Я помню, как одиннадцать лет назад мама за руку вела меня в школу. Тогда, кроме страха, я ничего не испытывала. Это чувство было таким сильным, что мне хотелось развернуться и побежать в сторону дома, однако нужно было идти вперед. Вперед и только вперед, туда, где царит неизвестность. Но вот школьная линейка, улыбающаяся первая учительница и такие же, как и я, маленькие дети с огромными букетами, за которыми прячутся испуганные глаза. Я почувствовала что-то родное во всем этом, и сразу стало совсем не страшно. Так началась моя школьная жизнь. Мои одиннадцать лет. Пока большая часть жизни.
«Школьные годы чудесные...» Слова советского писателя Евгения Ароновича Долматовского очень точно описывают то время, когда мы полны надежд и радости. Прелесть школьной жизни в том, что ты всегда чувствуешь опору и поддержку учителей. Понимаешь это, к сожалению, тогда, когда прозвенел последний звонок. Он, как будильник, вдруг пробуждает в сознании то, что все эти годы дремало. Поддержка учителя как воздух, который не замечаешь, но без которого невозможно обходиться. Кто бы что ни говорил, но они принимают участие не только в процессе нашего обучения, но и в процессе воспитания. Учителя воспитывают в нас культурных, духовных и нравственных людей. За это стоит благодарить преподавателей литературы, которые помогают нам погрузиться в произведения, с головой окунуться в атмосферу, описываемую на страницах книги, и прожить жизнь за героя. Не зря по этому поводу известный советский и российский филолог, культуролог и искусствовед Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Литература, пожалуй, самый важный предмет для становления личности. Литература дает возможность человеку как бы прожить жизнь за героев произведения».
Школа занимает очень важное место в жизни ребенка. В школу приходит маленький человек, а выходит из нее уже личность, за спиной которой не только знания в различных областях, но и некоторые жизненные уроки. Да, в стенах школы детям приходится преодолевать множество преград. Например, общение со своими одноклассниками. Казалось бы, найти общий язык с ровесниками легко. Но так происходит далеко не всегда. Все мы разные, у каждого свои вкусы и пристрастия, свои взгляды на ту или иную ситуацию. Школа же учит нас контактировать с окружающими нас людьми, без чего во взрослой жизни не обойтись. Общаясь с людьми, мы присматриваемся к ним, пытаемся понять и проанализировать их поступки. Таким образом, мы учимся отличать хорошее от плохого, доброе от злого, хитрое от прямого, правду ото лжи.
Но проходят годы, мы взрослеем, и на нашем пути появляются преграды, которые мы должны преодолеть. Одна из таких трудностей - экзамены. Как переживаем мы, ученики! Как боимся не сдать! А каково учителям? Что они чувствуют? Они так же, как и мы, беспокоятся, переживают, боятся за наши результаты, за нашу судьбу. Они всячески поддерживают нас и настраивают исключительно на положительный результат. Правда, делают они это по-разному. Например, некоторые из учителей более строги в этом плане. Они считают, что жесткая дисциплина поможет нам перебороть свой страх. Другие, наоборот, выбирают иную тактику, поддерживая учеников спокойствием и уверенностью в своих действиях. Я лично знакома и с первым, и со вторым типом преподавателей. Мои учителя математики и русского языка и литературы были совершенно разными, по-разному настраивали нас на предстоящие экзамены, по-своему морально поддерживали, но всегда были рядом.
Но школьные годы запоминаются не только экзаменами и переживаниями, связанными с ними. Пожалуй, одним из самых запоминающихся дней для каждого ученика является праздник «Последний звонок». В этот день в большом актовом зале школы собираются все близкие нам люди: и администрация, и учителя, и родители, и друзья. Вся эта атмосфера прощания со школой всегда начинается торжественными словами, продолжается веселым концертом, а заканчивается финальной песней, которая ставит точку в школьной жизни выпускников. Последний звонок очень сильно объединяет коллектив, ребята чувствуют себя частью огромного механизма, усиленно репетируют, придумывают выступления, продумывают все мельчайшие детали, доводя сценарий до идеала. Вся эта атмосфера также оставляет отпечаток в душе выпускников, навсегда сохраняя в памяти тот момент, когда, стоя на сцене, ты слушаешь звонок, которой звенит для тебя в последний раз.
Школьные годы - это долгий, длинный и трудный путь. На нем ученики встречают хороших и плохих людей, мелкие и более глобальные проблемы, находят поддержку учителей, а также узнают много всего нового и интересного. Школа открывает перед нами свои двери, но никогда не закрывает их. Это значит, что даже через много лет мы можем прийти туда, как к себе домой, навестить учителей, людей, давших нам столько знаний и умений, научивших нас не только писать, читать и считать, но и взаимодействовать друг с другом, помогать, дружить, любить и уважать окружающих. За все это мы должны быть благодарны школе.
Школа! Сколько всего стоит за этим словом! Школа - это не просто одиннадцать лет хождений на уроки, писания конспектов и изучения предметов. Школа - период взросления человека, ведь приходим мы в школу детьми, а выходим из нее личностями.

​Карина КОЛГАНОВА, ученица 11-го «А» класса школы №302 Фрунзенского района Санкт-Петербурга