В 1997 году произошел переворот в правовом сознании человечества. 13 сентября 1997 года была принята Декларация ООН о правах коренных народов мира и 12 ноября Декларация ЮНЕСКО «Об ответственности нынешних поколений перед будущими поколениями». В последней выделены основные сферы, в которых защита потребностей и интересов людей будущего наиболее важна: сохранение мира, сохранение генома человека, сохранение (или создание) справедливых институтов, сохранение достаточного количества природных ресурсов, сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение культурного наследия человечества, сохранение биологического разнообразия. Эти принципы основываются на этических императивах и трансформируются в национальном праве государств. В плоскости действующего законодательства принципы ответственности нынешних поколений перед будущими реализованы в Финляндии, где с 1993 года активно действует комитет финского парламента по делам будущего, и с 2008 года в Венгрии, где работает институт уполномоченного по делам будущих поколений.
Осознание прав будущих поколений проникает в правовое пространство России. Конституция РФ признает и утверждает права будущих поколений. С 1994 года была реализована президентская федеральная программа «Дети России», включающая целевые программы: «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», «Одаренные дети», «Организация летнего отдыха детей», «Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев». Затем в 2007 году была принята федеральная целевая программа «Дети России» на 2007-2010 годы.
В Республике Саха (Якутия) в 1994 году была принята президентская программа «Дети Республики Саха (Якутия)» с 5 подпрограммами: «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Одаренные дети», «Дети Арктики», «Развитие индустрии детского питания», «Организация отдыха, занятости и оздоровления детей». Комитет по делам семьи, женщин и демографической политике при президенте РС(Я) координировал ход программы, нацеленной на улучшение положения детей, создание благоприятных условий для их жизнедеятельности, обучения и развития. Подпрограмма «Дети Арктики» защищала интересы детей, живущих на Севере. Финансирование программы осуществлялось в отдельности по каждой подпрограмме и имело инвестиционную составляющую для строительства социальной инфраструктуры для детей.
Демографический потенциал населения российской Арктики
С 1990 по 2011 год численность населения Севера России уменьшилась с 9 миллионов 807 тысяч до 7 миллионов 967 тысяч человек, то есть совокупные потери северных территорий составили 1 млн 840 тысяч человек. При этом на европейскую часть российского Севера приходится 67,6% потерь, на азиатскую - 32,4%. В 2010 году на Севере России родились 115296 детей, из них в европейской части - 44226, в азиатской - 71070. Положительный естественный прирост азиатскому Северу обеспечивают Республика Саха (Якутия), Таймырский (Долгано-Ненецкий), Ханты-Мансийский - Югра, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Необходимо также заметить, что за последние 10 лет наметилась положительная тенденция роста рождаемости. Смертность имеет тенденцию снижения с 2006 года. Однако в период с 1989 по 2010 год доля детей в составе населения северных территорий уменьшилась с 29,3% до 19,2%, или на 34,5%. Север теряет молодое население более интенсивно, особенно в возрасте до 19 лет.
На российском Севере в демографическом развитии и обеспечении отраслей народного хозяйства трудовыми ресурсами складывается крайне неблагоприятная ситуация, и если для ее исправления не приложить максимум усилий, в первую очередь со стороны государства, то последствия могут быть необратимыми. Это касается заселенности стратегически и геополитически важных земель, сохранения уникальных северных народов.
Сегодня осваивать Север прежними методами не представляется возможным. Демографический кризис подтолкнул организации искать иные пути, и в первую очередь через развитие человеческих ресурсов, их образование.
Необходимо предложить и обосновать законодательные инициативы, перечень экономических стимулов и социальных гарантий, направленных на обеспечение прав будущих поколений арктических жителей, определить уровни ответственности и государственной поддержки демографических и миграционных мероприятий по привлечению и закреплению молодежи в районах Севера и Арктики. Однако наблюдается отход российского отраслевого федерального законодательства от позиций защиты прав коренных малочисленных народов, достигнутых до 2000 года. Появились угрозы будущим поколениям народов Арктики в виде утери следующих позиций: угроза самоопределению - отсутствие в паспорте определения национальной принадлежности; угроза самоуправлению - выхолащивание сути национально-административных образований; экологическая угроза - глобальное изменение климата, ухудшение состояния пастбищ, чистоты рек и озер, здоровья животных и рыб, а также угроза изъятия территорий исконных земель.

Дети Севера и Арктики в государственной программе
Основополагающими принципами хозяйственного освоения Арктической зоны Российской Федерации утверждены:
- максимальная ресурсоэффективность;
- максимальное природосбережение;
- предоставление людям, находящимся на территории Арктики, современных возможностей жизнеобеспечения и удовлетворения их основных социально-бытовых и культурных потребностей;
- максимальное сохранение и развитие возможности для традиционного проживания коренных малочисленных народов Арктической зоны Российской Федерации.
Таким образом, впервые Арктическая зона Российской Федерации выделена в отдельный объект государственного управления, определены его основные принципы и направления в Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года в государственной программе «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года», обозначены сухопутные границы Арктической зоны.
Республика Саха (Якутия) предлагает включить в Арктическую зону территорию 13 улусов, расположенных по системе рек, впадающих в Ледовитый океан: Анабар, Лена, Яна, Индигирка, Колыма. Эта площадь равна 1608,8 тысячи километров (52,2% территории Якутии), где проживают 69400  человек (на 1 января 2014 года).
Механизмом реализации вышеназванных документов стало утверждение Основных направлений реализации мероприятий государственных программ Российской Федерации, инфраструктурных и промышленных объектов, перспективных планов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и организаций, реализуемых на территории Арктической зоны Российской Федерации. Из 170 мероприятий, реализуемых согласно данному перспективному плану, предусмотрено строительство лишь шести объектов социального назначения. Не разрабатываются меры социальной поддержки населения Арктики, в том числе коренных малочисленных народов. Из общего бюджета программы в сумме 1 086 418 384,05 тысяч  рублей не выделены целевые средства на обеспечение прав будущих поколений, не определены в отдельную подпрограмму «Дети Севера и Арктики», в которой бы решались проблемы детского населения и закрепления молодежи, родившейся на арктических территориях. Такой перекос в планируемых и реализуемых государственных программах, призванных обеспечить устойчивое развитие Арктической зоны, не соответствует стратегии и программе социально-экономического развития АЗ РФ.
Любые планы невозможно реализовать без трудовых ресурсов, а освоение Арктики - без укоренения населения с российской арктической идентичностью. Закрепление населения АЗ РФ невозможно без заботы о подрастающем поколении. Права будущих поколений арктических россиян на достойное развитие должны быть в центре государственной программы развития Арктики.
В 2012 году утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Среди основных задач указана защита образовательных прав детей, принадлежащих к национальным и этническим группам, проживающим в экстремальных условиях районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Однако содержание программы по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей не выделяет эту особую, наиболее уязвимую группу подрастающего поколения. Необходимо уже сейчас задуматься, каким будет поколение-2030.
В 2017 году завершается срок реализации Национальной стратегии действий в интересах детей. Следовательно, актуализируются следующие задачи перед научным сообществом, занимающимся проблемами детства:
1. Разработать научное обоснование прав будущих поколений россиян применительно к новым социальным реалиям детства в России.
2. Разработать программу «Дети Севера и Арктики» в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
3. Включиться в разработку продвижения нового государственного акта по защите прав детей России с 2017 года, продолжающего Национальную стратегию действий в интересах детей.
Предложения:
1. Заключить договор о сотрудничестве между Российской академией образования и правительством Республики Саха (Якутия) о научном обосновании разработки программы «Дети Севера и Арктики» в государственной программе Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года».
2. Правительству РС(Я) войти с предложением руководству России о продолжении Национальной стратегии действий в интересах детей РФ на предстоящий период в соответствии с новыми вызовами перед детством. Правительство РС(Я) может взять на себя инициативу по разработке направления «Дети Севера и Арктики» как одной из актуальных геополитических и стратегически важных задач национальной безопасности России.

Ульяна ВИНОКУРОВА, профессор, доктор социологических наук Якутск