Тема форума «Открытая школа» открывает широкие возможности для обсуждения перспективных направлений развития системы образования Российской Федерации. Его цель - дать старт новым общественным инициативам через обсуждение механизмов формирования открытого образования как гибкой и доступной системы, когда «весь мир становится образованием».
Организаторы Ленского образовательного форума - Министерство образования Республики Саха (Якутия), Институт образовательной политики «Эврика» при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Планируется, что мероприятие пройдет под эгидой ЮНЕСКО.
К участию в форуме приглашаются руководители государственных и муниципальных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, представители институтов развития образования и повышения квалификации, педагогической общественности, науки, бизнеса, общественных объединений граждан.
Ленский образовательный форум «Открытая школа» призван стать открытой дискуссионной площадкой для обсуждения механизмов придания системе образования качеств открытой системы - образовательного пространства, доступного любому желающему и обеспечивающего образование в ритме, удобном обучающемуся, предполагающего формирование сообщества, где образование реализуется в сетевом взаимодействии на принципах кооперации и деятельностного обучения.
В рамках форума планируется провести открытые дискуссионные площадки по содержательной проблематике открытой школы, совещание руководителей государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации, выставку «Открытое образование», межрегиональный конкурс эффективных управленческих проектов, детскую программу.
Новые цели образования предполагают необходимость формирования открытого образования, гибкой и доступной системы, успевающей удовлетворять быстро меняющиеся потребности общества, образование, «открытое в будущее».
Проблематика открытого образования - это инновационное явление в российской системе образования, связанное с актуальной задачей реализации глобальной концепции, выдвинутой ЮНЕСКО, «Образование для всех», признающей право каждого гражданина, вне зависимости от социально-экономических факторов его жизни, на качественное образование.
Для достижения целей открытой школы необходимо создание образовательной системы, открытой во внешнюю среду, предусматривающей выход за рамки школьной образовательной программы и занятий. Ресурс общего образования - видовое разнообразие образовательных программ, предлагаемых образовательными организациями, а также интеллектуальные и творческие ресурсы любых организаций и профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений.
Центральное место в дискуссиях по обсуждению совокупности проблем открытой школы будет отведено основной идее - созданию условий для получения обучающимися и воспитанниками индивидуализированного образования при условии сохранения единого образовательного пространства Российской Федерации и сохранения массовости дошкольного, общего и дополнительного образования детей.
Значительное место будет отведено проблематике дошкольного образования, целью которого должно стать развитие и формирование личности ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Ключевыми для обсуждения станут вопросы, связанные с созданием пространства для деятельности и сопровождения его индивидуального развития, благоприятной социализации и усвоения ключевых компетенций в условиях свободы выбора деятельности, а именно: индивидуальный образовательный маршрут ребенка с учетом склонностей, интересов детей, потребностей родителей, открытость образовательного пространства, востребованность специалистов, обладающих определенными видами ремесла и образовательными технологиями («игромастер»), и тьюторов, психолого-педагогическое сопровождение семейного образования и раннего развития детей с внутриутробного периода, создание современной инфраструктуры детского сада, воплощающей идеи свободной детской деятельности, многофункциональности, трансформируемости оборудования, учета климатогеографических и этнокультурных особенностей региона, государственно-частное партнерство в обеспечении доступности дошкольного образования.
В условиях перехода к созданию условий для индивидуализации образования как стратегии процесса обучения актуализируется проблематика сети образовательных организаций, реализующих индивидуальные образовательные программы обучающихся.
Значительное место в дискуссиях по индивидуализации образования займут теория и практика сетевых форм организации образования, реализации сетевых образовательных программ как открытой многоуровневой и поливариантной системы, задающей ситуацию свободного выбора и взаимодействия.
Особое внимание будет уделено концептуально-содержательным, нормативным, финансовым, организационным вопросам интеграции образовательных программ образовательных организаций разных уровней, профилей и ведомственной принадлежности как объективно необходимого условия в построении преемственных образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образования.
Широкие возможности для дискуссии задает такая существенная характеристика открытого образования, как стирание границ между общим и дополнительным образованием, превращение их в равноправные и взаимодополняющие друг друга компоненты, необходимые для полноценного развития каждого ребенка.
Корневой вопрос формирования открытого образования - это изменение профессиональной позиции педагога. В современных условиях, когда информационные технологии позволяют получить любую информацию, учитель уже не является единственным носителем знания. Педагогическая деятельность будет нацелена на выстраивание индивидуальной траектории самодвижения субъектов образования.
Новая цель образования, ориентированная на индивидуализацию, предполагает, что ключевой педагогической функцией становится образовательная диагностика интересов ребенка и подготовка предложений по его образовательному маршруту в условиях разнообразия образовательных программ, т. е. тьюторство. Массовая подготовка педагогов к выполнению этой относительно новой педагогической функции предполагает стать одной из узловых обсуждаемых тем.
Модель непрерывного педагогического образования также требует модернизации на принципах практикоориентированности и сетевого взаимодействия, когда равными партнерами в процессе подготовки педагогов становятся вуз и школа, детские сады, организации дополнительного образования и другие заинтересованные организации.
Не менее дискуссионной является проблематика, связанная с введением с 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога всех уровней общего образования, единого подхода к профессиональным компетенциям педагога дошкольного образования и учителя.
Одной из центральных для дискуссий тем станет инфраструктура открытого образования, построение единого образовательного информационного пространства, создающего условия для преодоления институциональных, территориальных, экономических барьеров образования, создающих условия для расширения спектра образовательных программ различных уровней, распространения образовательных ресурсов, инновационных образовательных технологий.
Проблематика создания единой образовательной информационной среды является, безусловно, магистральным направлением развития системы открытого образования.
Открытая школа потребует перехода от методологии контроля качества к методологии управления качеством образования, ориентированной на выстраивание системы оценки качества, имеющей не только государственную, но и общественную составляющую. Общественное участие в управлении и контроле качества образования, независимая оценка качества, прозрачность, полнота и доступность информации об учебных заведениях и образовательных организациях, система мониторинга как мобильная информационная система, предназначенная для обеспечения эффективного стратегического управления развитием системы образования на разных уровнях, - вот далеко не полный перечень тем для обсуждения проблем управления качеством образования.
Одной из основных фундаментальных проблем, требующих обсуждения, являются финансово-экономические механизмы обеспечения получения индивидуализированного образования в открытой школе, выходящей за рамки школьной образовательной программы и занятий. Оплата труда педагогов, предлагающих видовое разнообразие образовательных программ, а также профессионалов, чья деятельность интересна детям разных возрастов, разных увлечений.
Обсуждение проблематики индивидуализации обучения тесно связано с развитием системы поддержки талантливых детей. Система диагностики детских способностей и одаренности, создание необходимых условий для их сопровождения и развития, особенности содержания и проектирования их индивидуальных образовательных программ, баланс индивидуального и коллективного в организации их обучения - все эти вопросы требуют взвешенного подхода и эффективных механизмов их решения.
Представляется социально значимой организация в рамках Ленского образовательного форума детской площадки, в работе которой примут участие представители многообразных форм детских и юношеских объединений. Предметом обсуждения на ней станут актуальные проблемы детского общественного движения как формы самовыражения, самоопределения и социализации личности ребенка.
Для самовыражения, выстраивания коммуникаций друг с другом, жителями города, широкой общественностью возможна организация участниками Ленского образовательного форума массовых художественных акций, флешмобов, перформансов или импровизированных монстраций.
Обсуждение на Ленском образовательном форуме механизмов индивидуализации образовательных траекторий, открытого рынка образовательных программ, интеграции общего и дополнительного образования, развития системы поддержки талантливых детей, трансформации педагогической позиции и педагогических функций, усиление общественного участия в управлении и оценке качества позволит дать старт новым общественным инициативам по реализации заявленной образовательной парадигмы.
Результатом работы Ленского образовательного форума станет подготовка и принятие следующих документов:
    соглашение о совместных действиях по разработке механизмов реализации обсуждаемой проблематики, в том числе предложения об определении направлений ФЦП на 2021-2025 годы в соответствии с идеями открытого образования;
    обращение к органам государственной власти, бизнес-сообществу, общественности о присоединении к реализации идей открытой школы;
    резолюция об организационных, нормативно-правовых, финансовых и других механизмах реализации направлений открытой школы.

Материал предоставлен Министерством образования Республики Саха (Якутия)