять пчел. У школы восемь с половиной гектаров земли, есть также свой «Агротехнопарк» на базе Октемского филиала Якутской государственной сельскохозяйственной академии. Помимо пчеловодства школа выращивает различные овощи - капусту, морковь, картошку. Есть здесь и свой табун из девяти голов.
- В год мы зарабатываем до 500-600 тысяч рублей, а часть выращенной продукции, а также мед используем для приготовления пищи, - говорит заместитель директора.
Мы создаем условия для воспитания социально адаптированной личности школьника через приобщение к сельскохозяйственному труду.
В школе часто проводятся различные мероприятия, на которые приглашают ребят и педагогов из других школ улуса. «Мы стараемся делиться своими знаниями со всеми, кто хочет тоже открыть в школе пасеку», - говорит директор школы Калиста Федосьевна Афанасьева. Директору удалось собрать в школе коллектив увлеченных своей работой педагогов, их интерес передается и детям, которые понимают - полученные в школе знания пригодятся в жизни...

с. Октемцы, Якутия

​Только факты

В Республике Саха (Якутия) функционируют 96 агрошкол. Анализ их деятельности показал, что школы выбирают традиционные виды хозяйственной деятельности: оленеводство, рыболовство, охота, коневодство, собирательство, разведение крупного рогатого скота, а также земледелие. Можно выделить особое направление - пчеловодство.
Увеличилось количество выпускников, поступивших в учреждения среднего и высшего профессионального образования сельскохозяйственной направленности: с 22,7% в 2014 году до 31,9% в 2016 году.
Все агрошколы ведут опытническую экспериментальную и исследовательскую работу по разным направлениям сельского хозяйства и природопользования. Научными руководителями и наставниками школьников являются ученые СВФУ имени М.К.Аммосова, ЯГСХА.

Досье «УГ»

Министерством образования Республики Саха (Якутия) учреждены новые критерии деятельности агрошкол по трем группам показателей:
1. Повышение качества образования (средний балл по математике, по русскому языку, по иностранному языку, доля выпускников, поступивших в СПО, вуз сельскохозяйственной направленности, средний балл на «Профи-учитель», доля учителей с первой и высокой квалификационной категорией).
2. Создание условий для развития способностей детей (доля обучающихся по программам углубленного и профильного обучения, занявших призовые места в творческих конкурсах по профилю, занявших призовые места в предметных олимпиадах, по программам профильной профессиональной подготовки, доля внебюджетного дохода на одного обучающегося).
3. Создание условий для укрепления здоровья детей (доля обучающихся, охваченных спортивными секциями, сдавших нормативы физкультурного комплекса «Готов к труду и обороне», сдавших нормативы физкультурного комплекса «Эрэл», доля детей 1-й и 2-й группы здоровья, доля обучающихся, занятых трудом в летнее (каникулярное) время).

Статфакт

Распространяется опыт агрошкол, создающих новые организационные модели образования в сельской местности, в практической деятельности апробируются новые технологии сельскохозяйственного производства и профессиональной подготовки школьников, разрабатываются учебные пособия, практикумы, учебные программы. В 2011 году издан учебно-методический комплект А.В. Чугунова «Основы животноводства» (учебная программа, учебный план, учебное пособие, практикум). В настоящее время разрабатываются пособия по растениеводству, оленеводству. Школы ощущают нехватку учебных, методических пособий, на это мы должны обратить особое внимание.
В этом году впервые провели региональный этап Всероссийского интеллектуального конкурса «Начинающий фермер». Победителем конкурса признана 2-я хомустахская средняя школа, защищавшая бизнес-план по развитию овцеводства в условиях Крайнего Севера. Научное методическое сопровождение осуществлялось сотрудниками ЯНИИСХ. В середине апреля ученическая производственная бригада 2-й хомустахской школы приняла участие в финале конкурса в городе Москве.